Официальный сайт

Протоиерей Владимир Шутов

Чему нас могут научить цари?

Царская семьяЕсли открыть церковный календарь, мы увидим очень много прославленных в лике святых правителей нашей земли — царей и князей. Было ли это политическим шагом в эпоху, когда Церковь не была отделена от государства, или здесь кроется что-то другое? Чему нас, совершенно иных людей, живущих в веке высоких технологий, могут научить цари? Следует ли почитать царственных страстотерпцев выше остальных и каяться в грехе цареубийства? Как относится Церковь к возрождению монархии? Где находятся мощи царственных мучеников? Об этом и о многом другом — в интервью с настоятелем храма святых Царственных страстотерпцев в Александро-Калиново протоиереем Владимиром Шутовым.

 

За что прославлена царская семья?

Церковь вне политики. По поводу канонизации как политического шага — это обывательское мнение тех людей, которые не знакомы ни с жизнью этих князей и царей, ни с процессом канонизации. Их не просто причисляют к лику святых, а очень чётко прописывают: почему, за какие заслуги, на что было обращено внимание. Конечно, здесь нет никакой политической подоплёки.

После убийства царской семьи один деятель революции предложил: «Вы знаете, есть спрос на письма и дневники Романовых, а молодая республика советов нуждается в деньгах. Давайте их продадим». Но ему возразили: «Если мы их продадим и с ними ознакомятся люди, то они будут считать убитых святыми».

Тем, кто думает, что в канонизации царственных страстотерпцев замешана политика, нужно просто почитать дневниковые записи царской семьи, их переписку, и сразу будет понятно, в чём глубина их подвига, все вопросы отпадут.

Посмотрите и на подвиг любви, который они явили в своей семье. Среди всего сонма святых редко где мы встретим, что семья в полном составе пострадала за Христа и причислена к лику святых. Недавно мы праздновали день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии — покровителей семьи. Это муж и жена. А здесь пострадали и достигли святости муж, жена и пятеро детей. Все как один, едиными устами, единым сердцем. Никакой злобы, коварства, уныния, ропота, внутреннего разделения, где бы жена «пилила» мужа за то, что он на такие условия обрёк семью. Дети, уже вполне выросшие и способные жить самостоятельно, смиренно вместе с родителями терпели все невзгоды. Это истинная христианская любовь. Очень сильный пример особенно для нынешнего времени, когда на православную семью началось гонение.

Почитайте письма членов царской семьи, написанные друг другу. Как они общались, прожив вместе десять лет, пятнадцать, о чём говорили, что обсуждали. Это же величайший пример для современных людей! За это Господь их и прославляет, за это люди их и почитают.

Прочтите и воспоминания Пьера Жильяра о царской семье. Этот иностранец жил вместе с ними. Как он удивлялся им и восхищался этой семьёй! Он писал: «Там, в России, я монархист, но здесь, в Швейцарии, я республиканец». Жильяра, как иностранного гражданина, выслали из страны, и он не смог остаться до конца с царской семьёй, которой был верен. Узнав об их расстреле, он потом всю жизнь говорил: «Я жалею, что не остался там вместе с ними». Царственных страстотерпцев канонизировали за подлинно христианское отношение к тем скорбям, которые им пришлось понести.

 

Будут ли цари выше остальных в Царстве Небесном?

Богослужение святой Церкви даёт нам чёткий и ясный ответ, говоря, что не имеет преимущества царь над воином, не имеет преимущества владыка над рабом. Каждый от своих дел оправдается и от своих дел осудится (ср. стихиру на «Слава» на целование в последовании отпевания мирян). В большинстве своём святые цари и князья в конце земной жизни снимали с себя царские и княжеские полномочия и принимали монашеский постриг. Святой благоверный князь Александр Невский ушёл ко Господу не князем Александром, а смиренным иноком Алексием.

