Обратиться к Тому, Кто разрушает ад
Вечером 3 мая, в канун Великой субботы, епископ Горловский и Славянский Митрофан в Николаевском кафедральном соборе Горловки совершил утреню с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа. После великого славословия владыка обратился к духовенству и прихожанам с архипастырским словом.
Мы слышим удивительные слова: «Во Гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный» (тропарь 1-й песни воскресного канона 4-го гласа). Божественная душа Спасителя сошла во ад, туда, где пребывали праведники, где держали их узы греха, не для того, чтобы там остаться, а для того, чтобы окончательно разрушить эту темницу и вывести с Собою всех, кто ожидал Его пришествия.
Мы знаем изображение старинной иконы Воскресения Христова, где над разрушенным адом на мостике в виде креста стоит Спаситель и за одну руку держит Адама, а за другую Еву. А вслед за Ним идут праведники, которые оставляют разрушенный ад и следуют в Царство Небесное.
В Великую субботу мы вспоминаем это событие, а на Пасху святитель Иоанн Златоуст восклицает: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?». Может ли быть восстановлено то, что разрушено Самим Богом? И поэтому «мертвый ни един во гробе» (свт. Иоанн Златоуст. Слово на Пасху).
И когда мы говорим о вечных мучениях, мы говорим о них лишь потому, что человек сам, свободно, никем не принуждаемый избирает жизнь без Бога, жизнь, как будто бы ад не разрушен, и ад созидает в своей душе. Если «Царствие Божие внутрь вас есть», по слову Христову (Лк. 17:21), то и ад тоже бывает внутри нас, когда в нас царствует злоба, ненависть, зависть, гордыня, сластолюбие, раздражение, лукавство, желание превозношения над ближним.
Власть греха и страстей над человеческой душой делает жизнь человека невыносимой. И человек, живя здесь, на земле, хотя и внешне, бывает, кому-то кажется благополучным, но внутри страдает от рабства греху и своим страстям, с которым он ничего не может сделать. И неоднократно предпринимая попытку победить свои страсти собственными силами, человек узнаёт на своем опыте, что сам он их победить не может. Что же делать?
Сегодняшний день дает нам ответ на этот вопрос: обратиться к Тому, Кто разрушает ад, Кто разрушает власть греха, Кто делает грех и его цепи неспособными иметь власть над человеческой душой. Если мы отворачиваемся от греха и обращаемся к Богу, грех теряет над нами силу, мы становимся свободными. Об этом Господь говорил своим ученикам: «Я пришел к вам, чтобы дать вам свободу».
Иудеи не поняли Его слов и говорили, что они никогда никому не были рабами. А Господь им ответил: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8, 34). И от этого рабства мы освобождаемся только силой Божией, которую мы призываем, обращаясь ко Христу в сегодняшних молитвах.
Господь сокрушил власть греха над нами не для того, чтобы мы вновь возвращались к этому рабству. И в сегодняшний день нашей главной молитвой к Богу должна быть молитва о том, чтобы грех вновь не приобрел над нами власть, чтобы мы вновь не пошли служить ему, а остались служить Богу.
Служение Богу наполняет человеческую жизнь неизреченной радостью. Пусть эта радость и эта духовная сила, которой мы исполняемся, прикасаясь к святыне, пребывает с нами во все дни нашей жизни.