Протоиерей Николай Марковский
Икона «Знамение»: оберег от бед или окно в вечность?
10 декабря — день прославления иконы Божией Матери «Знамение». История этого образа начинается в XII веке, эпоху первых масштабных гражданских конфликтов, когда в Древней Руси брат шёл на брата ради личных интересов богатых удельных князей. Никто не знал, что в прогрессивном XXI веке эта история повторится и под хоругвями, с криками «С нами Бог!» братья-славяне вновь столкнутся в остервенелой ненависти друг к другу…
Древних русичей тоже не смогли остановить иконы соперника, водружённые на городских стенах Новгорода. Крещёные люди забрасывали других крещёных людей копьями и стрелами, поливая ими храмы, жилые дома и святые иконы. Одна из стрел пронзила лик Богоматери. Это была большая старинная икона с поразительно глубоким взглядом. Сама Богородица в видении велела архиепископу вынести её из храма и поставить на стене города.
На иконе была изображена Царица Неба и земли, сидящая вместе с Младенцем на небесном престоле. Она воздевала вверх руки в молитве за людей. И вот эта раненная икона заплакала. Воины из разных княжеств, посланные князем Андреем Боголюбским, чтобы напасть на Новгород, в изумлении остановились. Сумятицей воспользовались защитники стен. Молниеносно напав, они сумели отогнать противника и обратить его в бегство.
Желала ли Божия Матерь стать помощницей одной из сторон? Хотела ли Она вообще, чтобы одни христиане убивали других, чтобы кто-то, имея свой дом в одном из городов, приходил в чужой город и лишал дома своего ближнего? Её плач был не об испорченном холсте и красках иконы, а о братьях-славянах, развязавших многовековую вражду ради денежной прибыли своего князя…
Слёзы Богоматери в итоге коснулись сердца Андрея Боголюбского. Он закончил свою жизнь в покаянии и прославился не как сеятель раздоров, а как собиратель разрозненных славянских земель в единое сплочённое и сильное государство. Церковь причислила этого князя к лику святых.
Об этой истории мало кто помнит. Для большинства людей, знакомых с православной верой лишь поверхностно, это день прославления иконы, которой молятся о помощи на войне, при пожарах и каких-либо бедствиях. Кто-то верит, что она помогает при болезнях глаз, а кто-то даже ждёт от неё знамения — ведь именно такое название она носит…
Между тем, история этого образа призвана напомнить, что для нас значат святые иконы и стоит ли их использовать в своих личных целях. Об этом — в материале протоиерея Николая Марковского, настоятеля Покровского храма Зайцево, расположенного на линии разграничения нынешнего гражданского противостояния.
Одобряет ли Богородица гражданские войны?
В ту пору, когда началась история иконы «Знамение», наши предки переживали непростые времена. Брат шёл на брата, один князь воевал с другим. Говорить, что Пресвятая Богородица одобряла это, было бы неправильно: Она никогда не одобрит войны. Князь Андрей Боголюбский, который осадил Великий Новгород и воевал против братьев-славян, впоследствии стал святым. Но в тот момент именно из его войска была выпущена стрела, которая попала в образ Божией Матери. Произошло чудо: из глаз Богородицы полились слёзы.
Сегодня тоже идёт гражданское противостояние, брат воюет с братом. Пересекая линию разграничения, мы видим флаги с иконами и слышим: «С нами Бог!» Однако по другую сторону от неё обнаруживаем те же самые иконы и слышим эти же слова: «С нами Бог!» Господь никогда не благословлял никакие войны. Они — плод рук человеческих. Говорить, что Божия Матерь, явившая своё чудо новгородцам, благословила их на брань, неправильно.
Кто может молиться перед иконой «Знамение»
Многим иконам приписывают определённую специализацию. К примеру, об иконе «Знамение» часто можно услышать, что она помогает воинам или же лечит от болезней глаз. О какой-нибудь другой иконе говорят, что она исцеляет от рака, третья помогает при урожае, четвёртая — обеспечивает денежное благополучие. Канонически это не верно.
