Официальный сайт

06 декабря 2020 г.

Левый придел Богоявленского кафедрального собора отметил престольный праздник

Левый придел Богоявленского кафедрального собора отметил престольный праздникВ Неделю 26 по Пятидесятнице и день памяти святого благоверного князя Александра Невского и святителя Митрофана, епископа Воронежского, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. В воскресный день престольный праздник отметил левый придел собора, освящённый в честь этих святых.

Владыке сослужили секретарь епархии протоиерей Владимир Туренко, благочинный Богоявленского округа протоиерей Сергий Книгницкий, настоятели горловских храмов Спаса Нерукотворного Образа архимандрит Тихон (Кондрашов) и Казанской иконы Божией Матери протоиерей Василий Туренко, клирики собора. За богослужением пели хоры соборного храма под руководством протодиакона Максима Дворянова и Ольги Ильчук, а также детский хор под руководством Анны Стёпиной.

Перед литургией был совершён молебен с чином малого освящения воды.

По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился архимандрит Тихон (Кондрашов). Он отметил, что евангельская притча о неправедном богаче предостерегает не только тех, кто владеет денежным капиталом, — она осуждает стяжание «богатства» земных удовольствий и потакание собственным страстям:

«Мы оправдываем себя и говорим, что мы грешим, потому что окружающий нас мир таков. Но корабль держится на плаву, хотя вокруг него вода, и тонет только тогда, когда она попадает внутрь. Нестрашно, что вокруг очень много соблазнов. До тех пор мы сильны, пока это зло не проникает в нас самих, пока то, что составляет „богатство“ мира сего, не становится и нашим достоянием».

В завершение литургии совершили славление перед иконами чтимых святых. Затем было провозглашено многолетие всем ныне здравствующим членам Церкви.

Митрополит Митрофан обратился к горожанам с архипастырским словом, в котором напомнил историю Богоявленского собора и рассказал о том, как этот храм изменил не только облик города, но и самих горожан:

 «Я хорошо помню, как в 2007 году, когда я был назначен был на кафедру, первое, что мне пришлось делать, — это убеждать тех, кто был при власти, что городу нужен кафедральный собор. И построен он должен быть не где-то на окраине, а там, где было бы удобно для прихожан. Было предложено несколько мест на выбор, и мы остановились на этом. Оно называлось когда-то „Детский городок“, здесь была разрушенная крепость и несколько разбитых качелей. Мне начальник милиции тогда говорил, что если вы заберёте это место, я вам „спасибо“ скажу, потому что мы устали здесь гонять наркоманов и нарушителей правопорядка.

Как только нам выделили землю для строительства собора, нас сразу обвинили в том, что мы забрали самое лучшее, что есть в городе. Плакаты вешали, заборы разрисовывали: „Попы, верните городок детям!“ Журналисты сюда приезжали, скандалили с нами, говорили, что у нас нет ничего святого, мы даже у детей готовы всё забрать. Был бесконечный поток клеветы. Мэр города испугался, хотел обратно землю забрать, но нам удалось начать здесь строительство. И вы видите, что сегодня здесь существует не только собор. Рядом есть детская площадка, которой пользуются горожане.

Я во время литургии вспоминал, как всё это было — и лягушки на этом месте квакали, и мусорник был. Сегодня здесь стоит храм, сегодня здесь собрались люди. В этом районе никогда не было церковной общины, а сегодня поют три хора: и взрослые люди, и молодёжь, подростки, и совсем маленькие дети. Они воспитаны здесь и выросли вместе с этим храмом. Сегодня здесь служит новое поколение священников.

Когда началась война, храм стал бомбоубежищем, люди спрятались в нижнем храме и жили несколько недель, когда были самые сильные обстрелы. В течение всего этого времени мы постоянно кормим людей. Начинали мы со ста человек, в самые трудные времена их было до тысячи в день. Сейчас, слава Богу, этих людей намного меньше, многие сами смогли заработать себе на кусок хлеба, но кормить нуждающихся мы продолжаем.

Сегодня здесь есть детская площадка, куда в любое время бесплатно могут прийти дети и их родители. И нам всё это время приходится бороться с людьми, которые приходят не для того чтобы помолиться или поиграть, а чтобы плюнуть, что-нибудь разломать или разрушить — они так воспитаны. Я надеюсь, что благодаря тому, что здесь есть этот храм, где другой взгляд на жизнь, не это место превратится во всю остальную Горловку, а вся остальная Горловка будет потихоньку превращаться в то, что вы сегодня видите на этом месте. Именно для этого и нужна Церковь — чтобы менялись люди, чтобы из тех, которым хочется ломать, крушить и разрушать всё вокруг себя, ненавидеть, ещё какие-то злые вещи делать, они становили теми, кто учится любить, созидать, строить, помогать другим и делать добрые дела. Это и есть преображение жизни, это и есть то, ради чего приходил Христос, — чтобы мы становились другими. Ни в коем случае не нужно унывать, а нужно помнить, что из маленького зерна вырастает большое дерево, которое приносит много плодов. Для этого нужно время, для этого нужны труд, терпение, любовь и вера, чего я вам всем от души желаю.