Все святые заботятся о нас. Не нужно переходить в радикализм и кого-то особо выделять. Вспомним церковный спор о почитании трёх святителей, когда одни превозносили Иоанна Богослова, другие говорили, что больше надо чтить Василия Великого, третьи — что Григория Богослова, и разделились из-за этого на группы. Тогда Сам Господь послал людям через одного праведного человека послание. Этому человеку святители явились вместе и сказали, что нет между ними никакого разделения. И мы сейчас видим в церковном календаре праздник — Собор трёх святителей.

Святые не делятся по рангам. Они живут в мире и согласии. Это мы здесь, на земле, ссоримся, спорим, кто выше, что-то делим, забывая о самом главном — спасении нашей души. Мудрость человеческая — ничто перед мудростью Божией. Мудрость, которая сходит свыше, прежде всего, мирна. Где есть ссора, там нет мудрости Божией. Рассуждать, кто больше, а кто меньше в Царстве Небесном — от нездорового ума. Это знаем мы ещё из Евангелия (ср. Мф. 18:1-4). Не надо делить святых на какие-то группы согласно своим амбициям и политическим предпочтениям. В вечности есть только всепоглощающая любовь. Там не делятся на группы и не считают, у кого больше ран, понесённых за Христа, а радуются тому, что они рядом с Господом, и молятся о нас.

Кто в каком чине прославлен, страстотерпца ли, или мученика, — это определённая условность. Царственных мучеников не конкретно за веру Христову мучили, поэтому они страстотерпцы. Но, по сути, за неё тоже. Они терпели всё это именно из-за своей глубокой веры. Они не покинули страну, не озлобились на своих врагов и не стали доказывать свою правоту с помощью силы. В том числе за это Церковь их возвеличила.

 

Л. Туксен «Коронование Николая II в Успенском соборе Кремля». Картина из Государственного Эрмитажа Санкт-Петербурга

Л. Туксен «Коронование Николая II в Успенском соборе Кремля». Картина из Государственного Эрмитажа Санкт-Петербурга

Отречение царя: политический шаг или жертва за народ?

Цари — помазанники Божии — это уникальное явление в истории. Над царём таинство Миропомазания происходит в жизни два раза. Таких людей — единицы. Рассуждать о том, хорошо или нет поступил царь и что было бы, если бы он не отрёкся от престола, вообще судить об их решениях — дело не нашего ума. Я никогда не задавался вопросом, правильно поступил царь или не правильно. Он сделал то, что я должен просто принять.

Если Господь ему доверил такую огромную страну и судьбу всего народа, и над ним совершилось это таинство, кто мы, чтобы судить об этом? Ведь таинство Миропомазания — это не профанация какая-то, это серьёзная вещь. Каждый христианин прошёл через это таинство. А царь сподобился его дважды. Точно так же о решении внутри какой-то семьи не может судить семья, живущая по соседству, потому что она не живёт в тех же реалиях. Каждый из нас находится в жизни на своём месте, и поэтому каждый человек должен судить только о своих собственных решениях.

Отречение царя от престола и добровольное согласие остаться в мятежной стране, где его ждали заключение и расстрел, однозначно, не было искуплением народа. Искупление рода человеческого произошло один раз. Искупитель — наш Господь Иисус Христос. Если бы была надобность ещё в каком-то особом искуплении для какого-то отдельного народа, то Господь бы и это сделал. Те, кто думают, что царь искупил какие-то грехи народа, считают, что Христос что-то не доделал. А это уже ересь, хула на Господа.

Христос вольными Своими страданиями и крестной смертью искупил каждого из нас от греха с того момента и до скончания века. Это догмат Церкви. Наше дело — или принять это искупление и идти путями праведными в Царство Небесное, или стать сынами противления и отвергнуть это. Часто те, кто выступают за подобные идеи, за всеми этими лозунгами забывают о деле своего личного спасения и о том, что им нужно обратить внимание на свою внутреннюю духовную жизнь.

 

Должны ли мы каяться в грехе цареубийства?

