Официальный сайт

Священник Олег Черниченко

Как правильно чтить Святой Крест?

КрестовоздвижениеЧто делать, если приснился крест или вы его нашли? Если крест не освящён — заслуживает ли он почитания? Стоит ли бояться католического распятия? Крестообразные узоры на полу — тоже распятие или нет? Попирают ли язычники Святой Крест, рисуя этот образ? Как общаться с людьми, которые носят распятие в ухе? В каких случаях позволительно снять с себя крест? О том, почему в древности кресты не освящали, распятиях с овечкой и о многом другом рассказывает настоятель храма святого великомученика Димитрия Солунского в посёлке Мироновский Бахмутского района священник Олег Черниченко.

 

Крест — красота вселенной

В таинстве Крещения священник надевает на человека крест с такими словами: «Крест — красота Церкви». Если мы вникнем в эти слова, поймём, что для нас значит Крест. Церковь — все люди, которые приняли Крещение. Для каждого христианина Крест — это красота, украшение и видимое свидетельство его веры. Святыня, освящённая Кровью на нём распятого Христа. К нательному кресту мы поэтому относимся с чувством благоговения.

Однако нередко среди христиан рождается неправильное отношение к кресту. Кто-то считает, что он не должен быть золотым или украшен драгоценными камнями. Крест, действительно, в первую очередь, — украшение внутреннее, духовное. Его нельзя надевать, чтобы покрасоваться или показать другим. Христианин понимает, какая реальность стоит за Крестом. Для него материал, внешние формы имеют второстепенное значение: Крест важен как образ любви. Но именно из благоговения к Кресту его изображения стараются всячески украсить. Священник нередко тоже носит крест с украшением — это церковная награда за многолетнюю службу.

 

Свидетельство веры или оберег от всех бед?

Многие думают, что, надев крест или совершив крестное знамение, тем самым оберегают себя от всех бед и неприятных обстоятельств. Крест — не магический амулет, «заряженный» какой-то особой силой. В первую очередь, это напоминание самим себе о том, во имя Кого мы крестились. Господь имеет Отеческий Промысл и заботу о каждом из нас, но искушения и скорбные обстоятельства будут в мире всегда. В них христианин может обратить свой взор на Крест и вспомнить слова апостола Павла: Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10:13).

Некоторые считают, что если сняли с себя крест, значит — отреклись от Христа, от своей веры. Вера как доверие Богу не зависит от факта ношения нательного креста. Наоборот: ношение его — свидетельство нашей веры, которая зиждется на духовной жизни. Если врач при осмотре или перед операцией попросил вас снять крест, не стоит изображать из себя мученика за веру, спорить и доказывать что-то. Мученики первых веков нательный крест не носили вовсе. Это не та ситуация, которая требует исповедания нашей веры. Нательный крест можно положить в карман, рядом или повязать на запястье.

 

Нательный крестКакой крест возложен на нас?

Некоторые боятся брать в руки чужой нательный крест, принимать в дар распятие, которое прежде кому-то принадлежало, — якобы, чтобы не взять на себя чужие страдания. Это явное непонимание слов Христа: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16:24, Мк. 8:34, Лк. 9:23). Несение креста — дело добровольное: «кто хочет». Оно не идёт в нагрузку к чужому нательному кресту.

Святитель Феофан Затворник говорит о том, что есть три вида крестов: внешние, которые слагаются из скорбей, бед и вообще из горькой участи земного пребывания, внутренние — которые рождаются из борьбы со страстями ради добродетелей, и духовно-благодатные, которые человек возлагает на себя совершенной преданностью воле Божией — это как бы венец духовной жизни христианина.

Можно вспомнить апостола Павла, который в послании к Галатам говорил: я распят для мира (Гал. 6:14) и уже не я живу, но живёт во мне Христос (Гал. 2:20). Пока человек сам не возьмётся за духовную работу над собой, никто, даже Сам Господь, не возложит на него крест.

Не стоит бояться принять от другого человека крест в подарок или поднять найденное распятие. Даже если он вам не нужен, его можно отнести в ближайший храм. Нательный крест и духовный — разные вещи.

