06 декабря 2022 г.
По окончании литургии был совершён праздничный крестный ход, после которого архиепископ Паисий обратился ко всем присутствующим с архипастырским словом. Он особо отметил, что настоящая правда может быть только одна — правда Божия:
«Мы сегодня из всех средств массовой информации слышим людей, которые пытаются донести какую-то свою правду, заставляют верить именно им. Заставлял ли Александр Невский своё воинство, людей, которые за ним шли, слушать свою правду? Однозначно — нет, ибо тогда всё закончилось бы ещё семьсот лет назад, и мы бы его вспоминали так же, как Александра Македонского, просто как известную историческую личность. Святой благоверный князь призывал верить не в свою правду, а в другую — в Божию. В правду, которая не имеет времени и пространства, не имеет никакого человеческого измерения. Она не меняется никогда».
Накануне вечером владыка совершил всенощное бдение с чтением акафиста святителю Митрофану, епископу Воронежскому в Александро-Невском кафедральном соборе. Ему сослужили клирики собора и духовенство благочиния.
Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в Переславе-Залесском. Он был сыном Ярослава, князя Переслав-Залесского, с 1227 года — Новгородского, и внуком князя Всеволода III Большое Гнездо. Князь родился в самые трудные для Руси времена. С востока на славянские города совершали набеги татаро-монголы, с запада и севера на Русь надвигались полчища крестоносцев-завоевателей.
С ранних лет святой Александр сопровождал в военных походах отца. В пятнадцать лет он принимал участие в победоносном сражении с немцами на реке Эмайыги (нынешняя Эстония).
Когда Александру исполнилось шестнадцать лет, князь Ярослав, уехав княжить в Киев, посадил сына на новгородском престоле. В девятнадцать лет Александр вступил в брак с полоцкой княжной Параскевой. При венчании отец благословил сына Фёдоровским чудотворным образом Божией Матери, который был с ним до самой его смерти.
На следующий год после женитьбы князя началась война со шведами — рыцарями ордена крестоносцев, которые вторглись в Новгородскую землю. Не успев послать гонца к отцу в Киев, Александр с малым войском выступил против врагов. На реке Нева разразилась битва, в которой князь Александр одержал блестящую победу. После этого сражения в народе князя прозвали Александром Невским.
В 1241–1242 годах благоверный князь выступил против немецких завоевателей — Тевтонского ордена крестоносцев. Он освободил Псков и ряд других русских городов. В 1242 году в битве на льду Чудского озера, вошедшей в историю как «Ледовое побоище», святой Александр Невский одержал полную победу над врагом.
Благоверный князь всегда горячо молился перед сражениями. В военных походах с ним неразлучно был чудотворный Фёдоровский образ Богородицы, подаренный отцом. В 1253 году он отразил новый набег тевтонцев на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году совершил поход в Финскую землю.
Однако оставалась угроза с востока. В 1246 году отец благоверного князя Ярослав отправился в Золотую Орду для переговоров с ханом Батыем и был коварно отравлен врагами хана. Понимая, что у Руси мало сил, чтобы противостоять бесчеловечным полчищам кочевников, мудрый князь Александр Невский сумел сохранить мир с Золотой Ордой, давая хану помощь в походах против его врагов — монгольских князей.
Сын Батыя Сартак принял христианство и стал побратимом Александра Невского. Стараниями святого князя в 1261 году при новом хане Берке в столице Золотой Орды Сарае была учреждена епархия Русской Православной Церкви. Крепкий мир с Золотой Ордой сделал это ставшее самостоятельным государство заслоном для Руси от остальных монгольских кочевников.
Благоверный Александр, в отличие от многих князей того времени, отверг помощь Рима в борьбе против монголо-татарского ига в обмен на измену своей веры — принятие унии. Святой князь был ярым защитником Православия. Его стараниями объединились разрозненные русские земли, была обеспечена безопасность их границ.
После смерти отца святой Александр стал также и князем Киевским, а после оставления города Владимира его князем занял Владимирский престол, получив титул единовластного великого князя всей Руси. Трём этим городам подчинялись остальные княжества.
В 1263 году, возвращаясь из Орды, святой благоверный князь занемог, и, не доехав до Новгорода, отошёл ко Господу в возрасте 43 лет 14 ноября (6 декабря по новому стилю) в Городецком монастыре — месте первого явления чудотворного Фёдоровского образа Божией Матери. После его смерти Фёдоровская икона вернулась в костромской храм.
Мощи святого благоверного князя до 1723 года покоились в Рождественском монастыре Владимира, после чего были перенесены в Троицкий собор Александро-Невской лавры Петербурга, где почивают и ныне. Православные христиане верят, что святой благоверный князь остался защитником Русской земли и православной веры и после своей смерти. В честь святого князя Александра Невского построено множество храмов. В Горловской епархии их семь.
Святитель Митрофан, епископ Воронежский, жил и подвизался в XVII веке — трудное для Руси время смут и церковного раскола. Он был свидетелем бунта раскольников и «прения о вере» между старообрядцами и православными в Грановитой палате.
Святитель стал известен не только как обличитель раскольников, но и благодаря тому, что отказался прийти во дворец царя Петра I, где были установлены статуи языческих божеств. Он заставил царя покаяться и убрать статуи.
Воронежский святитель стал не только епископом, но и духовным отцом для своей паствы. К нему приходили за утешением богатые и бедные. Незадолго до смерти епископ Митрофан Воронежский составил духовное завещание. Его мудрые слова обращены к каждому христианину: «Употреби труд, храни мерность — богат будеши; воздержно пий, мало яждь — здрав будеши; твори благо, бегай злаго — спасен будеши».
По преставлении святителя гроб с его телом нёс на руках сам царь Пётр I. После блаженной кончины святого его почитание было так велико, что в 1836 году при построенном им Благовещенском соборе в Воронеже был открыт Благовещенский Митрофанов монастырь. К мощам святителя, которые остались нетленными, приходило и до сих пор приходит множество людей, получая исцеление и исполнение своих молитв.