Мария Цырлина
Что читают православные горловчане?
Какие книги можно взять в библиотеке Николаевского собора? Какая литература пользуется спросом? О книгах, которые читают и не читают православные горловчане — библиотекарь Николаевского архиерейского собора Мария Цырлина.
Несмотря на популярность электронных библиотек, православная печатная книга по-прежнему востребована среди прихожан горловских храмов. В православную библиотеку приходят за очередным томом житий святых святителя Димитрия Ростовского, наследием святителей Феофана Затворника, Игнатия (Брянчанинова), Николая Сербского, книгами архимандрита Софрония (Сахарова), старца Паисия Святогорца. Некоторые читатели по нескольку раз берут перечитывать «Письма Оптинских старцев», поучения преподобного Амвросия Оптинского, «Душеполезные поучения» аввы Дорофея, «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника.
Особой любовью читателей пользуется раздел «Жития святых», особенно о святых ХХ века — отдельные книги и сборники. Постоянно «ходят по рукам» двенадцать томов житий святых, составленных святителем Димитрием Ростовским. Нам даже пришлось приобрести ещё один экземпляр двенадцатитомника, чтобы все могли почитать. Недавно в нашей библиотеке появилось обновлённое издание полного собрания житий, подготовленное на Святой Горе Афон и выпущенное Сретенским монастырём. Оно включает жизнеописания святых угодников Божиих и новомучеников ХХ века, неизвестные ранее жития святых. Это солидный труд, над которым работали известные историки, богословы и филологи. Однако написан он простым языком, и читать его очень интересно. На сегодня это самое полное из всех известных собраний житий святых.
Очень популярны среди прихожан книги по православной педагогике, детской психологии и семейному воспитанию — святителя Луки Симферопольского, преподобного Амвросия Оптинского, священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Антония Сурожского, епископа Екатеринбургского и Ирбитского Иринея, епископа Виссариона (Нечаева), Софии Куломзиной, Татьяны Шишовой, священника Павла Гумерова и других авторов. Этот раздел занимает в нашей библиотеке одну полку, и больше половины её содержимого почти всегда находится на руках у читателей.
Книги по этой теме сейчас вообще очень популярны. Они выходят большими тиражами и почти мгновенно раскупаются молодыми родителями. При выборе таких книг сейчас нужно быть очень осторожными, так как под православными заголовками часто может скрываться неправославное содержание. Такие книги не только не принесут читающему пользы, но ещё и духовно опасны. Это педагогические труды священника Анатолия Гармаева, книги К. В. Зорина и других. К сожалению, из-за неразборчивости в таких вопросах, они часто встречаются даже в церковных лавках.
Пользуются спросом у прихожан объяснения молитв и богослужений, толкования на Священное Писание — не только книги-учебники А.П. Лопухина, епископа Вениамина (Пушкаря), епископа Кассиана (Безобразова), обычно рекомендуемые для знакомства с Библией, но и труды святителей Василия Великого, Феофилакта Болгарского, Василия Кинешемского, преподобного Иустина (Поповича).
А вот творения святителей Иоанна Златоустого, Григория Богослова, Василия Великого, Григория Нисского, преподобных Исаака и Ефрема Сирина, Нила Сорского любят в небольших книжечках с названием «Избранное для мирян» или тематических сборниках («О христианской любви» святителя Иоанна Златоустого, «Духовное зодчество», «Духовный маяк», «Духовная мозаика» и т.п.). Несмотря на то, что рядом стоят на полках полные собрания творений святителя Иоанна Златоустого (в 12 томах), преподобного Ефрема Сирина (в 8 томах) или святителя Василия Великого (в 2 томах).
Причина такой непопулярности полных собраний творений святых, так же, как и всех более или менее серьёзных работ по богословию, богослужению, истории Церкви, скорее всего, кроется в том, что любое чтение, требующее последующего глубокого размышления над прочитанным — это серьёзный труд над собой. Более того, этот труд требует ответственности — знаний основ веры, и духовного руководства. Многие это осознают, и по разным причинам не желают брать на себя такой труд. Из года в год часто такие читатели берут всё новые книги с полки «Азы Православия», ленясь или не решаясь сделать шаг в сторону других полок.
Немногие знакомы с духовным наследием святого праведного Иоанна Кронштадтского. Большинство читателей уверено, что его перу принадлежит только «Моя жизнь во Христе». А ведь в нашей библиотеке есть полное собрание его трудов (в 6 томах), писем (в 2 томах), его дневники.
Огорчает, когда люди, которых часто видишь в храме, приходят в библиотеку с тем, чтобы взять домой «почитать» молитвослов или Евангелие. Хочется ответить — нельзя просто так взять и «почитать» молитвослов. Эти книги должны быть в доме каждого православного христианина. За ними не нужно приходить в библиотеку, чтобы взять почитать, а потом вернуть на полку. С Евангелием, и вообще со Священным Писанием христианин не расстаётся всю жизнь. А с молитвословом можно расстаться лишь в том случае, если мы не только выучим положенные молитвы наизусть, но и научимся их произносить, не отвлекаясь от их смысла. Иначе приходится читать молитвы по книге.
