Протоиерей Константин Лисняк
Когда ненависть сильнее инстинкта самосохранения
В Неделю 13 по Пятидесятнице в храмах читается притча о злых виноградарях. Знали ли книжники и фарисеи, что собираются убить Бога, а не просто одного из бродячих проповедников? Причём здесь мы и наша жизнь? Размышлял благочинный Соледарского округа протоиерей Константин Лисняк.
Прежде чем говорить о притче, которую Церковь предлагает нашему вниманию в Неделю 13 по Пятидесятнице, давайте определимся с хронологией событий. В 21 главе Евангелия от Матфея, мы читаем о входе Спасителя в Иерусалим, затем было проклятие бесплодной смоковницы и произнесённые Христом в ходе дискуссий с фарисеями и книжниками притчи. Это уже события Страстной седмицы? До Распятия остаются считанные дни. Именно по этой причине всё сказанное Господом уже имеет характер жесткого обличения.
Сама притча легко узнаваема иудеями, так как это практически пересказ пятой главы пророка Исаии, где тоже говорится о некоем винограднике. Однако евангельский текст (Мф. 21:33-42) имеет существенные отличия:
Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.
Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.
Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.
И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?
Господь часто говорил притчами. Это универсальный и сакральный язык проповеди. Он говорил Своим ученикам, что им дано знать тайны Царствия Божия, а внешним всё бывает в притчах (Мк. 4:11). Но эта история с виноградарями больше напоминает пророчество Христа о Своих Страданиях.
Обращаю внимание наших читателей, что в вопросах толкования священных текстов необходимо руководствоваться исключительно мнением святых отцов нашей Церкви. Иначе можно нафантазировать откровенную ересь, искажающую Евангелие до неузнаваемости, чем, собственно, «сильны» разнообразные секты. Святитель Иоанн Златоуст объясняет эту притчу следующим образом: некоторый хозяин дома — это Бог Отец. Виноградник — народ иудейский. Ограда — это свод заповедей, которые ограждают людей от грехов. Точило означает жертвоприношения Ветхозаветной церкви (прообраз Жертвы Христовой). Башня — это служение пророков. Виноградари — иудейский народ. «Отлучился» значит, что Бог не проявляет насилия над нашей волей, но действует сокровенно, Своим промыслом обнимая всю вселенную. Время сбора урожая означает конец времён. Слуги, которых посылает Хозяин виноградника, — это пророки. Под сыном, которого должны были устыдиться виноградари, Господь подразумевает Самого Себя, предсказывая Свою Крестную смерть за пределами Иерусалима — за стенами виноградника.
Мы видим, как открыто и жёстко говорит Господь иудеям о происходящих событиях. Он как бы говорит им, что знает их замысел убить Его, знает, как Его будут убивать, и наконец, главное: Он знает, что они Его узнали! В притче говорится, что увидели сына и сказали: вот идёт наследник, пойдём убьем его и завладеем наследством его… Маски сорваны, иудейские книжники и фарисеи понимали, что притча о них. Но зачем Христос спрашивает их, что сделает хозяин виноградника, когда вернётся? Наверное, для того, чтобы сказать: «Злой раб, твоими же устами буду судить тебя…» Притча оканчивается приговором: хозяин отдаст виноградник другим работникам, которые будут вовремя приносить плоды его.
Читая эти строки, мы должны понимать, что все приточные образы Евангелия имеют как общее толкование, так и персональное. Каждый читающий эти святые строки должен стараться узнать себя на страницах Священного Писания, иначе в этом чтении нет смысла. Это не только евангельская история, но и слова Бога, обращённые к читающему. И наша задача — постараться применить к своей собственной жизни всё то, о чём мы узнаём из этой Вечной Книги, которая всегда актуальна. В завершение хочу привести слова блаженной старицы Матроны Московской, которые, как мне кажется, перекликаются с читаемой сегодня притчей. Она часто говорила, что если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли.