Протоиерей Владислав Шестаков
День 29. Страх Господень
Что будет, если вызвать на битву Бога? На что нужно обращать больше внимания при переезде — на место или на соседей? Почему когда хочется сказать что-то резкое, лучше промолчать и прежде хорошо обдумать свои слова? Об этом — в сегодняшних чтениях.
Книга пророка Исаии, глава 37
33 Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: «не войдет он в этот город и не бросит туда стрелы́, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала.
34 По той же дороге, по которой пришел, возвратится, а в город сей не войдет, говорит Господь.
35 Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего».
36 И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, всё тела мертвые.
37 И отступил, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии.
38 И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него.
Глава 38
1 В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь.
2 Тогда Езекия отворотился лицем к стене и молился Господу, говоря: 3 «о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно.
4 И было слово Господне к Исаии, и сказано: 5 пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет, 6 и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей и защищу город сей.
Господь проявляет Свою силу и могущество там, где, казалось бы, никакая сила уже не сможет помочь. Жители Иерусалима уже готовились к тому, что их уведут в плен, а город будет уничтожен, но вместо этого они становятся свидетелями чуда.
Однако во всей этой истории есть и вторая сторона. Священное Писание обращает внимание на то, с какими словами царь ассирийский подошёл к Иерусалиму. Это было не просто чувство личного и военного превосходства. Он зашёл слишком далеко, сравнил Бога с бездушными идолами: «Который из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так неужели спасёт Господь Иерусалим от руки моей?» И Господь Сам даёт на это ответ.
Бытие, глава 13
12 Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома.
13 Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом.
14 И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; 15 ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, 16 и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; 17 встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее [и потомству твоему навсегда].
18 И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу.
Мы знакомимся с ещё одним звеном ветхозаветной истории. Авраам и его племянник в силу необходимости поселяются на некотором отдалении друг от друга. В земле Ханаан Авраам вновь получает обетование от Бога. Лот поселяется в пределах города Содом. Эта земля понравилась ему своим изобилием, богатством и зеленью лугов — всем, что нужно хорошему хозяину. Но он не обратил внимания на одно: люди этой земли были злы. Вскоре Господь произнесёт Свой суд, и от этой местности останется только только нарицательное имя — «Содом и Гоморра».
Притчи Соломона, глава 14
27 Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти.
28 Во множестве народа — величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.
29 У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.
30 Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей.
31 Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся.
32 За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду.
33 Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе.
34 Праведность возвышает народ, а беззаконие — бесчестие народов.
35 Благоволение царя — к рабу разумному, а гнев его — против того, кто позорит его.
Глава 15
1 [Гнев губит и разумных.] Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.
2 Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.
3 На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых.
4 Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа.
Чувство страха Господня во многом отвечает за формирование эмоциональной стороны поведения человека. Это благоговейное чувство не только уберегает человека от совершения злых дел. Постоянно ощущая рядом с собой присутствие Божие, человек старается не только не делать, но и не говорить, и даже не мыслить того, что было бы Ему неприятно. Всё происходящее уже становится не пустым стечением обстоятельств, а обретает смысл.
Мудрый человек во всём видит действие Творца, и, пытаясь понять эту Божественную логику, ставит свои эмоции на второе место. У него появляются такие качества, как терпение и кротость. Встречая какие-то неприятности в своей жизни, терпеливый человек не вспыхивает мгновенно фонтаном возмущения, а пытается понять, почему так, и наблюдает, что будет дальше.
День 1. Мир, который мы потеряли
День 2. Слышать и слушать
День 3. Помнить о конце
День 4. Осознавать масштабы
День 5. Слава Божия
День 8. Приговор винограднику
День 9. Не отступать от Бога
День 10. Каинистическая цивилизация
День 11. Посмотри на муравья
День 12. Умереть, чтобы воскреснуть
День 15. Свет во тьме
День 16. Плоды междоусобных конфликтов
День 16. Пасущим ветер
День 18. Войти в ковчег
День 19. Люди дороже золота
День 22. Праведность ведёт к жизни
День 23. Смерти больше нет
День 25. Башня до небес
День 26. Прихожане воскресного дня