Каждому, кто выдумывает столь высокие требования к себе, нужно вспомнить, покаялся ли он в том, как относится к своим родителям и детям, Матери-Церкви и своему спасению. Есть отдельная группа людей, которым надо чего-то особенного, будоражащего в Церкви. Это не есть действие Духа Святаго. Мудрость, сходящая свыше, — мирна. Такие люди готовы бежать неизвестно куда и исполнять неизвестно что, а то, что у них под ногами, даже не замечают. Они призывают ко всенародному покаянию за грех цареубийства. Но народ — это абстрактное понятие. На самом деле, народ состоит из отдельных личностей. Каждому из нас есть в чём каяться и без греха цареубийства. Его совершил не народ, а группка людей, которая захватила власть и навязала её всем остальным, манипулируя мнением народа.

Даже если в этом есть какая-то необходимость — покаяться в нашем отношении к царственным страстотерпцам — это делается в личной исповеди. Допустим, человек раньше как-то не так относился к царской семье, но узнал больше о ней, прочитал Соборное уложение 1613 года, ту клятву, которую давал народ Романовым, и у него что-то защемило в душе. Зачем собираться в группы, преодолевать тысячи километров, куда-то ехать, с кем-то спорить? Пойди в свой храм, к своему духовнику и скажи: «Душа болит, хочу исповедоваться». Ведь покаяние — это глубоко личное таинство, это не шоу.

 

Монархия и Церковь

В ветхозаветной истории мы видим, что вначале была теократия — народом управлял Бог через особых людей, которые обладали высоким нравственным, духовным авторитетом. Потом израильский народ сказал: «Все народы имеют царей, и мы хотим». Господь в Ветхом Завете сказал, что желание монархической власти — это нравственное падение народа, который больше не желал, чтобы Бог ими управлял, и уже Его не слышал и не слушал (1 Цар. гл. 8). Тем не менее, монархия была благословлена Богом.

То, что наступило после неё, — ещё большая духовная деградация народа. Поэтому, чтобы возродить монархию, было бы недостаточно просто поменять Конституцию и назначить выборы царя, а не президента. Нужно было бы поменять внутреннее состояние каждого человека. Духовную составляющую общества нужно было бы поднять на тот уровень, при котором только идея монархии и могла бы быть воплощена. Однако, с точки зрения Церкви, монархия — это не та форма правления, которая бы полностью соответствовала богоустановленному идеалу.

Те, кто сейчас мечтают возродить монархию, должны спросить самих себя: а готовы ли они сами к этому? Готовы ли они слушать сегодня Матерь-Церковь? А вы думаете, что монарха будет так легко слушать? Каждый начнёт критиковать его, говорить: «Вот это — непопулярные методы». Недовольных будет много. Особенно, если царю придётся поднять тарифы или уменьшить выплаты. Сейчас каждый монархист думает, что при царе всем будут давать талоны на усиленное питание, резко снизятся тарифы на коммунальные услуги и не надо будет работать. Но это заблуждение.

 

Как относиться к критике последнего русского царя?

Императирица Александра Фёдоровна, её дочь царевна Татьяна и медсёстры в палате с прооперированными ими ранеными

Императирица Александра Фёдоровна, её дочь царевна Татьяна и медсёстры в палате с прооперированными ими ранеными

На клевету христианин не должен обращать внимания. Например, кто может заставить меня посмотреть фильм «Матильда»? Нужно очень постараться, чтобы это сделать. Зачем я буду смотреть этот нестоящий фильм? Я просто отсею его, как ненужный мусор.

Если требуется объяснить кому-то более серьёзные вещи — невиновность царя в Ходынской трагедии или расстреле демонстрации у Зимнего дворца (царь тогда вообще не находился в городе и ему не доложили о народной демонстрации и решении с ней расправиться), развязывании Первой Мировой войны для России (есть множество документов, которые показывают, как царь пытался всячески предотвратить это), — христианин может ознакомиться как с выпадами критики и с серьёзными, политически незаангажированными историческими публикациями, чтобы во всём разобраться. Вообще, как мы можем оценить правителя, при котором население страны увеличилось? Это признак того, что в стране и обществе царит стабильность.

И всё же, святость царственных мучеников оценивалась не по их политическим действиям и не по уровню развития экономики при их правлении, а по христианскому величию того подвига, который они понесли уже после того, когда они царскую власть потеряли, как они смогли с этим справиться и сохранить мирный дух и любовь друг ко другу и окружающим людям.

