Официальный сайт

Протоиерей Николай Марковский, Мария Цырлина

Anno Domini или Год собаки?

Год собаки16 февраля — большой праздник по китайскому календарю. Его отмечает не только пятая часть жителей планеты, пользующаяся иероглифами, но и ещё изрядное количество живущих в Европе, Америке и странах СНГ. Христиане всего мира празднуют… год собаки.

На протяжении двух тысяч лет христиане ведут счёт времени от Рождества Христова. Каждый новый год в позднеантичных и средневековых документах сопровождался пометкой «A.D. — Anno Domini» — «в лето Господне», или «в лето по Рождестве Христовом», и проходил под знаком посвящения Христу.

Знакомство с чуждыми нам религиями и повсеместное обмирщение культуры привели к тому, что сегодня всё меньше людей испрашивают Божьего благословения на новый год в храмах, и всё больше — считают покровителем наступающего года крысу, обезьяну или собаку.

 

Можно ли христианину считать себя собакой?

«Живёт семья, приличная семья — лошадь, крыса и свинья» — осмеивалось поклонение гороскопам в одной популярной песне 1990-х. Согласно одному из самых известных, китайскому, все семь миллиардов человек, живущих сегодня на земле, можно подвести под ограниченное количество знаков «поднебесного» зодиака. Их двенадцать — крыса, бык, тигр, кролик и другие животные. Чередование их ежегодно и проходит внутри большего 60-летнего цикла.

Всё это — отголосок существовавшей в древности шестидесятиричной системы счёта, которой сегодня мы не пользуемся как очень устаревшей и несовершенной. Другие отголоски этой системы — наш год делится на 12 месяцев (из-за чего всякий раз приходится приписывать месяцам разное количество дней), день и ночь — на 12 часов, час на 60 минут, а минута — на 60 секунд.

Изобретение китайской астрологии приписывается мифическому «Жёлтому императору» Хуан-ди (около 2600 года до Р.Х.). Впрочем, мнения тут расходятся настолько, что по другой версии китайский гороскоп изобрели около 800 года до Р.Х., а популярным он стал лишь при династии Хань (206-207 год до Р.Х.). Почему-то идеи именно древних китайцев, даже не индейцев или египтян, стали сегодня необычайно популярны на Руси.

Год собаки

Настоятель Покровского храма в Зайцево протоиерей Николай Марковский:

— То, что сейчас происходит с нашим православным народом, напоминает мне второе крещение, только крещение во язычество. То, что происходит вокруг нас, поражает и приводит в ужас — когда видишь, что православные люди, ходящие в храм, причащающиеся Святых Христовых Тайн, участвующие в таинствах Церкви, на время не наших, чуждых нам празднеств превращаются непонятно в кого.

Люди отождествляют себя с какими-то животными, начинают перенимать традиции, суть которых не понимают. Священнику, да и просто православному человеку это очень больно наблюдать. Православный христианин, любящий Бога и Церковь, не может называть себя собакой, свиньёй или кошкой, заниматься всем тем беззаконием, которое сейчас творится вокруг нас. Мало того, что мы сами по своей воле его творим, это беззаконие ещё и навязывается через интернет, телеэкраны.

Я приведу такой пример. Когда царь Пётр I попросил святителя Митрофана Воронежского прийти к нему во дворец, чтобы решить какие-то важные вопросы, тот не пошёл только по одной причине — во дворце стояли статуи греческих богов. Никто этим статуям не молился, они стояли просто для интерьера, но святитель Митрофан отказался войти туда, потому что для него как православного епископа было неприемлемым находиться там, где были изображения языческих богов.

Сегодня нам это язычество буквально навязывают. Люди с упоением ищут фигурки змеи, собаки и кого угодно, называют себя этими животными и отождествляют себя с ними. Человек забывает, что китайская традиция связана с язычеством и буддизмом. Если человек говорит, что он православный христианин, но при этом следует китайским традициям, конечно же, это неприемлемо.

 

Год собакиЗависит ли характер человека от времени рождения?

Гороскопы собственно китайские и местного разлива спешат обрадовать тем, что люди, родившиеся в год собаки, честны и бескомпромиссны. Умны, честны, верны, отважны, преданны, подобно своему поднебесному покровителю. Положительные качества рождённых в год собаки можно перечислять бесконечно. Действительно ли наш характер зависит от того, в какое время мы родились?

