Протоиерей Олег Хижняков
Анатомия лести
Всегда ли лесть неискрення? Можно ли обрести любовь с её помощью? Поможет ли обличение преодолеть склонность льстить? Чем лесть отличается от благодарности? На все эти вопросы ответил протоиерей Олег Хижняков, настоятель храма Святого Духа Славянска.
Со всем, что святые отцы определили как грех, человек так или иначе сталкивается в жизни: либо сам совершал, либо кто-то из его окружения. Грани между грехами настолько размыты, что часто невозможно сказать, где заканчивается один и начинается другой. Однако разбираться в них всё-таки нужно. Если болеющий человек обращается к врачу с жалобами на головную боль, тот сначала задаёт множество вопросов, чтобы правильно поставить диагноз.
Терапевт или невропатолог может объяснить причину болей только на основании серьёзного анализа самочувствия пациента, потому что этих причин может быть множество. Правильный диагноз необходим, чтобы назначить нужное лечение и потом, в будущем, защитить человека от рецидива. Так и в духовной жизни: духовник на исповеди или во время духовной беседы выслушивает человека, задаёт вопросы, чтобы понять, почему он обременён тем или иным грехом. Он должен подсказать духовному чаду правильный выход из ситуации, используя в первую очередь Священное Писание, опыт Церкви, а также свой пастырский опыт.
Похвала порабощает
Как и любой другой грех, лесть тоже может быть многоликой. Она может поражать нашу душу разными путями. Кто-то желает угождать определённым людям с целью получить их благосклонность, а в итоге — какие-то жизненные преференции и дивиденды. Другой случай — когда человек горделив и ждёт лести от других. Если он её не получает, то начинает унывать: почему так? Меня не замечают? Разве я не достоин внимания? Отсюда развиваются уныние, печаль, тоска, неудовлетворённость.
Самое главное, чтобы человек, заботящийся о своей духовной жизни и спасении, был внимательным к себе. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Человек, знай себя — и будет с тебя». Многие святые отцы уделяли большое внимание борьбе с грехом лести. Их жизнь проходила в монастырях, где главным деланием духовной жизни было обретение смирения, а через него — приобретение любви. С помощью лести обрести любовь нельзя.
Нет ничего плохого в том, что мы кого-то похвалим, однако похвала способна порабощать человека. Например, дети хорошо спели колядки на рождественском празднике, священник их заслуженно хвалит, но через время оказывается, что они без похвалы делать ничего не хотят. Родители очень часто взращивают в ребёнке желание лести. Им надо уделять внимание тому, как и за что они хвалят ребёнка, чтобы не приучить его к этому греху, ведь когда чадо вырастет, ему будет очень сложно в жизни. Мы все по натуре такие: хотим, чтобы нам говорили утешительные слова, желаем заботы и внимания, но забываем, что сами не спешим проявить их по отношению к другим.
Ведя духовную жизнь, важно быть внимательными к себе. В Евангелии Спаситель не раз осуждал именно страсть лести, потому что иудейские вожди и священники того времени любили «предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!» (Мф. 23:6-7). Мы в своей повседневной жизни тоже должны избегать пристрастия к лести и превозношению. Это не значит, что в борьбе с лестью нужно становиться обличителями — так мы можем впасть в грех осуждения. Стараясь избежать одной страсти, рискуем погрузиться в другую, из которой тоже очень тяжело выбраться. В этих случаях нужно быть очень острожными. Снова не могу не вспомнить слова преподобного Амвросия. Когда его спрашивали, как жить, он отвечал: «Жить — не тужить, никого не обижать, никого не осуждать, и всем моё почтение!» Казалось бы, простые слова, но они многому учат.
Святые отцы о лести:
«Лесть есть скрытое злодеяние против ближнего, совершаемое под личиною добра» (свт. Василий Великий).
«Если не обольщаешься, когда тебе льстят, то не поскорбишь, когда злословят» (прп. Ефрем Сирин).
«Ты хвалишь и дурное ради лести, но не так бессмыслен тот, кому расточается лесть; он должен возненавидеть того, кто хвалит его из-за грехов» (свт. Иоанн Златоуст).
«Лесть делает человека гордым и бесстрашным, она увлекает ум в пучину удовольствий, она располагает человека не признавать Бога, не помнить своей слабости и не вспоминать о дне смерти и Суда; она — открытый путь для всех зол» (свт. Иоанн Златоуст).
«Льстец есть слуга бесов, руководитель к гордости, истребитель умиления, губитель добродетелей, отводитель от истинного пути» (прп. Иоанн Лествичник).
Как победить лесть?
Прежде всего, нужно быть правдивым с самими собой. Второе — постараться ровно выстраивать отношения с людьми, которые нас окружают, независимо от того, превосходит ли кто-то нас по должности, социальному, финансовому положению, зависим ли мы от него — или же это абсолютно простой человек, который ничем не может быть нам полезен. Если вы будете равны по отношению ко всем, то это будет уже немалым шагом в борьбе с грехом лести.
Человек верующий за любые благодеяния и успехи должен благодарить Бога. Если мы поставим Его на первое место, то будем воспринимать всё хорошее как данное Им. Замечательно, если доводится общаться с человеком, не отягчённым любовью к лести. Тогда в наших попытках польстить он сам нас остановит. Знаю случай, когда человек, находящий ниже по званию, хвалил своего начальника. Делал это искусно и красноречиво, а тот, будучи человеком духовным, ответил: «Да, наш друг сказал, каким должен быть начальник и руководитель», — не применив его слова к себе.
Конечно, нужно благодарить начальников и благодетелей, но наша благодарность не должна перерастать в лесть, потому что где она, там неправда. Лесть не может быть правдой. В словах лучше быть лаконичным, а свою признательность доказывать делом. Порой достаточно просто хорошего, добросовестного выполнения своих обязанностей. Любому начальнику будет гораздо приятнее, если вместо пустых слов похвалы и лести подчинённые начнут выполнять работу в срок и качественно.
Отличить лесть от благодарности просто: первая предполагает какую-то личную выгоду, вторая бескорыстна. Если мы что-то делаем, не нужно ждать благодарности. Путь люди благодарят Бога, а принимать что-то на свой счёт не стоит.
Мы всегда должны помнить, что наш главный помощник во всём — Господь. В трудной ситуации лучше не льстить людям, которые могли бы оказать поддержку, а обращаться к Богу, просить помощи у Него и святых. Главное, чтобы наша духовная жизнь не стояла на месте. Господь не раз будет давать возможность испытать себя. Надо стараться проходить эти экзамены если не на отлично, то хотя бы на какую-то удовлетворительную оценку — причём замечу, что не мы должны себе её ставить. Самое главное — не воспринимать похвалы на свой счёт, не считать себя чего-то достигшими, а благодарить за всё Бога и стараться стать ещё лучше.
Записала Екатерина Щербакова