Священник Олег Черниченко
«Дневник сельского священника» Жоржа Бернаноса и проблемы пастырей
Кадр из фильма по книге «Дневник сельского священника»
Лето в этом году напряжённое, карантин то отменяют, то продлевают, как быть с отпусками — непонятно. Чем спасаться в жаркие дни? Чтением, конечно — не всё же сериалы смотреть! Впечатлениями об очень важной для него книге «Дневник сельского священника» французского писателя Жоржа Бернаноса делится настоятель храма святого великомученика Димитрия Солунского п. Мироновский священник Олег Черниченко.
«Дневник сельского священника» я впервые прочёл, когда учился на первых курсах семинарии. Сразу скажу: она непроста для чтения и восприятия, я начинал её читать и бросал раз пять. Впрочем, потом всё-таки осилил, прочёл до конца — и после этого перечитал ещё раза три, настолько она мне понравилась.
По названию понятно, что жанр книги — это дневниковые записи священника. Действие происходит в маленькой французской деревеньке. Молодой священник приезжает в провинцию, где получат свой первый приход. Он только-только окончил семинарию, полон надежд, жаждет делиться приобретённым духовным опытом со своими прихожанами. Надо сказать, что личность священника весьма посредственная, он не отличается ничем примечательным: ни знаниями, ни ораторским талантом, ни багажом жизненного опыта. Даже здоровье у него не самое лучшее.
Единственное, что есть у этого человека, — желание бескорыстно послужить Богу и своим прихожанам. Естественно, он комплексует, сомневается в себе, порой впадает в уныние. Когда он ближе узнаёт свою паству, его угнетённое состояние усугубляется, потому что встречают его холодно, а некоторые — даже враждебно. Все его благочестивые начинания остаются без особого участия прихожан. Например, он организовывает вечера досуга, а местные жители предпочитают им пятничные попойки. На мессу, к проповеди на которой он тщательно готовится, приходят единицы — и то только по формальной привычке.
Все свои недоумения, переживания и сомнения молодой пастырь доверяет своему единственному товарищу и собеседнику — более опытному священнику. Он помогает главному герою в становлении и решении его проблем. Только ему он может открыть всё, что терзает его душу. Значительную часть книги составляют диалоги этих людей, очень обстоятельные и глубокие, поскольку затрагиваемые темы волновали самого автора. Герои говорят о свободе, совести, святости, пороке, христианстве, страдании и его необходимости — вплоть до рассуждений о рабовладельческом строе, социализме, причинах смены политического строя и того, как на это реагирует человек. То есть спектр тем очень широкий, и все они чрезвычайно глубоко осмыслены.
Особым образом в диалогах раскрыта тема святости и того, как она проявляется в мире. На недоумение молодого священника — почему люди к нему так холодно относятся, его друг отвечает: «Видите ли, дитя моё, нельзя сказать, что эти люди ненавидят вашу простоту, но они от неё защищаются, она для них что-то вроде огня, о который они обжигаются. Вы разгуливаете по белу свету со своей смиренной улыбкой, молящей о милосердии, а в кулаке несёте факел, принимая его, очевидно, за пастырский посох. В девяти случаях из десяти они его вырвут у вас и затопчут».
Читая эти строки, внимательный читатель вспомнит слова Спасителя: «Люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3:19). Людям, погрязшим в пороке, очень трудно слушать и видеть святость, потому что она требует изменений, обличает, она — суд. Здесь — пища для размышлений всем нам, потому что очень часто люди сокрушаются: почему так мало святости в мире, почему Господь не являет в последние дни святых? А вот потому, что святые даются не для того, чтобы услаждать нашу жизнь или умилять сознание, но для суда нам, для немого укора. В книге об этом сказано так: «Господь Бог сказал в Писании, что мы соль земли, мой мальчик, а вовсе не мёд. Так вот, наш бедный мир подобен старому Иову на его навозной куче, покрытому ранами и язвами. Соль, когда ею посыпают раздраженную кожу, обжигает. Но и спасает от гниения».
В «Дневнике» показаны усилия священника, направленные на то, чтобы евангельская радость, евангельские истины хоть немножко открылись людям, которые живут в пороке и грязи, считая эту грязь нормой. Книга помогает увидеть, что христианство — это не просто моральное учение, которое радует и умиляет душу, это в первую очередь путь изменения — очень сложный, тернистый, но, тем не менее, необходимый для каждого.
Роман Бернаноса также о святости, которая не всегда вписывается в рамки канона или наших представлений о ней. Святость может быть на первый взгляд весьма посредственной, как в случае главного героя, и разглядеть её непросто. В конце концов, это книга о противостоянии обычного заурядного человека, с которым каждый читатель может соотнести себя, со всеми страстными и порочными стихиями в человеческой природе.
Кому бы я посоветовал читать эту книгу, а кому нет? Общая атмосфера романа довольно мрачная, поскольку там описывается реальное положение вещей. Она не подойдёт человеку, который пришёл домой после тяжёлого рабочего дня и хочет себя развлечь с помощью чтения. Подойдёт она человеку, который привык глубоко рефлексировать, анализировать серьёзные обстоятельства своей жизни и жизни вокруг. Конечно, в первую очередь эта книга была бы полезна всем моим собратьям-священникам, потому что она открывает глаза на многие проблемы, с которыми священник так или иначе сталкивается. Надеюсь, что она и мне помогла разобраться в каких-то вопросах, избежать определённых ошибок. «Дневник сельского священника» адресован человеку, который не боится задавать себе вопросы — самые глубинные, острые, жгучие, какие только возможны в жизни — и не боится на них отвечать.
Записала Екатерина Щербакова