Протоиерей Николай Марковский:

— По поводу черт характера, которые приписывают определённым знакам гороскопа. Я действительно неоднократно убеждался в том, что люди, рождённые в одно время года, в чём-то похожи. У «зимних» людей есть какие-то общие черты, и у людей, которые родились летом, они тоже есть. Но эти черты абсолютно общие, и когда начинают говорить о том, что человек, рождённый под таким-то знаком гороскопа, такой-то, у него большая предрасположенность к торговле или медицине, конечно же, это всё надуманно.

То, о чём говорят гороскопы — настолько общие фразы, что подходят практически каждому жителю земли. «Человек, рождённый под знаком льва, имеет „пробивной“ характер, у него будет удача на работе». На планете Земля живут несколько десятков миллионов рождённых «под знаком льва». Разумеется, у кого-то из них будет удача в работе.

Для того чтобы была удача, надо работать над собой и молиться Богу, приходить в храм, быть лучше, чище, и тогда в нашей жизни будет всё хорошо. А если думать: «я родился в год дракона, и поэтому у меня в жизни будет удача», конечно же, это надуманно.

 

Год собакиСиняя деревянная крыса

Собственным оригинальным зоопарком китайский гороскоп не ограничивается. Кроме этого, на зодиакальный цикл накладывается влияние «пяти основных элементов» — земли, дерева, огня, металла и воды, из которых, согласно древним примитивным представлениям, и состоял наш мир.

Все элементы, взаимодействуя с зодиакальными животными, якобы определяли, каким будет предстоящий год. Например, гороскопы говорят, что в наступающий год земляной собаки в мире будет меньше войн. Стоит ли отнимать у людей надежду, или пусть всё же верят в этом гороскопам?

Протоиерей Николай Марковский:

— Здесь тоже мы имеем дело с общими словами. Если мы просмотрим годы, которые были перед этим, в каждом из них случалось как что-то хорошее, так и что-то плохое. Где-то происходили военные конфликты, где-то они прекращались. Составители гороскопов употребляют самые общие фразы.

Есть две науки — астрономия, которая изучает небесные тела, и лженаука астрология, которая заявляет: «Что-то хорошее произойдёт, потому что небесные светила так распорядились». Сегодня люди перестают думать критически. Не влияют небесные светила на жизнь человека. Они создают только приливы и отливы, какие-то другие физические явления. На свою жизнь человек влияет сам.

Год собаки

Войны — плод злой человеческой воли, как и добро, которое происходит на планете — плод наших трудов. Не стоит приписывать их звёздам или чередованию лет по китайскому календарю. На разные предсказания нужно обращать поменьше внимания.

Наряду со стихией у каждого года был свой цвет. Поэтому те, кто придерживается веры в китайскую астрологию, верят не просто в абстрактную крысу, а в довольно конкретную, сопровождённую другими характеристиками. Что бы вы сказали человеку, который утверждает, что он — синяя деревянная крыса? Вряд ли бы вы после этого вообще стали с ним разговаривать.

 

Пентаграмма китайской астрологии

Примечательно, что пять стихий китайской астрологии объединяются в… пентаграмму, знак, который известен и повсеместно употребляется немного в другой религии — сатанизме. Если копать глубже, то оказывается, что гороскоп — лишь вершина айсберга китайской языческой религии.

Китайский календарь

В китайских народных верованиях есть две основные ветви — конфуцианство и даосизм. Основное различие между ними — в морально-этическом кодексе правил, которого придерживается конфуцианство в дополнение к поклонению духам. Как известно, Конфуций был мудрым человеком, цитаты которого и сегодня расходятся по интернету. Призывы к честности, мужеству, гуманности, взаимоуважению — то лучшее, что можно взять у конфуцианства.

Почему же нам отвергать это? Для того чтобы в этом году человеку сопутствовала удача, составители гороскопов советуют быть честными и преданными, проявлять дружелюбие, открытость и великодушие, уподобляясь в этом братьям нашим меньшим — собакам, а по сути — проявлять христианские качества. В чём здесь подвох, и есть ли он?

