Протоиерей Константин Лисняк
Как понять, принёс ли пост пользу?
Закончилась Святая Четыредесяница. Впереди Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим, Страстная седмица и Пасха. Как понять, принёс ли пост духовную пользу? Где и в чём искать его плоды? А если таковых нет — как быть? Можно ли успеть хоть что-то за оставшееся время? На эти вопросы ответил протоиерей Константин Лисняк, благочинный Соледарского округа Горловской епархии.
Давайте пойдём от противного. Вот, увидел я в себе плоды поста. С точки зрения святоотеческой логики — это уже беда. Если я вижу себя исправляющимся, со всех сторон хорошим, с плодами — качественно хорошо пропостился, неплохо иду, благополучно — ну, это же состояние прелести бесовской. Наоборот, здоровье души начинается в тот момент, когда у человека просыпается видение своих грехов. Постимся мы для чего, зачем эти духовные упражнения? Если человек на время отрывает себя «от корыта» (уж простите!), изображая из себя постника и молитвенника, а после поста снова пускается во все тяжкие — то это не пост, это лукавство, самообман и глупость. И к христианству не имеет никакого отношения. Это так, «подиетничать», как сейчас говорят.
Как всегда, главное — мотивация. Если человек соблюдает диету во время Четыредесятницы для того, чтобы похудеть немножко и изящным войти в пляжный сезон, красиво явиться в купальнике на пляже — это вообще не пост, конечно. Если верующий постится, потому что «так надо», не вникая в суть, не стараясь понять смысл воздержания, не определяя, где он находится во всём этом — это совсем другое отношение к посту. «Так надо — значит, надо», никакого анализа. А если пытаешься вникнуть, разобраться и действительно поработать над самим собой, то это третье состояние. И тут уже у нас широкое поле деятельности.
С точки зрения святоотеческого учения, почему мы постимся? — потому что Христос постился перед выходом на общественное служение. Это все знают, общее место и ни для кого не секрет. Христос неоднократно говорил о том, что бесовский род изгоняется только молитвой и постом, то есть необходимость поста и молитвы подчёркнута словами Самого Спасителя. Но пост в евангельском контексте — это полное воздержание от пищи. А деление продуктов на скоромные и постные условно, оно совсем недавно произошло. То есть это у нас не пост, а, скорее, воздержание от определённого рода пищи.
А вот если человек войдёт в состояние умеренности на протяжении всего года, тогда это уже аскеза, духовное упражнение. Особенно когда некоторая умеренность во всём будет сочетаться со вниманием к себе, концентрацией мысли, внутренним глубоким сосредоточением, внимательной евхаристической жизнью, покаянием с расширением своего духовного кругозора и так далее.
Куда заглянуть, чтобы понять, есть ли плоды вашего поста? Да никуда не нужно заглядывать. Нужно просто послушать, что о тебе говорят твои близкие люди: мужу — жена, жене — муж, дети — родителям. Нужно увидеть себя в социуме. Вот почему новоначальных монахов никогда не отправляли в отшельническую жизнь, а жили они в монастырях, в общежитии: так человек может, как в зеркале, увидеть свой внутренний мир. Все страсти открываются: тому позавидовал, этого осудил, там обманул, и так далее. Так что ваши близкие подскажут, где вы неправы, надо просто уметь слушать ближнего. Не доказывать с пеной у рта свою правоту, а сделать паузу, дать человеку высказаться и потом уже самому себе признаться: да, здесь я действительно не прав, что-то со мной не так, виноват, простите. Вот для этого и пост. Для выздоровления, когда ты признаёшь свои ошибки и начинаешь видеть.
У преподобного Исаака Сирина есть замечательная мысль по этому поводу: прочувствовавший свой грех выше тех, кто молитвой воскрешает мёртвых и видит ангелов. И это очень глубоко.
