Мария Цырлина
Бог Поражающий
Если вы дочитали Библию до книги Иисуса Навина, значит, вас не смутили ни жестокий Божий приговор человечеству, не спасшемуся в ковчеге, ни небесный огонь, заживо сжёгший жителей пяти городов коалиции Содома и Гоморры, ни многократные повеления от имени Бога умерщвлять вероотступников в книгах Исход, Левит, Числа и Второзаконие. По крайней мере, не настолько, чтобы разочароваться в Библии и раз и навсегда закрыть её. Как относиться к жестокости Ветхого Завета? Пытаться объяснить, оправдать, закрыть глаза и просто понять иносказательно? А как к подобным эпизодам библейской истории относились святые отцы?
Нетолерантный Ветхий Завет
Действительно, мимо «не толерантности» Ветхого Завета сложно пройти. Она — в самых жутких его историях. Горят серным пламенем, поднимающимся выше городских стен, пять населённых пунктов в районе Мёртвого моря. Велит Бог жестоко расправляться не только с практикующими магию, содомию и скотоложество, но и с последователями языческих религий на страницах Пятикнижия Моисеева. Во времена, когда не язычниками оставался только один еврейский народ, это звучит как призыв к убийству практически всего человечества. Однако рука Божия не дрогнет и перед этим: вот на наших глазах уплывает, поднятый бурным потоком наводнения, ковчег Ноя, основателя нового, более праведного человечества, а из воды тщётно простираются руки тонущих миллионов людей…
Увы, ветхозаветные израильтяне и их Бог не разделяют нынешних европейских ценностей. Ветхому Завету чужд гуманизм в его «лучших» современных проявлениях. Библия не поддерживает право каждого на инаковость, свободу совести и вероисповедания: не одобряет навязчивых гей-парадов, пропаганды гомосексуализма и оккультизма. В её время среди исповедующих монотеизм людей были бы невозможны навязывание детям «новых ценностей», секс-просвет в школе и преследование тех, кто не хочет во всём этом участвовать.
Каким будет наш новый мир? Какое будущее нас ждёт? Вмешается ли Бог в то, что происходит на земле сегодня, или времена активного участия Бога в нашей истории, к сожалению или к счастью, безвозвратно прошли?
Жертвоприношение Иерихона
Жестокость Ветхого Завета идёт бок о бок с чудесами Божиими и на страницах следующих его книг — Иисуса Навина и Судей. В самом начале книги Иисуса Навина евреи становятся участниками чуда. Как по суху они переходят Иордан, а их предводителя ждёт встреча с Ангелом — вождём воинства Господня. Божий посланник укрепляет его перед выполнением миссии: обрести землю, которую Бог даёт сынам Израилевым. В исполнении этого благословения есть одна загвоздка: земля пока принадлежит другим народам…
Ангел передаёт Иисусу Навину, избранному вождю и военачальнику, повеление семь раз обойти стены Иерихона — первого города на пути израильтян. Как следует из перевода названия этого населённого пункта, он был посвящён языческой богине луны Астарте. Израильтяне должны семь дней обносить вокруг города Ковчег Завета, а в седьмой громко затрубить в трубы. Этому надлежало совершиться спустя два дня после праздника еврейской Пасхи и уже после того, как на горе Синай была дана заповедь чтить день субботний как «день покоя для Господа».
Господь разрушил стены города Иерихона. Если кто-то думает, что это просто красивое сказание, ознакомьтесь с данными археологии и экспериментами учёных по изучению явления резонанса. Иерихон действительно был разрушен. От неизвестной причины пали со всех сторон одновременно стены, высота которых составляла десять метров, а толщина — четыре и два метра (стены шли в два ряда). Во время раскопок в 1936 году археолог Джон Гарстанг засвидетельствовал, что стены города некогда, в XIII столетии до н.э., упали в направлении… наружу.
В мире масса примеров, подтверждающих возможность разрушительного действия звука, а вернее, резонанса, возникающего от звуковой волны. Мост во французском городе Анже (Франция) пал после того, как по нему прошёл отряд солдат, чётко отбивающих шаг. Мост в Петербурге рухнул во время прохождения по нему кавалерийской части, лошади которой были обучены ритмическому шагу.
