Наталья Культяева, Екатерина Щербакова
Как воцерковиться неслышащему?
Протоиерей Андрей Байков (справа)
Горловскому обществу глухих в этом году исполняется 81 год. Восемнадцать лет в нём работает сурдопереводчиком Наталья Васильевна Чуева. Для неё это больше, чем работа — Наталья Васильевна выросла в неговорящей семье. Вместе с глухими она пришла к вере, стала ходить в храм. Сейчас при Богоявленском кафедральном соборе образовалась небольшая, но дружная община глухих. С прошлого года для неслышащих там проводят встречи со священником. Начинал эту работу протоиерей Давид Барахтенко, продолжил протоиерей Андрей Байков. С осени 2018 года ей снова занимается отец Давид.
Протоиерей Андрей Байков, настоятель Благовещенского храма Углегорска:
Необходим подход как к детям
Работать с неслышащими людьми тяжело, они очень особенные. Глухонемые считаются инвалидами, но сами себя такими не считают.
Мы, люди слышащие, общаемся с ними так, чтобы они не чувствовали себя какими-то другими, особенными. С переводчиком стараемся донести до них информацию максимально полно. Общение проходит как с детьми: по нескольку раз повторяем одну и ту же фразу, возвращаемся к одним и тем же вопросам — тогда это откладывается у них в памяти.
Если общаться бегло, как со слышащими людьми, то ничего не получится, они ничего не запомнят. Когда я только начинал работать, они снова и снова задавали одни и те же вопросы, мне приходилось возвращаться к пройденному материалу. Для себя я понял, что необходим подход как к детям: непосредственный, простой. Нужно постоянно повторять информацию, ведь повторение — мать учения, а ещё — простым языком доносить те православные истины, о которых мы говорим на наших встречах.
Как строится работа
Люди с проблемами или отсутствием слуха посещают Божественную литургию вместе с сурдопереводчиком Натальей Васильевной. К исповеди они подходят с перечнем грехов, заранее написанным на бумаге. Впрочем, так делают многие люди, чтобы не сбиться. Как правило, неудобств никаких не возникает ни у них, ни у меня. За богослужением Наталья Васильевна переводит песнопения, ектению, молитвословия. У неё это хорошо получается, потому что переводом богослужений она занимается давно. Её подопечные совершают крестное знамение не просто со всеми заодно, но именно в те моменты, когда переводчик до них доносит: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Долгое время такой общины у нас не было. Храм посещали 7-10 человек, которые иногда подходили к священнику и с помощью Натальи Васильевны задавали вопросы. Самое главное — неслышащие люди начали участвовать в таинствах Исповеди и Причастия, и их число в нашем храме растёт.
Кроме богослужений, мы встречаемся еженедельно. Стараемся придерживаться определённой системы в беседах. Начинали с самых основных тем: воцерковление, храм Божий, Причастие. Я им рассказывал, к чему стремятся православные христиане и что обретают: духовную благодать и милость от Бога. Я интересуюсь, о чём бы они хотели узнать на следующей встрече, но и сам предлагаю темы.
Бывает так, что наши подопечные предлагают тему, а я её развиваю. Например, в конце Великого поста они просили рассказать о Вербном воскресении. Я рассказал о том, что грядёт Страстная седмица, о великих событиях искупительной жертвы Христа на Кресте и почему нас должна настораживать радость, с которой встречали пальмовыми ветвями Спасителя в Иерусалиме.
Не просто занятие, а дружеская встреча
Меня радует, что наше общение приводит к хорошему результату: увеличивается число желающих причаститься. Такая активность наблюдается не только среди людей старше сорока лет, но и среди молодёжи. В нашей группе есть молодые люди, парни и девушки, которые не только с удовольствием ездят в паломничества, приходят пообщаться за чашкой чая, но также регулярно посещают богослужения и причащаются Святых Христовых Тайн.
Я очень благодарен поварам, которые трудятся при соборе — к каждой встрече они готовят для нас угощение: чай, компот, печенье. Это объединяет наших подопечных, создаёт непринуждённую, домашнюю обстановку. Для них это не занятие, где нужно что-то запомнить, а дружеская встреча, во время которой с помощью переводчика можно узнать, о чём рассказывает священник, задать свои вопросы и просто побыть друг с другом.
Протоиерей Давид Барахтенко, клирик Богоявленского кафедрального собора Горловки:
Глухонемые могут петь
Я работал с глухонемыми недолго — в течение октября 2017 года. На то момент они почти ничего не знали о Боге. Мне хотелось по возможности им хоть что-то донести о нашей вере, рассказать, как правильно исповедоваться, причащаться. С заинтересованностью проблем не было, отсутствовали знания. Мы с ними разбирали Новый Завет, говорили о таинствах. Это непростая работа. Например, с исповедью у них были большие проблемы: они не понимали, что это такое. Писали на листиках не грехи, а просьбы — например, чтобы Господь им помог. Пришлось объяснять, что во время этого таинства нужно говорить о своих согрешениях. Они как дети: нужно одну тему обсуждать несколько раз, чтобы донести суть.
Протоиерей Давид Барахтенко
Я начал эту работу, отец Андрей её продолжил. Благодаря его труду у наших подопечных произошли заметные перемены в духовной жизни. Они стали регулярно ходить в храм, стараются бывать на все большие праздники, готовятся к причастию. Проведена большая работа в просветительском плане.
В дальнейшем мне бы хотелось продолжить с нашими неслышащими прихожанами изучение Евангелия, молитв. Они быстро всё забывают, поэтому нам, скорее всего, придётся повторять изученное. Им нужно учиться молиться. Например, они готовятся к причастию как дети: могут прочитать какую-то одну молитву, потому что им тяжело. Мы будем работать над этим.
Наши подопечные хотели бы участвовать в каких-то праздничных мероприятиях. Оказывается, глухонемые могут петь — жестами. Меня это поразило, и теперь хочется устроить праздник, где они могли бы полностью раскрыть свои способности. Для них очень важно, чтобы их увидели, о них узнали.
Диалекты сурдоязыка
Наше общение с неслышащими людьми осуществляется благодаря помощи сурдопереводчика Натальи Васильевны Чуевой. Она — профессионал, но больше таких в Горловке нет. Знаю, что они есть в Енакиево. К сожалению, найти специалистов-сурдопереводчиков очень сложно. Я могу сказать на языке глухих только «здравствуйте», «спасибо», «до свидания», но не более того. Конечно же, нам крайне нужны ещё специалисты. Если Наталья Васильевна уйдёт, мы зайдём в тупик, потому что других таких людей я не знаю. Всё осложняется тем, что нам нужен человек, ориентирующийся в вопросах православия.
Есть ещё такая проблема: с нашими глухими другому сурдопереводчику было бы тяжело, потому что у них есть свои наречия, не каждый специалист их поймёт. Ему нужно стать своим, чтобы понимать их. Когда мы ездили в собор Енакиево, где тоже ведут такую работу, нашим людям было сложно общаться: системы знаков несколько отличаются. Так что мы ищем специалиста, который не просто приходил бы и работал для галочки, но влился в семью.
В Покровском храме
Наталья Васильевна Чуева, сурдопереводчик общества глухих города Горловка, переводит для неслышащих богослужение на язык жестов:
«В храм я стала ходить с глухими»
Официально я работаю с 2001 года, а неофициально — всю жизнь. Мои родители и сестра глухие. Всю жизнь я нахожусь в этой среде. Я родилась и выросла в Горловке, возле Николаевского собора на Штеровке. Раньше мы были пионерами, нам было не до храмов. В храм я стала ходить с глухими. Они изъявили желание, и мы стали с ними потихоньку ходить в храм, посещали разные приходы.
Как-то мы поехали в Покровский храм в Зайцево. Это было в 2005 году, в то время там служил протоиерей Виктор Горбач. Постепенно мы стали ездить туда регулярно. Благотворительный фонд «Витязь», который нам очень помогал, организовал специальный автобус для глухих. Каждую субботу автобус отвозил нашу группу рано утром на богослужение.
Мы долго с этим фондом сотрудничали. Они нам давали православные книги, мы к ним часто ходили, они нас просвещали (я как переводчик переводила), организовывали православные поездки — в Успенскую Святогорскую лавру, Успенский Николо-Васильевский монастырь в селе Никольское. Мы даже возили их отдыхать в Коктебель.
Поначалу мне было очень сложно переводить богослужение. У меня не было компьютера, интернета, я не знала ничего, не было словарей. А потом, когда появился интернет, стало легче. И теперь молитвы «Отче наш» и Символ веры я Вам словами не расскажу, а жестами покажу. Вот так сложилось.
