Протоиерей Виталий Ворона
Что делать, если у ребёнка зависимость от телефона?
Ребёнок не отрывается от телефона. Если запретить — плачет, обижается, врёт, находит возможность смотреть и играть. Не запрещать — теряет счёт времени, погружается в виртуальный мир на часы. Как же быть? Кто поможет? Куда бежать и что делать? Прежде всего — успокоиться, а потом прочитать рекомендации протоиерея Виталия Вороны, настоятеля храма Почаевской Божией Матери г. Краматорска.
Масштабы проблемы очень велики
Проблема, о которой мы сегодня будем говорить, очень актуальна, это признают многие родители, учителя, воспитатели, психологи. Скажу честно: я недооценивал масштабы её последствий. Чтобы понять, как её преодолевать, нужно разобраться: происходящее с нашими детьми — это уже зависимость или пока ещё только дурная привычка? Насколько глубоко она укоренилась? Есть ли вообще такая проблема, каковы её масштабы и чем она нам грозит?
Что касается угрозы, которую несёт цифровая среда для ребёнка: следует понимать, что она заключается не столько в содержании того, что он смотрит, сколько в том, как он получает знания и навыки, как он развивается. Ребёнок приходит в мир, имея только заготовку мозга, которой ещё предстоит развиться в настоящий мозг, сформировать образ мышления, социальные критерии, навыки, личность. Современная нейропсихология представляет наш мозг как набор клеток, которые в дальнейшем должны образовать определённые нейронные связи. Этих клеток больше, чем звёзд во вселенной, и каждая может устанавливать тысячи связей, которые остаются потом на всю жизнь. Мозг — это вселенная, и сам процесс его изучения выглядит как нечто непостижимое, потому что мозг изучает сам себя.
Так в чём опасность?
Не буду долго останавливаться на угрозах, которые несёт цифровая зависимость. Рекомендую родителям самостоятельно изучить, что такое цифровое псевдослабоумие, псевдоаутизм, псевдодебильность. Если мы изучим эти явления, то поймём, что масштаб проблемы гораздо больше, нежели представлялся: с помощью телефона мы можем сделать своих детей в буквальном смысле инвалидами. Эти знания очень отрезвляют родителей.
Конечно, совсем исключить виртуальную среду из нашей жизни и жизни детей не получится: мы живём в век информации и цифровых технологий, и ребёнок с ними обязательно столкнётся. Но это не страшно. Страшна привычка и то количество времени, которое дети проводят возле экранов — не важно, это смартфон, планшет или компьютер. Даже если они потребляют оттуда полезную и развивающую информацию, это не отменяет многих проблем. Дело в том, что дети должны получить базовую информацию о себе и мире из аналоговой среды — то есть из реальной жизни, особенно это важно для малышей. Они обучаются через пальчики, осязание, общение с людьми, причём разными, потому что человек — это социальное существо. Дефолт-система мозга, которая отвечает за фундамент мышления, собирается из социальных взаимосвязей. В нашей голове есть «база», которая состоит из важных для нас людей: это могут быть бабушки и дедушки, наши любимые, наши святые, если мы говорим о верующих людях. Ребёнок должен тоже сформировать такую «базу».
Почему мы разрешаем пользоваться смартфонами?
Почему наши дети уже в раннем возрасте начинают пользоваться телефонами и другими гаджетами? Потому что мы хотим им блага: чтобы они развивались, не были отсталыми, чтобы не выглядели хуже своих сверстников. Мы находим для себя оправдание: век сейчас цифровой, как они будут жить, если не научатся обращаться с гаджетами с раннего детства? И здесь нужно осознать, кто, собственно, изобрёл эти смартфоны и внедрил их. Это были люди, которые жили в аналоговой среде, и она позволила их мозгу развиться так, что они пришли к таким технологическим решениям. Другое дело — последствия, с которыми мы сталкиваемся де-факто, но и в этом плане нужно знать, что и Стив Джобс, и Билл Гейтс максимально оттягивали время, когда их дети возьмут в руки смартфоны.
Что говорят специалисты?
Проблема цифровой зависимости актуальна с двухтысячных. Первые диагнозы цифрового псевдослабоумия были поставлены в Корее, потому что именно эта страна в начале века была лидером в плане потребления цифровых технологий. На сегодняшний день ВОЗ уже имеет список диагнозов, связанных с отсталостью из-за излишнего потребления цифровой информации. Он пока ещё не утверждён официально и изучается, но в скором времени нас ждут новые «цифровые» болезни.
