Священник Александр Хворост
Анатомия осуждения
Реально ли победить привычку осуждать? Как определить грань между критикой и осуждением? Связан ли грех осуждения с уровнем образования? Священник Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина Дружковки, делится мыслями о самом распространённом грехе современного общества.
Осуждение или рассуждение?
Осуждение — это такой духовный недуг, который можно считать одним из проявлений тщеславия. Человек начинает превозноситься над ближними и считать себя лучше других, и тогда автоматически осуждает их. Не задумываясь, что делает, он ставит себя на место Бога — в том смысле, что начинает выносить приговоры, судить, навешивать ярлыки на ближних. Этот грех намного глубже, чем мы можем подумать.
Осуждать других — плохо, это понимает каждый. Сам Христос говорил: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:1-2). Сам Спаситель никогда никого не осуждал. Даже когда Его распинали, Он молился о прощении своих палачей, говоря: «Отче, прости им, ибо они не ведают, что творят» (Лк. 23:34).
Повсеместно бытует поговорка «мы не осуждаем, а рассуждаем». Конечно, это просто попытка самооправдания, чтобы успокоить свою совесть. Где проходит граница между осуждением и рассуждением? Самый универсальный рецепт — максимально стараться никого не судить. У нас нет на это морального права. Оно есть только у одного Праведного Судии. Мы не имеем полной и объективной информации о том, что происходит, видим лишь небольшую часть. Маленький сегмент происходящего не даёт нам возможности правильно всё проанализировать. Кроме того, мы очень часто судим о личности, чего тоже делать не должны. Можно осуждать грех, действие, дурной поступок. Христос, когда к Нему привели блудницу, не осудил её как личность. Он рекомендовал ей покаяться и оставить тот образ жизни, который она вела.
Осуждать мы имеем право только себя, и делать это надо в первую очередь. Святые отцы дают нам такую рекомендацию: начни осуждать себя, свои дела и поступки, и до чужих грехов не дойдёшь. Действительно: если мы станем объективно себя оценивать и анализировать своё поведение, нам будет не до осуждения ближних — на это ни времени, ни сил не останется. Спаситель говорит: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: „дай, я выну сучок из глаза твоего“, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:3-5). По слову Христа, мы должны начинать с себя.
Святые осуждают осуждение:
Осуждай дурное дело, а самого делающего не осуждай (прп. Серафим Саровский).
Берегитесь паче всего осуждать ближних. Не за других вы ответ дадите, а за себя (прп. Лев Оптинский).
Не говорите плохо ни о ком (прп. авва Исаия).
Если постоянно считаешь чужие грехи, будешь множить свои (свт. Николай Сербский).
Добрый человек всех людей видит добрыми, а злой и лукавый не только криво, но и прямо ходящих подозревает, укоряет, осуждает и злословит (свт. Иоанн Златоуст).
Осуждение, одно само по себе, может нас погубить совершенно (прп. Иоанн Лествичник).
Всегда помните закон духовной жизни: если смутишься каким-либо недостатком другого человека и осудишь его, впоследствии тебя постигнет та же участь, и ты будешь страдать тем же недостатком (прп. Никон Оптинский).
Проблема информационного общества
Проблема осуждения очень актуальна для нашего общества и нашей Церкви. Это недуг, который очень заметен. Я обратил на него внимание, когда начал ходить в храм, и могу утверждать, что, к сожалению, осуждать научился именно здесь. Осуждение зиждется на невежестве. Люди часто берутся рассуждать о вопросах, о которых не имеют даже минимального представления: формирование госбюджета, медицинская реформа, церковное устройство, проблемы образования и так далее. Они посмотрели выпуск новостей, узнали пару новых фактов — и считают, что могут рассуждать об этих сложнейших вопросах.
Я считаю, что степень осуждения прямо пропорционально количеству информации. Мы сейчас живём в информационном обществе, где объём информации растёт в геометрической прогрессии, мы тонем в ней, и потому не в состоянии давать объективную оценку всему, с чем сталкиваемся. Нужно не всю информацию принимать, не всему верить, всё рационально фильтровать, тогда будет меньше осуждения. Нельзя не вспомнить современные СМИ, которые порой очень специфически подают факты, и в итоге люди осуждают и ропщут. В этом случае нужно искать проверенные каналы информации и не всё подряд смотреть и слушать. В обилии данных можно заблудиться.