 

Два креста: двойная защита, дополнительные страдания или…?

Нося не один, а два или больше крестов, человек никаких скорбей или духовных крестов на себя не возлагает: Господь не даёт искушений больше, чем человек понесёт. Это дело вкуса. Иногда встретишь человека, у которого на шее пять образков, две ладанки и три креста. Хочется спросить: для чего всё это? С точки зрения эстетики это выглядит так себе. С точки зрения духовной это тоже не имеет смысла: Христос один. Если есть несколько нательных крестов, остальные можно хранить дома как святыню или подарить кому-то. А носить всё, что есть, на себе, мне кажется, нелепо.

 

Источник благодати или вестник несчастий?

Порвалась цепочка у нательного креста, упал или сломался крест на могиле близкого родственника — многие тут же пророчат себе приближающиеся несчастья. Я всегда говорю таким людям: не ищите тайных смыслов там, где их нет. Это самые обычные, бытовые вещи. Дети, а нередко и взрослые, теряют нательный крест. Играясь, ребёнок может его сломать. На такие вещи не стоит обращать внимания. Крест — источник благодати и освящения. Он не может сообщать нам страдания или быть причиной несчастий.

Приближающихся бед боятся и если приснился крест. В одной православной книге я недавно прочёл историю о том, как женщина с подобным вопросом подошла к духовнику. Он ей ответил на это: «Наверное, ты слишком много спишь». Если мы начнём искать в снах какие-то смыслы, то погрязнем в придуманных проблемах.

 

Распятие… в ухе: как реагировать?

Современные подростки и молодёжь, подражая моде, носят крест в ухе, напоказ поверх одежды или напечатанным на футболке. Как реагировать на такое неподобающее отношение верующему человеку, который с самого детства видел, как настоящие христиане относятся к Кресту? Для него это — святыня, которая требует благоговения, а не просто вещь, которую можно носить на себе. Не нужно отворачиваться от таких людей, общаться можно со всеми. Я не думаю, что «модным прикидом» они пытаются оскорбить нашу веру. Они просто не понимают, что на самом деле значит Крест, глупо подражают кому-то. Всё это со временем проходит, как проходят детские глупости. Не стоит вступать в горячие споры с ними по этому поводу. Доказывать свою любовь к Богу можно совершенно другими способами: милосердием, добрым отношением к ближним, а не словесными перепалками.

 

Крестики-нолики и другие «оскорбления» Креста

"Кресты" на полу в храмеЕсть мнение, что игра в карты — это надругательство над Распятием из-за сходства символов. Не могу сказать, так это, или нет. Насколько я слышал, игру в карты придумали в Древнем Египте, где было распространённым изображение креста как символа одного из божеств, задолго до пришествия в мир Христа. В любом случае — это игра азартная, от которой христианам лучше отказаться.

Крест как символ встречается во многих древних религиях. В вавилонской, индийской и других культурах за много тысяч лет до Христа. Свастика — оттуда же, из древних языческих культов, это также не «надругательство над Крестом».

Если кто-то видит в чём-то постороннем изображение Креста и его это как-то задевает, ему лучше избегать таких вещей, которые он для себя самого чувствует духовно опасными. Я встречал людей, которые боятся наступить на узоры на полу храма, увидев в них неожиданно для себя изображение Креста, или избегают обуви с орнаментом из мелких крестиков — чтобы «не попирать Крест ногами». Конечно же, это откровенная глупость: ведь есть Крест христианский, а есть крест просто как геометрическая фигура.

Если вы будете идти по полу, который выложен квадратной плиткой, вы в любом случае будете наступать на геометрический крест. Эти вещи нужно разделять: Крест христианский и крест просто как пересечение геометрических линий, которое не символ и не образ чего-то. Иначе вам придётся отказаться от разгадывания кроссвордов и игры в крестики-нолики, не носить одежду в клетку и не ходить по полу.

 

Как правильно оградить себя крестным знамением?

Крестное знамение мы совершаем правой рукой. Правая сторона — символ праведности ещё со времён Ветхого Завета. Если человек левша, он может перекреститься левой, в этом не будет греха, но, я думаю, ему легко научиться делать это правой. Бывает, что человек крестится левой рукой из-за болезни правой. В этом нет ничего предосудительного.

