Протоиерей Владимир Шутов
Четвёртая заповедь блаженства: какой правды мы должны искать?
Четвёртая заповедь блаженства вызывает не меньше вопросов, чем предыдущие. Значит ли она, что нужно быть предельно честными? Если нет, то о какой правде в ней говорится? Чему мы можем научиться у апостолов? Что делать, если человек ничего не алчет и не жаждет? Помогает разобраться протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново.
«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся»
О какой правде речь?
Ключевое слово в этой заповеди — «правда». Часто доводится слышать, что правда у каждого своя. Думаю, именно это имел в виду Пилат, когда спросил Христа на суде: «Что есть истина?» В этом вопросе он выразил мысль, что истины нет, и каждый придерживается своих взглядов. В жизни нередко встречаются поборники правды — люди, которые везде её ищут, этакие унтеры Пришибеевы, которых очень хорошо в своё время описал Чехов. Однако назвать их алчущими и жаждущими правды нельзя, потому что в заповеди говорится совсем о другой правде — духовной. Что же она такое?
Что такое духовная правда?
Для нас, православных христиан, духовная правда личностна, а не абстрактна, и нам нужно прийти к ней. Христос сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). То есть наша правда — это Христос, алчущие и жаждущие её — люди, которые желают насытиться Им, ищут с Ним общения. Для этого они многое меняют в своей жизни. Очень хорошо об этом сказал апостол Павел, с которым однажды произошла величайшая метаморфоза: «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Флп. 3:7-9).
Христианство — это не клуб по интересам
Когда человек ищет земную правду, он основывается на законе справедливости, законе государства — и по этой правде судит о том мире, в котором находится, выстраивает отношения. Но есть правда, которая выше — Божественная правда, та мудрость, которая «нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак 1:17). Её принёс Господь. Принёс и возвестил нам Божественную истину о том, как мы должны строить отношения с Ним, с ближними, с самими собой.
Мы должны всю свою жизнь строить вокруг Христа — чтобы даже распорядок дня был христоцентричен, чтобы в основе всего был Христос. И здесь уже, как пишет апостол Павел, праведность происходит не от закона, а от веры. Если мы говорим о справедливости, которая необходима в мире, то Господь в заповедях блаженства — всех! — принёс нам другой закон: закон любви, который выше закона справедливости и всех человеческих законов. По этому закону Господь выстраивает отношения между Собой и нами.
Мы призваны к праведности, которая не может быть увлечением или хобби. Нельзя сказать: «С двух до пяти я христианин». У человека, жаждущего правды, не может выключиться эта жажда. Христианство — это не клуб по интересам, это жизнь во Христе, как учил апостол Пётр: «Господа Бога святите в сердцах ваших» (1 Петр. 3:15).
Как сделать мир лучше?
Некоторые люди воспринимают заповеди блаженства как что-то отвлечённое: да, они хорошие и красивые, но это не Синайское законодательство, где чётко и ясно сказано, как не надо. Да, здесь всё иначе и вызывает вопросы. Христос говорит: «Блаженны алчущие», — но нужно ли мне быть этим алчущим? А если я не испытываю этой жажды, или испытываю, но могу и обойтись без правды?
В связи с этим мне вспоминается святитель Иоанн Златоуст, который спрашивал у христиан, способны ли они рассказать о своей вере. Сможем ли мы, верующие люди, объяснить, что написано в Евангелии и тем более — пережить всё это? А ведь это наша обязанность! Апостол Пётр писал: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр. 3:15). Если мы не можем рассказать о том, что Христос воскрес, не знаем, чему Он учил, надо с этим что-то делать.
Надо разжигать в себе жажду в Христе, стремление к Истине, и насыщать их здесь, на земле. Ведь Христос среди нас! Он в таинствах, в Священном Писании, в Священном Предании, везде встречает и насыщает Своей Божественной истиной. Насытившись ей, мы, как святые апостолы или жёны-мироносицы, передаём её следующим поколениям, и сама наша жизнь свидетельствует о нашей вере и нашей принадлежности у Церкви. И когда, по словам апостола, слово Христово вселяется в нас, мы способны и окружающий мир сделать лучше. Об этом говорил святой Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».
Жаждать и искать Бога — наша насущная обязанность
«Блаженны алчущие и жаждущие правды» — это не просто слова, но руководство к действию, облечённое в мягкую форму любви. Господь предлагает нам пройти этот путь, и мы не должны пренебрегать Его призывом. Повторю: нужно подогревать в себе жажду общения с Господом Богом. Когда мы ощутим насыщение, то ещё больше будем желать его. Будем стремиться ко Христу, Который просвещает каждого человека, приходящего в этот мир, всех труждающихся и обремененных — потому что Он нас любит! Он пострадал ради нас и воскрес ради нас — не каких-то абстрактных или вымышленных людей, а нас с вами. Он сделал нас бессмертными — для того, чтобы мы пребывали с Ним. Жаждать и искать Его — наша насущная обязанность, но Господь хочет, чтобы мы это делали с любовью. Он нас любит, и потому ждёт, что жажду в Нём мы проявим через любовь, а не по принуждению.
Что делать, если я не жажду правды?
Тот, кто стал на путь веры, уже жаждет. Для верующего человека Христос — это аксиома, Правда и Истина в последней инстанции. Его истина универсальна. Она не разъединяет, а объединяет людей. Если человек в этом усомнился или не ощущает жажды поиска Христа — ничего, нужно немного подождать, главное — оставаться в этой обойме. Бывает, что через годы приходит охлаждение или случаются какие-то трудности, но это нужно для того, чтобы человек рос в вере. Да, порой мы должны показать, как боремся и преодолеваем — но не стоит забывать притчу о том, как в минуты испытаний Господь несёт нас на руках.
Внутренние настроения христианина не могут быть всегда одними и теми же. У нас будут и взлёты, и падения, и пламенная жертвенная любовь, и приступы эгоизма. Мы можем испытывать и гнев, и ропот, и уныние, и многое другое. Это трудности, через которые мы, воины Христовы, должны пройти. Если человек жаждет Христа, видит и чувствует, что Он — единственный, благодаря Кому можно спастись в этом мире, то всё несущественное пройдёт. Господь кого «предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:30). Главное — не сходить с этого пути, оставаться в нашей Церкви, ведь она — «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15).
Подготовила Екатерина Щербакова
Читайте также:
Первая заповедь блаженства: что такое нищета духовная?
Вторая заповедь блаженства: о чём мы плачем?
Третья заповедь блаженства: какая земля обещана кротким?
Пятая заповедь блаженства: что значит быть милостивым?
Шестая заповедь блаженства: как очистить своё сердце и что за этим последует?
Седьмая заповедь блажества: как научиться дарить мир миру?