16 марта 2016 г.
Христианин должен научиться ставить перед собой цели и достигать их
В среду первой седмицы Великого поста митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Николаевском архиерейском соборе Горловки. После чтения канона владыка обратился к прихожанам с архипастырским словом.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Всех вас, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю со Святой Четыредесятницей! Уже была отслужена первая Литургия Преждеосвященных Даров. Мы продолжаем чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.
Великий пост — время особенное. Это не только особые богослужения, устав, перемена образа жизни, но ещё и период особого духовного напряжения для каждого верующего человека. В эти дни человек напрягает свои духовные силы больше, чем обычно. Каждый раз, когда это происходит, он вступает в борьбу — с самим собой, своими страстями и теми невидимыми духами злобы поднебесной, которые воюют против человека для того, чтобы он не менялся, оставался таким, какой он есть.
Наверное, нет ни одного человека, верующего или неверующего, который бы в своей жизни ни разу не боролся с унынием. Хотя для неверующего человека уныние — это, скорей всего, не что-то плохое, а горькое, но очень полезное и необходимое лекарство.
Что такое уныние? Это когда человеку ничего не хочется, когда его ничто не радует, когда ему ничего не нужно. Когда всё валится из рук, нет смысла жизни, и не понимаешь, зачем всё, что с тобой происходит, и для чего ты живёшь. Когда то, чем ты раньше занимался, перестаёт тебя радовать и приносить удовольствие, когда неинтересно ничего и не хочется общаться ни с кем. Это не та естественная скорбь, какая бывает, когда ты заболел или что-то не получается.
Когда так происходит с человеком? Когда человек теряет смысл жизни? Когда он теряет связь с Богом, когда в человеческой жизни нет Бога. И в таком случае уныние для человека полезно — оно заставляет его искать Бога. Он попробовал всяких грехов, походил по жизни разными тропинками, и, в конце концов, пришёл к тому, что он ничего не хочет, ему всё надоело и ничего не радует. И у него в жизни появился вопрос о Боге. Наверное, тогда уныние — это хорошо, со знаком «плюс». Но точно такие же симптомы бывают и у того человека, который уже начал жить христианской жизнью, трудиться, делать добрые дела. И здесь у такого уныния могут быть несколько причин.
Одна из причин — это нераскаянные грехи, которые давят на душу камнем и не дают благодати Божией проникнуть в сердце. А тогда получается, что труды становятся бесплодными, бесполезными. Человек трудится, но радости от этого не получает, и приходит в уныние.
Иногда это бывает попущенная Богом борьба врага нашего спасения, диавола, против человеческой души. Но это происходит не с простыми людьми, как мы с вами, а с великими подвижниками, которые прошли очень много ступеней духовной жизни.
Чаще же всего уныние — это следствие той привычки жить бесцельно, к которой большинство людей привыкает ещё с детства. Очень мало в мире людей, которые ставят перед собой какие-то цели и прилагают максимум усилий для того, чтобы их достичь. Ещё со школы дети стремятся сделать минимум — чтобы не ругали. Остальное их нужно заставлять делать. Потом эти люди вырастают, становятся студентами, создают семьи, идут на работу — и живут точно также. И эта бесцельная жизнь, стремление сделать минимум и потом ничего дальше не делать, отсутствие цели и воли для того, чтобы её достигать, порождает состояние уныния, когда человеку ничего не хочется.
Наверное, каждый сталкивался с тем, что, когда начинаешь читать не ту книгу, которая интересна, а ту, которую нужно прочесть, обязательно смотришь, сколько страниц осталось до конца. Школьник пришёл на урок и смотрит на часы — сколько осталось до конца урока. Неинтересно, но досидеть надо. Сейчас только третий день поста, а я уже слышал: «Уже третий день, мы уже натрудились так, что сил нет. Скорей бы уже наступила суббота». Идёт служба в храме, и первый час человек стоит, а второй, третий час уже смотрит на часы, потому что ему тяжело. Вот таким образом дух уныния проявляется в жизни каждого человека, в повседневных, бытовых вещах.
Мы унываем, взявшись за какое-то дело и ощутив, что это дело трудное. И доведя его только до половины, мы хотим его бросить. Именно в этот момент мы должны научиться бороться с унынием, изгоняя его из своей жизни. Всё-таки, если ты взялся за какое-то дело, ты должен научиться доводить его до конца, чего бы тебе это ни стоило. Уметь терпеть скуку, свою лень и даже собственное неумение.
Если ты что-то делаешь, и у тебя получается, — это одно, это вдохновение и желание сделать ещё больше. Но, бывает, что-то делаешь, и не получается. Тогда наступает уныние, мысль, что теперь я брошу и совсем этого делать не буду. Мы с вами должны помнить, дорогие братья и сестры: Бог устроил нашу жизнь таким образом, что отдал нам в руки возможность быть счастливыми или несчастными. Если мы не научимся доводить начатое до конца, терпеть свои ошибки и неудачи, будем сразу впадать в уныние и бросать то, что мы начали, что будет итогом такой бесцельной жизни? Ничего.
