Священник Александр Хворост
Боль свидетеля
Фото: А. Камальдинов, pravoslavie.ru
В дни Великого поста священники вновь и вновь обращаются к теме ошибок во время исповеди. Священник Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина Дружковки, напоминает о том, чего лучше избегать всем, кто решил покаяться в своих грехах.
В дни Великого поста по благочестивой христианской традиции многие люди стремятся причаститься. В нашей Церкви таинства Причастия и Исповеди обычно взаимосвязаны, поэтому неудивительно, что в нынешние дни каждый священник исповедует больше, чем обычно. С сожалением хочется отметить, что большинство людей, как маловоцерковлённых, так и тех, кто регулярно посещает храм и участвует в богослужениях, не вполне понимают смысл и значение таинства Исповеди, более того — не умеют исповедоваться.
Таинство Исповеди совершается Духом Святым. Во время этого таинства человек испытывает свою совесть, открывает её Богу в присутствии священника, который имеет власть отпустить его грехи или оставить всё как есть — если человек сам не хочет расставаться со своими грехами. Человек исповедуется Богу, священник — свидетель его покаяния. Это значит, что на Страшном суде он засвидетельствует, что разрешил верующего от того или иного греха, в котором тот искренне каялся. К сожалению, многие люди этого не понимают.
Исповедуемся мы в своих грехах. Что есть грех? Многие считают, что грех — это только какое-то действие, которое не соответствует десяти заповедям или заповедям Христовым. При этом люди забывают, что греховные действия — это следствие греховной болезни, то есть грех — это не столько действие, сколько состояние, в котором находится всё человечество, болезнь нашей души. Когда человек приходит на исповедь, он должен осознать свою греховность — не столько по делам, сколько по природе своей. Он болен изначально, с момента пришествия в мир. Так что каяться надо и в других проявлениях своей греховной природы.
У нас, к сожалению, часто наблюдаются ситуации, когда люди, особенно женщины, на исповеди начинают жаловаться на свои проблемы. Они путают исповедь с беседой или консультацией священника. Вместо исповеди они рассказывают о своих ближних, ценах на газ, правительстве, и так далее. То есть исповедь, Божественное таинство, превращают в пустую болтовню и считают, что, излив перед священником накопившийся негатив, они исповедались. Не понимают, что должны были открыть перед Богом свою совесть, а таким отношением только унижают таинство.
Зачем рассказывать о том, что дети далеко и не приезжают? Какое это имеет отношение к исповеди? Рассказать, что неправильно воспитали детей, всю жизнь жили без Бога, не подали чадам доброго примера, и теперь они уехали — вот это уже на что-то похоже.
Исповедь, превращённая в жалобы или болтовню, ставит священника в неудобное положение. Он становится заложником ситуации. Как себя вести? Слушать, насколько плохие муж, родственники, соседи исповедницы? Поддакивать? Люди не понимают, что священнику совершенно не нужно всё знать об их жизни. У него совсем другая задача.
Если хотите обсудить свои проблемы со священником, подойдите к нему после службы и попросите уделить вам время. Священник не всегда занят. При встрече обсудите волнующие вас моменты, пообщаетесь. Принесите с собой печенье и кофе, сядьте вместе и поговорите. Возможно, священник тоже поделится своими проблемами, и у вас получится поддержать друг друга. А вот приходить и унижать таинство Исповеди не надо.
Конечно, ситуации бывают разные, и порой чтобы объяснить поступок или ситуацию, человеку нужно рассказать какие-то подробности. В этом нет ничего плохого. Просто надо держать себя в рамках. Да, все люди разные, но в большинстве случаев ситуации похожи. Христос сказал: «Враги человеку — домашние его» (Мф. 10:36). Большинство грехов люди совершают по отношению к своим близким, и когда начинают подробно рассказывать долгие истории, это очень утомляет. Таким подробностям не место на исповеди.
Не место на ней и оправданиям. Мы стоим перед лицом Праведного Судии, Который и так всё знает. У Него абсолютно объективная информация о нас. Нужно только признать своё плачевное состояние. Этим мы отворяем двери для того, чтобы к нам пришла благодать Божия, которая исправляет и излечивает. Оправдываться не надо, поскольку тогда получается, что все плохие, а мы хорошие. Что же в итоге? Всех осудил — и, довольный, пошёл к Чаше Христовой, не назвав при этом ни одного личного греха. Не раскаялся, не понял, в чём его проблема. Не пришёл к сути исповеди: осознанию своей греховной природы, которая как болезнь: человек и рад бы не температурить, но ничего не может с собой поделать. А ведь именно с этим нужно прийти к Богу на исповедь!
Другая крайность — это излишняя стыдливость на исповеди. Не надо стыдиться грехов. Исповедь — это как поход к врачу со своей болезнью. Мы ведь не стыдимся признаться врачу в том, что у нас болит, обнажить какую-то телесную хворь. Не нужно смущаться и перед священником. Священник — уникальное существо, он хорошо понимает сложности и мужской, и женской жизни, разбирается в них. Конечно, поход к врачу не всегда приятен, но нужно потерпеть. Так и с исповедью. Добавлю, что священника, который служит хотя бы несколько лет, мало чем удивишь. Он всё давно уже слышал и пережил. Да и вообще, это не проблема священника, таинство совершается Духом Святым. Священник только свидетель. Обращу внимание читателей и на то, что тайна исповеди не разглашается ни под каким предлогом, даже в случае смерти человека.
Вообще, знать, что делал что-то, о чём даже вспоминать стыдно, — это самая лучшая почва для смирения. Человеку важно понять, какой он на самом деле. С другой стороны, исповедоваться нужно деликатно, без особых подробностей, их никто не требует.
Также нельзя делать исповедь формальной. Всё-таки в таком деле нужно приложить сердце. Исповедь — это не механический момент жизни христианина. Должно быть сокрушение о грехах, осознание своей немощи.
Исповеди должна предшествовать подготовка. Я не рекомендую для подготовки к исповеди пользоваться подробными изложениями грехов — есть такие сборники. Там порой можно вычитать такое, чего в жизни не придумал бы. Бывает, люди исписывают перечислениями грехов не один листик — не стоит и этого делать. «Во всём грешен» — тоже не годится, нужна конкретика, но умеренная. Важно, чтобы человек понял своё истинное положение, хотел что-то поменять — в душе и в жизни.
После исповеди не обязательно причащаться. Главное, чтобы наше внутреннее состояние соответствовало духу того таинства, к которому мы хотим прибегнуть. Для этого и даётся пост, чтобы мы ещё раз всё переоценили и взвесили, а потом продолжили дальше трудиться и приближаться ко Христу.
Записала Екатерина Щербакова
Читайте также:
Каким должно быть настоящее покаяние?
Первая исповедь: полезные советы