Мы молимся не самой иконе — доске и краскам, — а тому, кто на ней изображён: Богородице, ангелам, святителю Николаю Чудотворцу и другим святым или же Самому Господу. Какой-то специализации у иконы нет. Господь сказал: По вере вашей да будет вам (Мф. 9:29), и это основное. Так что говорить, будто икона в чём-то помогает — в корне неверно. Это больше относится к народному творчеству.
К Божией Матери приходит онкологический больной, он молится Ей у Её иконы и по его молитвам Пресвятая Владычица посылает ему исцеление. В тот же храм приходит молиться второй больной, и тоже исцеляется. Так в народе возникает молва о том, что именно эта икона помогает при онкологии, либо от пьянства, к примеру.
Тем более, когда Божия Матерь являет какое-то исторически зафиксированное чудо, к примеру, помогает прекратить междоусобную брань и защитить новгородцев. Народная молва подхватывает это и говорит, что именно перед этой иконой, через которую было явлено чудо, положено молиться воинам. В канонах Церкви нет таких указаний — что перед такой-то иконой нужно молиться о чём-то определённом.
Мы молимся о даровании здоровья или других благ, и Господь Иисус Христос, Божия Матерь и святые угодники помогают нам по нашим молитвам. Перед какой именно иконой мы молимся — «Знамение», Иверской, Казанской, Владимирской, — роли не играет. Это может быть самая простая бумажная икона, абсолютно любая, но человек получает просимое по слову Христа: «По вере вашей да будет вам».
Одна из многих прославленных икон
Нет ничего плохого в том, чтобы молиться перед иконой «Знамение» о защите на войне или о даровании знамения, чуда, но говорить об «узкой специализации» икон — неверно. Главное — притекать к Божией Матери. Молиться и ожидать помощи от Пресвятой Владычицы можно у абсолютно любой Её иконы.
Исторически сложилось, что перед иконой «Знамение» молятся во время войны, о помощи после пожаров или разрушений. Возьмём другую известную икону — Казанскую. Она «красной нитью» проходит через всю историю Руси. Перед ней молились и в смутное время, когда ополчение Минина и Пожарского пришло в Москву, и во время Отечественной войны 1812 года, именно её Кутузов носил на своей груди под шинелью. Просто в определённый момент истории эта икона была особо почитаемой, перед ней чаще всего молились.
История иконы «Знамение» началась с того, что Богородица велела архиепископу Новгородскому взять из храма именно этот образ и водрузить его на стену города. В данный момент времени людям нужна была именно эта икона. Сказать, что при этом не нужна была какая-то другая икона, было бы ошибкой. Именно «Знамение» обнесли тогда вокруг стен города.
Мы ведь знаем, что Пресвятая Владычица являлась людям много раз и множество Её икон прославлены в подобных исторических обстоятельствах. Её воля была прославить ещё один Свой образ. Но молиться мы можем перед абсолютно любой иконой. Божия Матерь не сказала: «А теперь молитесь впредь именно перед этой иконой и никакой другой».
Бывают ли одни иконы чудотворнее других?
Конечно же, нет. Повторюсь, мы молимся не самой иконе, но тому, кто на ней изображён. Есть более и менее известные святые угодники. Практически все знают о святителях Николае Чудотворце и Спиридоне Тримифунтском. В храмах всегда можно встретить их иконы. Не менее известна Казанская икона Божией Матери. Во время Венчания почти всегда благословляют этим образом. Но говорить, что эта икона «самая действенная» или «более сильная», а какая-то икона «слабая» и «менее почитаемая», — ошибка. Ведь тогда мы уподобимся язычникам.
Мы молимся Деве Марии. Она Одна изображена на разных иконах. Перед какой именно из них мы возносим молитву, разницы нет. Разница может быть лишь в том, насколько сильна наша вера в той или иной ситуации.
В том, что одни иконы более распространены, чем другие, ничего странного нет: у каждого человека, даже у священника, есть свои предпочтения в выборе икон. Кто-то любит молиться перед Почаевским образом Божией Матери, и в храме, где служит этот священник, данный образ поставлен на видном месте. Кому-то особенно близок Иверский Её образ. Но говорить, что та икона «более сильная», а эта «слабая», — заблуждение. Люди просто любят эти изображения и особо их чтут — и это прекрасно.
Помогают ли святые только в конкретных нуждах?
