18 января 2022 г.
Епископ Паисий совершил богослужение навечерия Богоявления в Николаевском архиерейском соборе Горловки
В навечерие Богоявления (Крещенский сочельник) епископ Константиновский Паисий, викарий Горловской епархии, совершил царские часы, чин изобразительных, великую вечерню с чтением 13 паремий и литургией святителя Василия Великого в Николаевском архиерейском соборе Горловки. Владыке сослужили настоятель протоиерей Владимир Туренко, а также клирики соборного храма.
По заамвонной молитве епископ Паисий совершил чин великого освящения воды. По отпусте перед иконой праздника были исполнены тропарь и кондак Богоявления. Всех прихожан окропили святой водой.
По окончании богослужения владыка обратился ко всем собравшимся с архипастырским словом, в котором отметил:
«Сегодня, празднуя Богоявление, мы в первую очередь вспоминаем, что этого события люди ждали на протяжении нескольких тысяч лет. Каждый из нас тоже ждёт его в определённые минуты жизни. Возможно, в минуты, когда предстоит сделать какой-то особый выбор. В минуты, когда приходят беды и напасти. Ждёт того самого Богоявления — и не бывает разочарован, потому что Бог уже явился каждому из нас. Он является нам в Слове Божьем, в церковных Таинствах, в молитве, когда мы общаемся с Ним.
Будем молиться сегодня, чтобы благодать, полученная через святую воду, которую мы изопьём, которую принесём домой, стала поддержкой, опорой и источником сил, которые бы дали нам возможность воплотить в нашей жизни ту истину, которую Христос принёс в мир».
Фото Серафима Пирожкова
Событие Крещения Господня описано в Евангелии (Мф. 3:13–17, Мк. 1:9–11; Лк. 3:21–22; Ин. 1:29–34). Перед выходом на проповедь, явлением миру как Мессии, Господь принимает крещение в Иордане от Иоанна Предтечи. Для чего Господь это делает?
Святой пророк Иоанн Предтеча проповедовал крещение покаяния. Тысячи людей входили в воды Иордана, чтобы очиститься от своих грехов. В таком крещении безгрешный Господь не имел нужды. Святитель Афанасий Великий указывает, что Сын Божий вошёл в иорданские воды, «освятив их Своим естеством», чтобы затем верующие Ему могли «обновиться в святых и честных водах, в которых пребывал Сам Господь» (Афанасий Великий. Epistula ad Epictetum. 1, 34).
В момент крещения Господня произошло исключительное по своему значению явление всех Трёх Лиц Пресвятой Троицы — Отец говорил о Сыне с Небес «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17), Сын крестился во Иордане, Дух Святой сходил на Сына в образе голубя. Поэтому с глубокой древности этот праздник назывался Богоявлением.
До IV века Рождество и Крещение праздновались вместе как один праздник явления Христа в мир — Богоявление. К этому дню приурочивали крещение новых христиан. На литургии в дни Рождества и Крещения до сих пор поют крещальное песнопение «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (перевод — «Те, которые во Христа крестились, во Христа облеклись»). До наших дней дошли и другие особенности богослужения, которые напоминают о том, что Рождество и Крещение в древности были одним праздником: службы на Рождество и Крещение практически одинаковы, а дни между этими двумя праздниками называются «святками», то есть святыми, праздничными днями.
Уже с IV века возникла традиция совершать праздничное богослужение в полночь и освящать воду в водоёмах. В Палестине в полночь совершался крестный ход из храма в Иерусалиме на Иордан, к предполагаемому месту Крещения Господня, где освящалась вода.
В особой молитве, произносимой лишь в этот день, священник просит, чтобы Господь дал освящаемой воде «благословение Иорданово» и сотворил её «источник нетления». По обычаю, освящённую воду хранят в своём жилище в особом месте возле икон целый год — до следующего Богоявления. Ещё святитель Иоанн Златоуст отмечал особую святость этой воды и её удивительное свойство не портиться со временем. Вода, освящённая в сочельник или в день Крещения, называется великой агиасмой (греч. τα αγίασμα — святыня). Её пьют в исключительных случаях. Даже небольшое количество крещенской воды делает обычную воду святой. После освящения водоёма многие погружаются в него, чтобы освятиться водой, в которую вошёл Сам Господь.
В Русской Церкви из-за крепких морозов для освящения вод в водоёмах прорубают во льду прорубь в виде креста, которую называют иорданью. Но даже сильный мороз не мешает христианам в этот день погружаться в освящённую воду. Рядом с иорданью устанавливают крест, иногда — высеченный из льда.
В некоторых местах сохраняется обычай после водоосвящения пускать в небо белых голубей в память о том, что Дух Святой сошел в день Крещения Спасителя в образе голубя. В Православной Болгарии и Греции есть традиция бросать в водоём деревянный крест. Все желающие окунаются в иордань и ищут его. Выловить крест из иордани считается особым благословением.