Вот для такого прочувствования, осознания своей греховности мы и постимся. Истончается наша духовная, душевная, физическая природа, мы в чём-то отказываем себе, меньше спим, больше на богослужениях бываем, по идее. Если будем так проводить эти семь недель, да к тому же чаще причащаться, исповедоваться более вдумчиво и серьёзно — тогда пост мимо не пройдёт. Нужно только постараться и приложить определённые усилия. Ведь во время поста удобнее приобрести благой навык, то есть хорошую привычку, которая потом сохранится и за его пределами. Пост ведь очень быстро проходит, не успеешь оглянуться — всё, вот уже на носу Вербное воскресенье и Страстная седмица.
Человек, который в пост не ест мяса, но смотрит телевизор и/или слушает радио в машине — вы меня простите, но он не постится. А если верующий с больным желудком пьёт молоко или кефир, но не смотрит ТВ и читает Библию — то это христианин постящийся.
Нужно трудиться, чтобы пост не прошёл мимо, чтобы наша жизнь не прошла мимо, ведь пост — это квинтэссенция жизни. Она вне поста тоже должна быть наполнена смыслом, нам необходимо каяться в своих ошибках, исправляться, молиться, готовиться к встрече с Богом, к переходу в другую, грозную реальность, которая нас всех ожидает. Не только сорок дней, но всю жизнь надо учиться быть умеренным во всём, заниматься самоанализом, чтением Писания, молиться в храме и дома, вести покаянный труд над собой, погибающим.
Нужно увидеть себя грешником, который очень трудно меняется. Если ты попытаешься измениться, то столкнёшься с проблемой: сделать это очень трудно. И вот здесь возникает чрезвычайно важный момент: понимая, что сам трудно меняешься, ты успокоишься в отношении перемен ближнего своего. Осознавая свою слабость и немощь перед лицом греха, ты уже не осуждаешь других, потому что они ведь такие же, как и ты.
Так что я всё же сторонник той позиции, что человек, задумывающийся о плодах поста, должен прийти в состояние этакой «священной немощи». Это когда, сталкиваясь с грехом, своей слабостью, начинаешь взывать к Богу о помощи, понимая свою несостоятельность в духовной борьбе. Ведь святые не говорили, что приобрели какие-то плоды. Наоборот, они по мере духовного возрастания считали себя всё более и более грешными. В этой связи мне понравилась мысль митрополита Святогорского Арсения: если в темноте зажечь спичку, то станут видны лица людей, стоящих друг возле друга. Если зажечь свечу, осветятся не только силуэты, но и стены этого помещения. Если включить свет, то видны мелкие предметы, находящиеся в комнате. А если в неё врывается поток солнечного света, то в воздухе даже пыль видна. Это замечательный пример, показывающий, что чем ярче источник света, тем больше подробностей видно.
Это касается и духовной жизни, разумеется. Святые приближаются к источнику Света — Богу — и видят себя и свой внутренний мир в мельчайших подробностях. Нужно учиться видеть, что в нас есть зачатки всех грехов и страстей, и только волей Промысла Божьего мы не впадаем в тот или иной грех. А были бы иные обстоятельства — обязательно впали бы, потому что в нас это всё живёт. Увидеть, осознать, раскрыть себя — это задача не только поста, но и жизни в целом.
Можно ли успеть что-то за оставшееся до Пасхи время? Невозможно не вспомнить притчу о наёмных работниках, которые поработали один час и получили такую же плату, как и все остальные. Даже за последние дни Великого поста можно успеть многое. Попытаться прийти на службу, причаститься на литургии Преждеосвященных Даров, побыть в храме на Страстной неделе, послушать страстные Евангелия. Наконец, отправиться на всенощную в пасхальную ночь, которая, как пишут святые, светлее дня — и порадоваться. И потом услышать слова святителя Иоанна Златоуста: «Приидите вси — и постящиеся, и не постящиеся, и те, кто работал с первого часа, и кто пришёл в одиннадцатый час, и те, кто трудился, и те, кто не трудился, насладитесь сего великого торжества, потому что Владыка для всех закалается и всем подаёт радость в эту ночь». Никогда не поздно прийти и запрыгнуть в последний вагон. Разбойник, покаявшийся на кресте, — лучший тому пример.
Записала Екатерина Щербакова