Когда некуда идти: в 2014 году лишились всего
Наша организация образовалась в 1937 году, когда на базе вечерней школы при Горловском машиностроительном заводе имени С.М. Кирова открыли класс для глухих людей. В этом году нам исполняется 81 год.
До 1967 года общество размещалось в здании, которое находилось в парке Горького. В 1967 году выделили другое помещение — бывшую времянку. Во время строительства микрорайона там переодевались рабочие. Когда закончилось строительство, в этом здании была счётно-вычислительная станция. В 1967 году это здание по просьбе председателя общества глухих передали им. Был сделан капитальный ремонт.
Паломничество в Святогорскую лавру
В 2014 году мы лишились всего. Во время обстрелов здание сильно пострадало, оно не подлежит ремонту. Теперь там нет ни отопления, ни воды, ни электричества. Восстанавливать здание никто не планирует, финансирование не выделяется. В 2013 году нам сделали капитальную систему отопления, мы очень долго об этом просили. До ремонта два года сидели без тепла. Как только отремонтировали, началась война. В 2014-2015 годах, когда нам некуда было деваться, нас принял к себе благотворительный фонд «Витязь», выделил нам комнату для встреч.
С началом войны наши глухие лишились работы. До войны они работали на предприятиях Горловки: швейной фабрике, машзаводе, авторемзаводе. Сейчас у нас только Андрей Синельников работает в новом цехе на машзаводе, а остальные, чтобы как-то себя прокормить, занимаются розничной торговлей: продают пакеты, колготы, носки.
В Покровский храм посёлка Зайцево мы ездили до 2011 года, а потом стали ходить в Благовещенский храм, который был на месте нынешнего Богоявленского кафедрального собора. Мы приходили на закладку камня собора, присутствовали, когда поднимались купола. Собор строился у нас на глазах. А потом нас взяли под своё крылышко в соборе. С октября 2017 года начались встречи со священником. У нас образовалась сплочённая группа, в которую входит более двадцати человек. Это костяк, в паломничества ездит больше людей.
Глухие — очень интересные люди
Они очень талантливы. Они вышивают, вяжут. Когда я долго болела, Света Михалёва научила меня работать с бисером, хотя мне тогда было уже пятьдесят лет. Семья Синельниковых — замечательные мастера по дереву. Две наши девочки занимаются соломкой. Света Кравченко вообще уникальный человек: она занимается бисероплетением, делает изделия из соломки, вышивает картины. Юля Айдашева очень красиво вяжет крючком. Мы мечтаем сделать выставку работ наших мастеров.
Хочу рассказать о психологии глухих. Мы с вами, если увидим знакомого человека вдалеке, можем пройти мимо не здороваясь, а они — нет. Ещё такая интересная особенность: стоит одна группа глухих, а где-то в стороне, подальше, другая. Эти люди друг друга не знают, но они замечают друг друга, подходят, спрашивают: «Как твои дела? А вы откуда?». В итоге собралась довольно-таки большая компания и все подружились. Я до сих пор этому удивляюсь.
Нам хорошо
Татьяна, 59 лет:
Посещала храм в посёлке Зайцево вместе с нашей помощницей Натальей Васильевной. В группу глухонемых, опекаемую Богоявленским кафедральным собором, попала благодаря тому, что мы оказались на закладке камня при строительстве этого собора. Ходили мы и в деревянный храм в Горловке. Пришла наша Наталья Васильевна в собор попросить помощи, так как помещение для занятий с глухонемыми и для общения сильно пострадало во время военных действий, нам некуда было пойти. В соборе нас приняли с радостью.
Тамара, 60 лет:
От посещения храма, общения со священником на занятиях чувствуем духовный покой, особенно от Причастия получаем большое облегчение, радость духовную. Очень благодарим священника, который с нами занимается. Нам приятно, хорошо.
Светлана, 48 лет:
Трудностей не испытываем, разве что тяжело выстаивать службу. Испытываем радость, уходит чувство одиночества, необходимое каждому человеку общение получаем в беседах со священником. Особенно в военное время, чувствуем заботу о себе, и приходит понимание, что мы не одни и нужны Церкви. Там нам всегда рады.
Андрей, 22 года:
Чувствую благодать, интерес к Богу, к Церкви, ко всему тому, что вижу своими глазами.
Читайте также:
Большие мечты маленькой общины: жизнь общества глухих при Покровском соборе Енакиево
Особые дети в храме