Некогда на Руси выбирали диаконов для соборных храмов, давая им в руку стакан. Претендент должен был так возгласить многолетие, чтобы стакан в его руке разбился: это свидетельствовало о хорошем слухе и умении владеть голосом. При этом стакан не должен был иметь огранки: иначе бы каждая из его граней требовала своей собственной частоты звука для разрушения, а следовательно, голосов соответствующего числа диаконов. Подобным образом от звучания множества труб со всех сторон пали стены Иерихона. При этом евреи не нарушили заповедь о покое в день субботний — ведь всё это было для Господа…
Бог повелел предать город заклятию, иначе хирему. Хирем — древняя форма жертвоприношения, когда завоёванный город всецело приносили в жертву Богу (или языческим богам). Все здания поджигали, всех, встретившихся на пути, закалывали мечом, не жалея абсолютно никого. Всё, что выжило или сохранилось, запрещалось брать в качестве трофеев. Город оставляли и уходили. Одновременно проклятие и очищение от проклятия. Существует мнение, что хирем совершался из боязни эпидемий: в осаждённых и лишённых воды городах их распространялось немало. История Иерихона это не подтверждает: в этом городе пощадили семью блудницы Раав за то, что она укрыла перед этим израильских разведчиков.
Археологи обнаружили в слое с павшими наружу стенами много пепла, но немало было и сохранившихся вещей. Даже запасы зерна в подземных зернохранилищах, до которых не добрался огонь, так и остались нетронутыми.
После этого место много сотен лет не застраивалось. В идеале — никогда, но в случае с Иерихоном о запрете селиться в месте заклятия «подзабыли» израильтяне, в очередной раз уклонившиеся в идолопоклонство. К поклонению Единому Богу они в итоге вернулись, а город так и остался стоять.
В отстроенный спустя много веков Иерихон приходил проповедовать Спаситель — и встретил там неблагодарных слушателей. Лишь двоих слепцов, просивших милостыню у стен города, Он исцелил. А ещё был Закхей, начальник местной налоговой инспекции, который не постыдился общественного мнения и влез на инжирное дерево, чтобы увидеть Христа, а затем принял Его в своём доме.
Как относились к жестокой расправе израильтян над жителями Палестины святые отцы? Со смирением и покорностью Богу. Блаженный Феодорит Кирский указывает на случаи, когда некоторые толкователи обвиняли Иисуса Навина в жестокости, и полемизирует с ними: «Кто обвиняет Пророка, тот обвиняет и Повелевшего ему это; потому что Сам Бог всяческих чрез законодателя Моисея повелел умерщвлять без изъятия всех обитавших на земле той, как соделавших достойное конечной гибели и дошедших до крайнего беззакония. Посему-то и потоп навел древле, и Содом и Гоморру огнем истребил».
Зуб за зуб
Люди той эпохи были гораздо более жестоки, чем нынешние. Они были готовы убивать. Независимо от своих религиозных взглядов. По закону и вне его. Богу даже понадобилось дать особое повеление о городах-убежищах, чтобы защитить от самосуда и произвола людей в количестве хотя бы нескольких городов. Подумайте: в то время израильтяне могли запросто вырезать целые города своих соотечественников в отместку за какие-нибудь доказанные или не доказанные преступления, если бы эти города не были освящёнными Богом убежищами для тех, кого собрались убить.
Другие ограничившие человеческую ярость меры в Ветхом Завете — Божий запрет убивать человека, вошедшего во двор скинии или храма и ухватившегося за рога жертвенника, а также заповедь «око за око и зуб за зуб». Последняя вовсе не призывала к мести: напротив, она запрещала убивать за причинённое увечье или наносить в ответ большее. Божественное установление уничтожить города язычников было воспринято как должное израильтянами, привыкшими легко лишать жизни.