 

Люди-животные и животные-«христиане»

Протоиерей Николай Марковский:

— Подвох в том, что здесь собака ни причём. Если мы говорим о честности, преданности, искренности, доброте, причём тут собака? Таких животных мы можем вспомнить очень много. Те же дельфины, которые помогают людям, лошади.

Конфуций

Доброта, честность, искренность — действительно христианские добродетели, это то, чему учит Христос в Евангелии. Когда к этим добродетелям начинают за уши притягивать какое-либо животное и говорить, что оно обладает этими достоинствами, происходит подмена. Оно не обладает этими достоинствами, это просто животное.

Говорят, что лошадь обладает упорством, змея мудростью, собака преданностью. Но помимо собаки, лошади и змеи можно привести ещё десятки животных, которых можно охарактеризовать так же. Если мы говорим о христианских добродетелях, то о них можно говорить без всякого зоопарка.

Человек, который проявляет христианские качества, рано или поздно добьётся успеха, признания у других людей, и абсолютно неважно, в год кого по китайскому гороскопу он родился. Если человек — добрый христианин, если он видит боль близких, желает помогать людям, какая разница, в какой год он был рождён?

Если кто-то верит в связь успеха или нравственных качеств человека с зодиакальными животными, мы можем говорить о прямом язычестве. Согласно этому учению, тем, кто родился в год определённого животного, стремиться к достижению добродетелей, связанных с ним, не нужно: «Я родился в год змеи, я априори мудрый, мне не надо учиться, совершенствоваться и работать над собой», или «Я родился в год собаки — я добрый». Происходит подмена понятий.

 

Год собакиКак вообще Церковь относится к собакам?

Можно ли держать дома это животное? Почему их не пускают в храм, и нужно ли заново его освящать, если собака всё же забежит? С ветхозаветных времён известно отношение к некоторым животным как к «нечистым». Кто-то сегодня видит в этом сугубо медицинские установления — через свиней, собак, кроликов, кровь на Востоке распространялись инфекции, лекарств от которых не было. Кто-то — даже в православной среде — до сих пор пытается придерживаться этого разделения или придумывать свои: якобы, кошка «чистое» животное, а вот собак лучше остерегаться и не приглашать их в свой дом.

Протоиерей Николай Марковский:

— У Церкви отношение к собакам и остальному животному миру очень положительное. Церковь, наоборот, плохо относится к тому, когда люди приписывают животным какие-то мистические качества.

Когда мы читаем Библию, в самом начале, при сотворении мира и уже после, когда Адам нарекает животным имена, мы не встречаем понятий «чистое» или «нечистое» животное. Для православного человека любое животное — творение Божие. Получается, Господь создал что-то нечистое? Я бы не взял на себя ответственность утверждать подобные вещи.

Ветхозаветные установления касались употребления некоторых видов животных в пищу и близкого контакта с ними. Был также запрет на употребление крови. Это было связано с тем, что они были источниками заражения опасными болезнями. Точно так же, когда в Европе бушевала чума, кошки переносили эту инфекцию, так как питались крысами. Если светлых кошек легко можно было увидеть и обойти стороной, то чёрную можно было не заметить и заразиться. Отсюда пошла боязнь чёрных кошек.

У каждого народа есть свои традиции. Китайцы употребляют в пищу то, что для нас неприемлемо — насекомых, червей, но наше отношение к этому обусловлено традициями нашего народа. У нас богатая, плодородная земля, изобилие мяса, молока и нет необходимости питаться саранчой или какими-то червячками.

Весь мир, который нас окружает, создан волей Бога, и Бог не мог создать что-либо нечистое — к чему нельзя прикасаться.

Если в храм вбежало какое-то животное, но не успело там ничего разгромить или испачкать, заново освящать храм не нужно. Почему бы кошке не защищать храм от мышей? Единственное, никто не должен заходить в алтарь или на солею, кроме священнослужителей и сослужащих им, даже животное.

Любите собак и кошек, но помните о том, что за нашу судьбу ответственны не они.

 

Читайте также:

Куда звёзды укажут путь

 

Цитата дня

«

Терпеть обиды с радостью и незлобиво, делать добро врагам — дары Божии, ниспосылаемые соглашающимся получить их.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100