В нашей библиотеке несколько экземпляров этих книг хранятся для тех, кто в перерыве между богослужениями вдруг захочет помолиться или почитать Евангелие, а книга осталась дома. Также у нас есть Священное Писание на разных языках — древнегреческом, древнееврейском, староанглийском и других с параллельным переводом — для тех, кто захочет изучать языки, на которых были написаны Ветхий и Новый Завет, научиться разговаривать о духовных предметах на английском или глубже понять богослужение на церковнославянском.
Есть на нашем приходе небольшая группа книголюбов, которые интересуются церковной историей, читая «исторический шкаф» библиотеки полку за полкой, находят время, чтобы учить церковнославянский язык, запасаясь в библиотеке словарями, текстами и учебными пособиями. К сожалению, таких людей пока мало.
Наряду с богословскими трудами популярны книги современных авторов — протоиерея Андрея Ткачёва, Александра Ткаченко, протоиерея Димитрия Смирнова.
Многие зачитываются художественными произведениями — как классическими (Н.С. Лесков, А.П. Чехов, И. С. Шмелёв, Генрих Сенкевич, Клайв Стейплз Льюис), так и современными — книгами Станислава Сенькина, протоиерея Валентина Бирюкова, архимандрита Тихона (Шевкунова), священника Ярослава Шипова, Олеси Николаевой.
Дети читают в основном художественную литературу — книги Ганса Христиана Андерсена, Астрид Линдгрен, Антуана де Сент-Экзюпери, Сельмы Лагерлёф, православные притчи Бориса Ганаго, монаха Лазаря (Афанасьева), монаха Варнавы (Санина), русскую советскую классику, народные сказки, а также энциклопедии, православные детские журналы. В нашей библиотеке также большой выбор житий святых в изложении для детей с красочными иллюстрациями, пересказов библейской истории. Но пока эти книги берут для своих детей родители.
Иногда читатели просят просто что-нибудь почитать — с пользой для души, а не для того, чтобы только скоротать время над книгой. Для этой цели прекрасно подходят короткие поучительные рассказы из жизни святых — «Жизнь пустынных отцов» преподобного Руфина Аквилейского, «Аскетирион» (повествования о жизни первых монахов в Египте), «История боголюбцев» блаженного Феодорита Кирского, «Лавсаик, или повествование о жизни святых отцов» Палладия, епископа Еленопольского, патерики, например — «Древний патерик» или «Патерик земли Болгарской», «Пролог в поучениях и рассказах», «Отечник» святителя Игнатия Брянчанинова и «Отечник проповедника» Марка Лозинского.
Интересны духовные наставления, сопровожденные примерами из нашей современной жизни, греческих старцев Паисия Святогорца и Клеопы (Илие), а также воспоминания паломников об этих подвижниках. Живым и увлекательным языком написаны воспоминания о подвижниках благочестия ХХ века архимандрита Тихона (Шевкунова) — его книга «Несвятые святые и другие рассказы».
Не оставят равнодушным читателя книги о подвижниках, живших в период гонений от советской власти — «В горах Кавказа. Записки современного пустынножителя», написанные монахом Меркурием, «Отец Арсений», «Пасха Красная» Нины Павловой — о новомучениках Оптиной пустыни.
Из других книг, которые могут стать любимыми для православного читателя — «Моя жизнь во Христе» и дневники святого праведного Иоанна Кронштадтского, «Неведомому чаду» архимандрита Иоанна (Крестьянкина), поучения преподобного Амвросия Оптинского, «Письма Оптинских старцев», «Оптинские были. Очерки и рассказы» монаха Лазаря (Афанасьева), «Беседы о молитве» («Из бесед с кавказским пустынником»), книги святителя Николая Сербского — «Таинственные притчи», «Молитвы на озере», «Кассиана», книги Клайва Стейплза Льюиса, «Иисус Христос как Любовь и Возлюбленный» архимандрита Нектария (Мулациотиса).
Для самообразования могу порекомендовать книги «Закон Божий» под редакцией протоиерея Серафима Слободского, «Катехизис Православной Церкви» святителя Филарета (Дроздова), «Нравственное богословие для мирян в порядке десяти заповедей Божиих» протоиерея Евгения Попова, «Очерки христианской этики» протоиерея Владислава Свешникова, «Библейскую историю» епископа Вениамина (Пушкаря) или профессора А.П. Лопухина, книги протоиерея Александра Шмемана, «Вселенские соборы» и «Очерки по истории Русской Церкви» А.В. Карташева, а также «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, «Душеполезные поучения» аввы Дорофея, «Добротолюбие», творения святителей Иоанна Златоустого, Григория Богослова, Василия Великого. Эти книги не только станут ступенькой для дальнейшего знакомства с православным вероучением, но и принесут духовную пользу своему читателю.
Читайте также:
Человек на пороге Церкви: какие книги читать?
Пять книг для новоначальных: законы семейной жизни и популярная аскетика
Приходские библиотеки Горловки
Как создать православную библиотеку на приходе?