Не менее жестокими были и жившие в Палестине до прихода израильтян народы. В стены Иерихона, позже павшие по молитве Иисуса Навина, был вмурован младенец, первенец царя — человеческая жертва для благополучия города. Филистимляне и другие народы Палестины массово убивали детей и приносили их в жертву. В запечатанных сосудах археологи находят объеденные, но не подвергавшиеся воздействию огня кости младенцев: детей ели либо сразу после убийства, либо живыми — ради ритуала в честь какого-нибудь божка…
Был распространён обычай «проводить своих детей через огонь» (4 Цар. 17:17), который не искоренили даже «священные войны» израильтян. Он заключался в том, что детей сжигали в жертву богу-быку Баалу, а потом просеивали их пепел и помещали его в глиняные сосуды. Спутницей Баала была богиня Астарта, покровительница Иерихона и многих других языческих городов. Рядом с её священными рощами были целые кладбища сожжённых детей. Если нацисты скрывали свои преступления, братские могилы делали в глухих лесах, а людей к ним везли живыми, то народы Палестины убивали маленьких детей напоказ. Детские ритуальные кладбища — тофеты — были объектом поклонения.
В порядке вещей было при завоевании какого-либо города снимать с завоёванных пленников трофеи — кожу. Её развешивали на стенах отвоёванного города. Умирающих ещё живых людей без кожи бросали в кучу и присыпали землёй, воздвигая «победный холм». На нём или возле него позднее также приносились жертвы.
Стены древнего Иерихона
За эти и другие жестокости Бог покарал народы Палестины руками израильтян. Общее впечатление археологов, изучавших останки древних палестинских городов, — израильтяне не особо разрушали эти города. Их тактикой было скорее выгнать язычников-изуверов и поселиться на их месте. Нередко две культуры — ханаанская и израильская — соседствуют в одно время в одном городе.
Всё это находит подтверждения в Библии. Например, жители города Гаваона пришли к израильтянам и просили о милости. За это город был пощажён. Гаваонитяне остались жить среди израильтян. Господь прямо порицает израильтян за то, что они не расправились со всеми филистимлянами и ханаанеями, как Он им повелел, а просто изгнали их или даже разрешили жить по соседству. Ведь в скором времени эти народы отвоюют свои города и сделают израильтян своими рабами. В среду избранного Богом народа проникнут языческие обычаи, а некоторые израильтяне откровенно уйдут от истинной веры в идолопоклонство…
Хотя Ветхий Завет порой поражает нас, современных людей, своей жестокостью, на фоне окружающих племён израильтяне казались Божиими ангелами, самыми «добрыми» людьми из всех, которые жили в ту эпоху. Уже тогда было понятно, что только в этом народе достойно будет родиться Спасителю мира.
«Священные войны»
В Ветхом Завете немало случаев, когда по одну сторону с израильтянами сражался Бог и Его небесное воинство. Вспомните чудесных всадников-ангелов в войнах Маккавеев или чудо стояния солнца и луны, падения с неба камней во время сражения Иисуса Навина с коалицией пяти князей. Последнее подтверждается историческими документами. В записях многих народов сообщается о случае, когда Земля меняла свою орбиту, из-за чего наблюдался необычно длинный день, а солнце заходило и всходило не там, где положено.
У индейцев Южной Америки есть сказание о необычно долгом дне, когда солнце практически целые сутки стояло над горизонтом.
Геродот в 480 году до н.э. зафиксировал свидетельства египетских жрецов о целых четырёх случаях, когда солнце всходило не в обычном месте. В Ветхом Завете упоминается далеко не об одном астрономическом чуде. Например, во времена иудейского царя Езекии тень на ступенях царского дворца вернулась назад на десять ступеней (4 Цар. 20:8-11).
Возможно, что на нашу планету упал очень большой астероид — он мог бы вызвать не только замедление вращения Земли, но и метеоритный дождь из крупных камней. Но даже в этом случае имело место явное чудо Божие: масштабное по меркам Земли событие произошло ради победы одного маленького народа над пятью другими маленькими племенами.