Чрезмерно спорить и убеждать критиков царя не нужно: если человек ищет везде, где соблазниться, он всё равно найдёт. И если он ищет чего-то назидательного, то обязательно это везде будет видеть. Стоит ли митинговать, пытаться запретить фильмы, подобные «Матильде»? Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя». Любой митинг, любой спор и крик мешают мирному состоянию духа.

От того, что кто-то придумает какую-то клевету, светлость подвига царской семьи никак не умалится. Даже если придут какие-то безумцы и скажут: «Всё не так! Давайте „расканонизировать“ царственных мучеников», что от этого изменится? Их что, по решению какой-то группки людей на земле Господь лишит святости на Небесах? Они уже находятся в Царстве Божием и там будут пребывать вечность. А если мы будем бастовать против всяких «Матильд», мы только нанесём вред своей душе. Ведь это время мы могли бы потратить на молитву, доверительную беседу с Господом, покаяние в своих грехах, помощь ближним.

Цель нашей жизни — не кому-то что-то доказать, а стяжать Духа Святаго. Наша цель — Царство Небесное, пребывание с Господом Богом и святыми угодниками. Жить по-Божьи, воплощая в реальность христианские идеалы. Ведь, по слову апостола, мы сограждане святым и свои Богу (Еф. 2:19).

Если что-то не нравится в этой жизни, как советует апостол, все свои желания открывай Господу Богу (Флп. 4:6). Ему расскажи, о чём у тебя болит душа и что ты хочешь изменить, прежде всего, в себе. Потому что, изменив себя, мы изменим частичку этого мира, частичку Церкви, частичку государства. А если мы себя не изменим, приобретём весь мир, но душе своей повредим (Мф. 16:26), это всё будет зря. Что оттого, что после наших выступлений отменят показ «Матильды» и вообще эту ленту сожгут? Мы душе своей навредим — запустим туда зло, ненависть, гнев.

Походить своей жизнью на царственных страстотерпцев — вот это будет самая лучшая «защита» и пропаганда их почитания. Жить такой же крепкой и любящей семьёй, воспитывать своих детей мужественными, православными людьми, которые бы не роптали, не поддавались соблазнам.

 

Святая царица Александра Фёдоровна Романова

Где находятся мощи царственных страстотерпцев?

Останки царственных мучеников на данный момент не найдены. То, что нашли, не признано их святыми мощами. Это официальная позиция Церкви. Для Церкви очень важно не ошибиться в этом вопросе, потому что мощи святых — объект для поклонения.

 

Чему могут научить цари современного человека?

Возьмём любого человека, христианина, и лишим его работы и источника дохода. Мы увидим, как через полчаса он начнёт возмущаться: «За что мне это? Почему меня Бог покинул?» Придёт домой — а там жена начнёт ему выговаривать: «Что, теперь будем сидеть без денег? Ты такой олух, зачем я за тебя замуж вышла?» Дети, видя, что родители ругаются, начнут их осуждать, уйдут из дома. Во что превратится семья? В ад. Потому что люди живут не Духом Святым, и любви в такой семье нет.

Царственных страстотерпцев лишили всего: места жительства, места в обществе, средств к существованию. Их унижали, презирали, запугивали, но они сохранили любовь. Ни одного слова презрения, обиды не было высказано ни императрицей императору, ни между детьми. Об этом свидетельствуют их дневники. Они сохранили такую любовь, что даже солдаты, которые их охраняли, удивлялись этому.

Так продолжалось не день, не два, а больше года. В различных обстоятельствах, в разных местах. В каких бы условиях они ни жили, они сохраняли мир и спокойствие, молились Богу, проявляли поддержку друг к другу, и Господь сподобил их в один момент всем вместе перейти в Царство Небесное. Кто из нас так бы не хотел?

Записала Мария Цырлина

Цитата дня

«

Терпеть обиды с радостью и незлобиво, делать добро врагам — дары Божии, ниспосылаемые соглашающимся получить их.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100