Цивилизованный мир знает об этой проблеме и изучает её, свидетельство тому — множество научных докладов ведущих нейропсихологов и других специалистов, изучающих возможности человеческого мозга. Именно потому в элитных учебных заведениях пользование гаджетами максимально ограничено.
Специалисты, занимающиеся исследованием работы мозга у детей, выработали нормы, касающиеся времени, которое допустимо проводить перед экранами. Ребёнку до пяти лет не повредят от пяти до пятнадцати минут, от пяти до шести лет — до получаса, для младших школьников рамки расширяются до часа-полутора. Мы все прекрасно понимаем, что наши дети сидят в интернете намного больше, и это просто катастрофа, поэтому на проблему непременно надо обратить внимание.
Критерии цифровой зависимости
Во-первых, надо обратить внимание, как ребёнок относится к девайсам, не наделяет ли он их какой-то особой ценностью. Возможно, он беспокоится, когда телефон не находится рядом с ним, даже в выключенном состоянии.
Второй критерий — эмоциональная зависимость. Понаблюдайте, нет ли такого, что ребёнку плохо, и он использует телефон как средство для улучшения настроения. Если он ходил рассерженный, бубнил, злился — а потом взял телефон или планшет и сразу просветлел, это тоже тревожный звоночек.
Третий важный момент — рост толерантности к гаджету, увеличение времени, которое необходимо проводить за ним. Если взял телефон в руки, то сам оставить его не в силах.
Сразу хочу сказать: даже если вы обнаружили у ребёнка перечисленные признаки зависимости, не надо впадать в отчаяние. У всех нас есть большой запас прочности и возможность восстанавливаться. Мне бы хотелось донести всю эту информацию прежде всего до родителей малышей, потому что именно на них гаджеты оказывают самое губительное влияние. У меня был случай: я крестил ребёнка в возрасте немногим больше года. Это сложный возраст, обычно такие детки с опаской подходят к крещению, плачут. Так и случилось. Ребёнок плачет, я молюсь, крёстные судорожно пытаются его успокоить. Вдруг слышу, что он затих. Обернулся — оказывается, ему поставили на телефоне мультик, и он его смотрит в то время, как я совершаю таинство. У меня даже холодок по спине пробежал: что же нас ждёт, если так дела обстоят?
Что же делать?
Не нужно паниковать, потому что паника никогда ни к чему хорошему не приводила. Нужно верить, что с Богом можно решить любую проблему. Так что я советую прежде всего обратиться к Церкви, к её опыту борьбы со страстями, которому уже более двух тысяч лет. У нас есть труды святых отцов, которые чётко раскладывают все страсти на семь корней, начиная от гордости и заканчивая чревоугодием. Я убеждён, что надо двигаться по жизни двумя ногами, то есть обращать внимание на телесную и душевную стороны. Телесная сторона — это наши врачи, традиционная медицина, а духовная — это область веры. Так какие же меры предпринимать?
Первое — это осознание проблемы, признание, что она есть. Это первый шаг в борьбе с любыми страстями.
Второе — покаяние. Нужно понять, что это мы сами дали в руки детям телефоны, научили ими пользоваться, да и сами не выпускаем их из рук дни напролёт. Правило некогда читать, а в телефон заглянуть время находится. Дети всё это видят. Так что детская зависимость — это общая проблема, и нашего вклада в ней больше всего.
Третье. Надо осознать, что ворчание и укоры типа «ты опять сидишь в телефоне, сколько можно» не работают. Призывы заботиться о своём здоровье и не нарушать нормы бесполезны: ребёнок, даже довольно сознательный подросток, не сможет сам справиться с зависимостью. У него ещё не сформировалась самомотивация, она «заработает» к двадцати одному году. Детям школьного возраста это не по плечу. Если они вам не говорят: «Да, конечно, я был неправ и исправлюсь», — слава Богу: значит, в них нет лукавства.