Как определить грань между осуждением и критикой? — надо прежде всего быть специалистом в том, что вы берётесь критиковать. Критика должна быть справедливой. Например, сейчас в обществе обсуждаются церковные вопросы. Мы живём жизнью Церкви, имеем соответствующее образование, работаем в этой сфере, и потому имеем право критиковать или обсуждать возникающие проблемы. Однако случается, что за это берутся люди, которые не знают, с какой стороны дверь в храм открывается. Это чистой воды профанация. Хочешь критиковать — разберись, не разобрался — не критикуй.
Как быть, если человек чувствует, что его уносит в осуждение? Как остановиться? Есть такая поговорка, что человек видит то, что знает. Если мы в ближним видим какие-то грехи и начинаем их осуждать, это прежде всего наши грехи. Именно потому мы их так смакуем. Человек, чистый сердцем, даже не помыслит о том, что ближний может что-то нехорошее сделать. Так что осуждаем мы своё, родное. Потому, если начали осуждать — это повод внимательно посмотреть в свою душу и поискать там склонность к тому греху, который так раздражает в ближнем.
Как бороться с этой страстью?
Чтобы приучить себя никого не осуждать, нам надо сразу же помолиться о согрешающем (прп. Симеон Псково-Печерский).
Смиренный не помнит зла, причинённого ему другими, и не осуждает согрешающего (свт. Афанасий Александрийский).
Если увидишь ближнего во грехе, не на одно это смотри, но подумай о том, что он сделал или делает хорошего, и нередко, осмыслив общее, а не частности, найдёшь, что он лучше тебя (свт. Василий Великий).
Когда только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: «Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего» (прп. Нектарий Оптинский).
Кто занят познанием себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя, и перестанешь осуждать других (прп. Серафим Саровский).
Город против села
Что касается вопроса о связи склонности к осуждению в обществе и уровнем его культуры, то могу заметить следующее. Есть два типа общественных отношений, условно назовём их городской и сельский. Они очень разные. Село или деревня — это община, где все близко знакомы, люди тесно взаимодействуют и потому считают, что причастны к жизни своих соседей, имеют право в ней участвовать, давать ей оценку. Именно поэтому осуждение — это проблема, в большей степени свойственная сельскому менталитету.
В городе всё иначе: много людей, быстрый темп существования, насыщенность событиями. Люди порой живут через стенку в многоквартирных домах и не знают, как зовут соседа. В течение ХХ века советская власть провела реформы по переселению сельских жителей в города. Этот вопрос решался масштабно, городское население за счёт переехавших из сёл росло стремительно. Я читал в специальной литературе, что демографическая ситуация за довольно короткое время изменилась зеркально: на 1918 год по СССР 85% страны составляло сельское население, к 1991 году 85% составило городское.
Люди переехали из села в город, они утратили свою культуру, а новую в городских условиях не выработали. Потому у нас сейчас так много проблем — и мировоззренческих, и культурных, и демографических. Дело в том, что новый уклад формируется не так быстро, как хотелось бы, на это нужны не годы, а века. В итоге у нас произошла трансформация культурных отношений, из-за чего осуждение стало нормой для нашего общества — чего нет в обществе европейском, например.
Распространению осуждения в наши дни способствует общий уровень неудовлетворённости общества, большое число бытовых и финансовых проблем. Однако люди воцерковлённые не должны осуждать. Наша задача — всех оправдывать. В нашем обществе есть кому судить: полиция, служба безопасности, суды и так далее. Миссия христиан — прощать. Вспоминается дореволюционный случай, когда одного священника, нарушившего закон, судил суд присяжных. Его знаменитый адвокат в последнем слове сказал: «Этот священник нам всю жизнь прощал грехи. Давайте же и мы простим его единственный грех!» В итоге суд присяжных священника оправдал. Нам есть чему поучиться на этом примере. Надо учиться прощать — даже тех, кого не хочется. У нас единственный Праведный Судия — Господь, и не надо Его функции присваивать себе.
Записала Екатерина Щербакова