Примечательно, что в этом сражении израильтяне защищали не себя и свою землю, а жителей Гаваона, которых они пообещали не обижать и против которых из-за этого выступили пять князей, заподозрив их в союзе с Божиим народом.
Вопиющая жестокость войн в Библии кажется вполне оправданной с высоты истории: они велись для того, чтобы беззакония на земле прекратились, чтобы никто не сжигал младенцев и не сдирал с людей кожу… Войны маккавейские тоже были ответом на изуверства правителя Антиоха Епифана, подвергавшего тех, кто поклонялся Единому Богу, жестоким пыткам…
Сегодня также есть люди, которые утверждают, что право убивать им вручил Бог. Если в отношении к Талибану христиане могут сказать: «Нет, их бог не истинный, потому что наш — Истинный», то что мы можем ответить тем, кто стоит по обе стороны линии разграничения на Донбассе с православными хоругвями и надписями «С нами Бог!»? Чем убивающие друг друга «во имя Бога» христиане со времён крестоносцев отличаются от современных талибов?
Эксклюзивное право Бога
Главный вопрос «священной войны» — а точно ли волю Божию в ней исполняют? Почему первые христиане становились мучениками, вместо того чтобы идти «священной войной» на Римскую империю, а крестоносцы объявляли такую войну захватившим христианские храмы мусульманам? Стоят ли святыни человеческой жизни? Да, если сама жизнь перестаёт считаться святыней. От Христа все ждали освободительной войны против римлян, но Он говорил о любви и блаженстве миротворцев. Он отказался от чести быть земным царём-освободителем, убивающим за правду и справедливость…
Святые отцы не поддерживают идею завоевательных войн. По мнению многих святых, вести войну можно только в одном случае: чтобы защитить своих ближних от врагов. При этом, говоря о ратном подвиге, практически каждый из них напоминает, что грех убийства остаётся грехом и требует очищения:
Свт. Феофан Затворник: «На воинах и войнах часто видимое Бог являл благословение, и в Ветхом и в Новом Завете. Воюют по любви к своим, чтоб они не подверглись плену и насилиям вражеским».
Свт. Филарет Московский: «Война — страшное дело для тех, которые предпринимают ее без нужды, без правды, с жаждою корысти или преобладания, превратившейся в жажду крови. На них лежит тяжкая ответственность за кровь и бедствия своих и чужих. Но война — священное дело для тех, которые принимают ее по необходимости — в защиту правды, веры, отечества».
Св. равноап. Кирилл, учитель Словенский: «Христос, Бог наш, повелел нам молиться за обижающих нас и благоволить им; но Он же заповедал нам: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».
Прп. Исидор Пелусиот: «Войны воспламеняются всего более единственно ради приобретения чужой собственности. Но не должно обвинять всех ведущих войну; положивших начало или нанесению обиды, или хищению справедливо называть губительными демонами; отмщающих же умеренно не надлежит и укорять, как несправедливо поступающих, потому что делают дело законное. Однако же если разобрать тесное сродство между всеми людьми, то это дело не невинно; потому Моисей предписал и убившему человека на войне пользоваться очищениями и кроплениями».
Свт. Василий Великий: «Вступающие в битву с разбойниками, если они не в числе служителей Церкви, да не допускаются к приобщению Благого, если же состоят в числе служителей, да будут низложены со степени».
Последователи Христа берут на себя благое Его иго непротивления злу. Христиане признают исключительное право Бога на отнятие жизни. Только Тот, Кто дал её, может возвратить Свой дар. Никто другой не вправе сделать этого. При всём обладании этим полномочием наш Бог Сам пошёл на смерть и принял её — для того, чтобы каждому, кто уже умер или когда-либо умрёт, возвратить жизнь в избытке.
У современных христиан остаётся всего один повод для войн: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Все остальные мотивы несовместимы с христианской верой.
То, что было когда-то в истории, — безвозвратно прошло. Закончилось время священных войн и пророков, время очевидных для всех и наводящих ужас чудес. Время одного храма и одного народа — горстки верных Богу людей среди моря язычников-каннибалов. Ветхий Завет сменился Новым.