Мне тяжело судить о том, что происходит на Небесах, — я там пока ещё не был. Сохраняют ли святые свои земные профессии — врача либо учителя, — и земные предпочтения там — остаётся для нас загадкой. Мы относимся к ним исходя из нашего земного понимания: к примеру, знаем о том, что святитель Николай Чудотворец во время жизни на земле заботился о бедных или укрощал бурю, — и просим его помочь в бедности или же во время морского путешествия. К нему обращаются бедняки, путешественники, моряки.
О святом великомученике Пантелеимоне мы знаем, что на земле он лечил людей. По сей день к нему обращаются с просьбами помочь в болезнях, именуя его Целителем. Но это не значит, что к нему следует прибегать именно за этим. Неужели нельзя попросить святого великомученика Пантелеимона о счастье своей семье, даровании ребёнка или ещё о чём-то?
Из жития преподобного Сергия Радонежского мы знаем, что ему тяжело давалась учёба, но по его молитве Господь его благословил и у него «открылся ум». С тех пор преподобному молятся о даровании мудрости и о помощи в учёбе. Но это не говорит о том, что мы должны молиться об этом только ему и не должны обращаться к Пресвятой Богородице, святителю Николаю Чудотворцу, Серафиму Саровскому. Святые равны перед Богом, а наша вера в их конкретную помощь в чём-то проистекает из их земного рода деятельности. Это сугубо наше человеческое восприятие. Обратиться можно к любому святому с любой просьбой.
Как войти под кров святых
Св. блгв. кн. Андрей Боголюбский
Если люди какой-то профессии возносят молитвы одному святому угоднику и считают его своим личным покровителем, это очень благочестивая традиция. Плохо, когда святой становится «талисманом». Его изображают на плакатах, монетах, но никто к нему не обращается за помощью. Люди не интересуются жизнью этого святого, не знают о чудесах, которые он совершил, а просто говорят «это покровитель торговли», например. А дальше что? Кто-то особо чтит день его памяти, приходя в храм на богослужение, старается причаститься в этот день? Святой не может быть «талисманом» или оберегом от чего-то.
У каждого из нас есть особенно любимые святые. Например, я ношу имя Николай и очень люблю святителя Николая Чудотворца, потому что я чувствую его присутствие в моей жизни. 19 декабря для меня особый праздник. После Божественной литургии я служу благодарственный молебен этому святому угоднику. Кому-то близок другой святой. Точно так же происходит с представителями различных профессий. Если они с верой, любовью притекают к какому-то святому, это хорошо.
Это же касается избираемых покровителей города. Ангел или святой будет покровителем только если к нему прибегают с молитвой. Кому-то хочется изображать их на гербе города или ставить им памятники. Однако если при этом не будет обращения к этому угоднику в молитвах, сказать, что город или село находится под особым покровительством архангела Михаила или кого-то из святых, нельзя.
Даст ли «Знамение» знамение?
С иконой «Знамение», как и с другими образами Богородицы и днями памяти святых, связано множество народных поверий. Одно из них гласит, что в этот день нужно наблюдать за происходящим и ждать знамения, знака свыше. Это вольная народная интерпретация истории образа: икона дала знамение напавшим на новгородцев тем, что из пронзённого стрелой лика Богородицы потекли слёзы.
Подобные поверья, народные традиции есть у любого праздника. Например, в день Богоявления нас призывают смотреть на воду, которая ровно в полночь якобы должна колебаться. Я сам не смотрел, но у кого ни спрашивал, никто не видел никаких колебаний.
Нужно не ждать чудес от иконы или какого-то дня, а просто молиться с открытым сердцем. Мы помним, что Христос сказал о поиске чудес и знамений: Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12:38-40). Если мы начнём везде искать какие-то тайные знаки, мы просто будем заниматься мистицизмом вместо того чтобы молиться Богу.
Не следует ждать каких-то особых знаков в этот день, так же, как и в другие, смотреть на землю, воду, на что-либо ещё: Господь всегда присутствует в нашей жизни вместе с Божией Матерью и святыми. Просто откройте ваше сердце Богу и Пресвятой Владычице, и они всегда будут с вами. Молитесь душой и сердцем — и Господь пребудет в вашей жизни.
Подготовила Мария Цырлина