Важно совершать крестное знамение со вниманием. Совсем не трудно себя приучить всё делать размеренно и неспешно. Это касается не только крестного знамения, но и молитвы и многих других вещей. Тем, кто страдает рассеянностью в молитве, нужно взять на себя подвиг неспешно, с выдержкой совершать её и осознанно налагать на себя образ Креста. Небрежное крестное знамение — не надругательство и не «изображение перевёрнутого распятия», как считают некоторые, но это и не крестное знамение: если мы машем рукой, как будто мух от себя отгоняем, очень сложно увидеть в этом образ Распятия.

Что можно, а что нельзя перекрестить? Некоторые крестят рот во время зевания. У меня к таким людям вопрос: для чего они это делают? Если вы боитесь, что в ваш рот залетит какая-то нечисть, значит, такая цена вашей веры. Ничего с вашим ртом не случится. Это и вопрос культуры: в приличном обществе принято прикрывать рот рукой, когда зеваешь.

Церковный устав предполагает возможность перекрестить и окропить святой водой домашнюю скотину: в этом бережное и любовное отношение Церкви к братьям нашим меньшим. Перекрестить можно и какие-то предметы. Однако не совсем правильно пытаться крестить всё подряд, к чему мы прикасаемся: жизнь мы освящаем своей верой и добрыми делами, а не просто внешним изображением креста. Если мы будем крестить всё, что берём в руки, во-первых, будем странно выглядеть, а во-вторых, на это уйдёт очень много времени. Это не совсем здраво.

 

Крест из римских катакомбО «правильном» и «неправильном» кресте

У некоторых православных христиан есть боязнь католического или протестантского распятия: дескать, есть наш крест и не наш, «правильный» и «неправильный». Не совсем верно так говорить. Есть православная, восточная, и католическая, западная, традиция изображения Креста. Разница — в форме, но суть остаётся одна: изображение Бога, Его крестной Жертвы и любви к человечеству.

Можно ли носить католический крест? Преподобный Феодор Студит писал: «Крест всякой формы есть истинный крест». Если мы посмотрим на первые изображения Креста на стенах римских катакомб, то увидим крест в виде якоря, расцветшего дерева, крест с изображением Агнца (ягнёнка) или рыбки. Всё это символы Христа. Верующие люди всегда понимают, что духовная реальность, которая стоит за символом, намного важнее, чем сам символ.

 

Крест освящаемый или освящающий?

Подобное отношение часто встречается по отношению к кресту, который ещё не освятили: многие думают, что его ни в коем случае на себя надевать нельзя. Однако святые отцы по-другому смотрели на это. Приведём выдержку из постановлений Седьмого Вселенского Собора: «Над многими предметами, которые мы признаём святыми, не читается священная молитва, потому что они сами по своему имени полны святости и благодати.

Таким образом, и самый образ Животворящего Креста, хотя на освящении его и не полагается особой молитвы, считается нами достойным почитания и служит достаточным для нас средством к получению освящения» (Деяние 6 Седьмого Вселенского Собора).

Мы видим, что в первые века Крест не освящали. Крест считался освящённым в силу изображённого на нём Христа. Впервые начали освящать распятия на Западе. Примерно с XII века эта традиция пришла к нам. И всё же, изготовленный, но не освящённый христианский крест — уже святыня, которая требует почитания. Нужно с любовью обращаться с ним и лобызать в благоговении. Если его ещё и освятит священник — это хорошо, но не значит, что при освящении к распятию добавится дополнительный «уровень святости» или же он «подзарядится» силой.

В заключение хочу поздравить всех наших читателей с праздником Воздвижения Животворящего Креста Господня и пожелать, чтобы образ Креста и Божественная любовь, которая на Нём явилась, всегда согревали ваши сердца и побуждали на ответную любовь к Богу и ближним!

Подготовила Мария Цырлина

Цитата дня

«

Богатство — для порочных препятствие, а для добрых пособие к добродетелям.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100