Правила и Family Link в помощь
Нужно действовать. Прежде всего надо понимать, что с детьми играть в демократию не получится, это утопия. Господь поставил нас, родителей, управлять семьёй, и в наших правах и обязанностях — введение правил, которые будут воплощаться в наших домах. Мы должны пользоваться этим правом. Мы знаем, сколько времени ребёнку можно проводить перед экраном в течение дня. Значит, надо изучить его распорядок дня и сделать так, чтобы ему было некогда заниматься телефоном. Этот распорядок связан с нашим режимом: мы вместе садимся за стол, вместе что-то делаем. Отсюда правила: когда мы вместе, за гаджетами не сидим, за столом телефонами не пользуемся, за два-три часа до сна все телефоны в семье переходят в режим «Не беспокоить» и кладутся в одно место.
Чтобы не использовать телефон как будильник, можно купить обычные часы. Это нужно для того, чтобы не провоцировать детей играть или смотреть в экран ночью, когда родители думают, что они уже спят. Трудно всё это проконтролировать самим, поэтому используем в помощь себе приложение Google Family Link, которое позволяет ограничивать время пользования телефоном. Оно может блокировать определённые сайты или приложения, так что я его всем горячо рекомендую.
Конечно, нужно внимательно следить за тем, чтобы заполнить время, которое освобождается благодаря блокировке телефона. Здесь надо применить всю свою мудрость, любовь и изобретательность для того, чтобы у ребёнка сложилось понимание: реальная жизнь — вот радость, а не телефон и планшет. Если он уверен в обратном — это нехорошо, справиться с таким положением вещей без специалиста крайне трудно.
Ограничивать время пользования гаджетом нужно, это факт. Однако не надо делать трагедию, если вместо допустимого получаса ваш ребёнок проведёт перед экраном немного больше времени. В следующий раз исправите эту ошибку. Давайте постараемся меньше кричать и больше думать о том, как сделать жизнь ребёнка интереснее. Это сложно. Мы, взрослые, обычно или заняты, или устали. А ребёнок без телефона требует внимания: надо то поиграть с ним, то поговорить, то посмотреть, что он сделал или как мячик кидает. Приходится себя заставлять, и здесь помогает наше покаяние, которое даёт возможность понять свою ответственность за сложившуюся ситуацию. Нужно искать золотую середину на этом пути, чтобы и в угрозы не скатиться, и до попустительства не дойти.
Нужен ли психолог?
Я считаю, что сам по себе психолог ничего не решит — кроме вопроса своего заработка. Если вы уже покаялись, ввели правила, всеми силами пытаетесь сами бороться с этой зависимостью, а вместе с вами дети, и ничего не получается — конечно, надо привлекать опытного духовника и психологов. Духовная помощь от молитвы, постов, воздержания будет, потому что это средства борьбы со всеми страстями, мы в этой аскезе учимся преодолевать их. Что касается психологической помощи, то многие специалисты говорят: должен быть временной зазор между «хочу», «дай» и «получил». Чем он больше, тем меньше шансов, что ребёнок подсядет на что-то нехорошее.
Прежде, чем обращаться к психологу, надо попытаться решить проблемы самим. Хороший психолог понимает: чтобы решить локальную проблему, надо в первую очередь решить проблему окружения. Мы всё равно к этому придём. Так что, как ни крути, начинать придётся с себя.
Панацеи нет
Обычно не получается устранить проблему потому, что не хватило мотивации. Поэтому я в самом начале и предложил ознакомиться с работами нейропсихологов о проблеме цифровой зависимости: они очень хорошо мотивируют и отрезвляют. Сразу понимаешь, что нужно что-то менять в своей жизни и жизни детей.
Родителям нужно быть бдительными. Панацеи в вопросах интернета и смартфонов нет. К сожалению, даже при очень ответственном подходе дети находят нежелательный контент или он находит их — сейчас много возможностей обойти фильтры и ограничения. Запрещать телефоны и компьютеры огульно тоже не выход: дети обычно обходят такие запреты, поэтому нужно искать свой путь, свои правила.
В заключение расскажу об эксперименте, который провели учёные одного исследовательского института. Трём группам студентов были даны одинаковые задания, но в первой все испытуемые были без телефонов, во второй телефоны лежали у молодых людей в сумках, в третьей — на партах. Лучшие результаты показала группа без телефонов, из чего учёные сделали вывод: в отсутствие этих устройств наш мозг начинает работать активнее и мобилизует свои ресурсы, которые обычно не использует. Постараемся и мы дать возможность детям использовать свой потенциал, главное — решиться на это.
Беседовала Екатерина Щербакова