Девяносто процентов людей так свою жизнь провели и проводят. Они начинают что-то, и тут же бросают, ничего не доведя до конца, не поставив перед собой никакой цели, не придя ни к какому итогу и не добившись абсолютно ничего. Страсть уныния ставит подножку для того, чтобы человек ничего не делал. А результатом этого становится скучная, пустая, неинтересная, бессмысленная жизнь. Люди верующие ещё говорят: «Бог нас уже спас, мы на Бога будем надеяться», — а неверующие просто собираются втроём или вчетвером, наливают себе стакан, чтобы не так тоскливо было, и изменяют своё сознание. Было всё плохо, выпил — стало всё хорошо. Или ищут какие-то другие способы.
Христианин должен научиться не бросать начатое дело, как бы трудно ему ни было, научиться ставить перед собой цели и достигать их. Сегодня, разговаривая с молодыми людьми двадцати лет или чуть старше и спрашивая их, какие цели они перед собой ставят, к чему стремятся, какие задачи решают прямо сегодня и какие у них задачи на завтра, на послезавтра, обнаруживаешь, что ничего этого нет: они просто живут. Они ничего не хотят, им ничего не нужно. Они ничего не добиваются и ни к чему не стремятся.
Вторая сторона уныния — оно всегда связано неразрывной цепочкой с ропотом. Когда я нахожусь в унынии, плохо не потому, что я ничего не делаю, не потому, что я ленивый, что я бросил начатое дело и не довёл его до конца. Плохо потому, что «все вокруг плохие», что «жизнь такая плохая». И человек всегда ропщет. Он начинает роптать сначала на жизнь: всё плохо, родился я не в том месте, не то образование получил, родители не такие, здоровье не такое, руки, ноги не такие, всё не так. А потом этот ропот на жизнь, на обстоятельства перерастает в ропот на Бога: «Это Ты виноват в том, что мне так плохо. Это Ты такой мир создал, что я в нём несчастлив и мучаюсь».
Вот так уныние всегда человека приводит к ропоту, к восстанию против Бога. Но пусть человек сам себя спросит: какое дело в своей жизни я начал и довёл до конца? Захотел ли я чего-то большего, чем просто поесть, попить и поспать?
Тот же самый Великий пост: ещё только третий день, а уже в храме на службе людей почти нет. Для этого могут быть внешние причины: кто-то на работе, кто-то не смог прийти по семейным обстоятельствам. Но большинству людей просто лень прийти на службу, лень стоять на ней, потому что служба длится несколько часов. Они просто себя жалеют и говорят: «Мне тяжело». А потом они будут винить Бога и обстоятельства в том, что в их жизни ничего не поменялось.
Это — тот дух уныния, с которым мы должны бороться, и который постоянно будет бороться с нами, всю нашу жизнь. Какое бы мы дело ни начали, мирское или духовное, он сразу придёт к нам и скажет: «Брось, ничего не делай. Вот были те, которые до тебя за это брались, и у них ничего не получилось. И у тебя ничего не получится. Оставь, в этом нет никакой необходимости. Зачем ты будешь стоять в церкви? Ты уже прошлый пост стоял, и у тебя ничего не получилось, и в этот тоже не получится. Что ты один раз постоишь, что четыре — разницы никакой нет. Зачем мучаться? Иди, полежи на диване. Зачем ты будешь поститься? Зачем ты будешь напрягаться молиться? Зачем ты будешь каяться и просить прощения?..»
Эту борьбу мы все с вами должны преодолеть. И в этой борьбе мы сможем победить, когда будем обращаться за помощью к Богу. Бог видит наши желание и усердие, наши терпение и веру. Он видит: несмотря на то, что у нас не получается, у нас что-то болит, приходится себя заставлять, несмотря на то, что плохо, мы всё равно делаем шаг и просим Его помощи. И в ответ на этот шаг Господь нам посылает Свою благодать.
Молитва к Богу помогает, согревает сердце, укрепляет силы. Не надо бороться самим, потому что всё, что мы делаем без Бога, обречено на неудачу. Всегда нужно Его призывать в помощь, просить Его о том, чтобы Он был рядом в любом нашем деле и начинании. Даже когда мы молимся, просить Его: «Господи, я сейчас молюсь. Но как я буду молиться, если Ты Сам меня молитве не научишь?» Сегодня мы несколько раз во время Литургии Преждеосвященных Даров слышали молитву о молитве: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою». Мы даже о самой молитве молимся Богу, чтобы Он нас научил.
Итак, первое средство борьбы с духом уныния, нежеланием ничего делать — это просить Бога, чтобы Он был рядом, чтобы Он дал Свою руку, чтобы Он помог. И при этом самому, несмотря ни на что, делать тот шаг, который обязательно должны сделать мы сами. Дай Бог, чтобы у нас это получилось, чтобы мы не ленились и не унывали. Чтобы мы и в духовной жизни, и в повседневной ставили цели и стремились их добиваться, прилагая усилия. И, с Божией помощью, у нас всё получится.
Божие благословение вам на дни Святой Четыредесятницы, чтобы не дух уныния побеждал, а мы побеждали его, с помощью Божией! Храни вас всех Господь!