Те люди, память которых мы сегодня празднуем, — и Александр Невский, и Митрофан Воронежский, — жили в очень непростые времена. Эти времена требовали от них мужества, любви, веры, способности совершать поступки. Личность рождается только тогда, когда человек отказывается от заботы и внимания только к самому себе, а начинает смотреть вокруг и видеть то, что касается других. Мы хорошо помним поступки, благодаря которым они стали теми почитаемыми святыми людьми, имена которых вспоминают до сегодняшнего дня и на примере которых учат и воспитывают детей из поколения в поколение. Глядя на эти примеры, каждый из нас может найти в себе силы для того, чтобы делать добрые дела. Пусть Господь посылает силы на это молитвами святого благоверного князя Александра и святителя Митрофана Воронежского всем нам, потому что нам это необходимо».

Накануне владыка совершил в соборе праздничное всенощное бдение с литиёй.

Фото протодиакона Михаила Ильчука

Святой благоверный князь Александр НевскийСвятой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в Переславе-Залесском. Он был сыном Ярослава, князя Переслав-Залесского, с 1227 года — Новгородского, и внуком князя Всеволода III Большое Гнездо. Князь родился в самые трудные для Руси времена. С востока на славянские города совершали набеги татаро-монголы, с запада и севера на Русь надвигались полчища крестоносцев-завоевателей.

С ранних лет святой Александр сопровождал в военных походах отца. В пятнадцать лет он принимал участие в победоносном сражении с немцами на реке Эмайыги (нынешняя Эстония).

Когда Александру исполнилось шестнадцать лет, князь Ярослав, уехав княжить в Киев, посадил сына на новгородском престоле. В девятнадцать лет Александр вступил в брак с полоцкой княжной Параскевой. При венчании отец благословил сына Фёдоровским чудотворным образом Божией Матери, который был с ним до самой его смерти.

На следующий год после женитьбы князя началась война со шведами — рыцарями ордена крестоносцев, которые вторглись в Новгородскую землю. Не успев послать гонца к отцу в Киев, Александр с малым войском выступил против врагов. На реке Нева разразилась битва, в которой князь Александр одержал блестящую победу. После этого сражения в народе князя прозвали Александром Невским.

В 1241–1242 годах благоверный князь выступил против немецких завоевателей — Тевтонского ордена крестоносцев. Он освободил Псков и ряд других славянских городов. В 1242 году в битве на льду Чудского озера, вошедшей в историю как «Ледовое побоище», святой Александр Невский одержал полную победу над врагом.

Благоверный князь всегда горячо молился перед сражениями. В военных походах с ним неразлучно был чудотворный Фёдоровский образ Богородицы, подаренный отцом. В 1253 году он отразил новый набег тевтонцев на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году совершил поход в Финскую землю.

Однако оставалась угроза с востока. В 1246 году отец благоверного князя Ярослав отправился в Золотую Орду для переговоров с ханом Батыем и был коварно отравлен врагами хана. Понимая, что у Руси мало сил, чтобы противостоять бесчеловечным полчищам кочевников, мудрый князь Александр Невский сумел сохранить мир с Золотой Ордой, давая хану помощь в походах против его врагов — монгольских князей.

Сын Батыя Сартак принял христианство и стал побратимом Александра Невского. Стараниями святого князя в 1261 году при новом хане Берке в столице Золотой Орды Сарае была учреждена епархия Русской Православной Церкви. Крепкий мир с Золотой Ордой сделал это ставшее самостоятельным государство заслоном для Руси от остальных монгольских кочевников.

Благоверный Александр, в отличие от многих князей того времени, отверг помощь Рима в борьбе против монголо-татарского ига в обмен на измену своей вере — принятие унии. Святой князь был ярым защитником Православия. Его стараниями объединились разрозненные славянские земли, была обеспечена безопасность их границ.

После смерти отца святой Александр стал также и князем Киевским, а после оставления города Владимира его князем занял Владимирский престол, получив титул единовластного великого князя всей Руси. Трём этим городам подчинялись остальные княжества.

В 1263 году, возвращаясь из Орды, святой благоверный князь занемог, и, не доехав до Новгорода, отошёл ко Господу в возрасте 43 лет 14 ноября (6 декабря по новому стилю) в Городецком монастыре — месте первого явления чудотворного Фёдоровского образа Божией Матери. После его смерти Фёдоровская икона вернулась в костромской храм.

Мощи святого благоверного князя до 1723 года покоились в Рождественском монастыре Владимира, после чего были перенесены в Троицкий собор Александро-Невской лавры Петербурга, где почивают и ныне. Православные христиане верят, что святой благоверный князь остался защитником нашей земли и православной веры и после своей смерти. В честь святого князя Александра Невского построено множество храмов. В Горловской епархии их семь.

 

Святитель Митрофан ВоронежскийСвятитель Митрофан, епископ Воронежский, жил и подвизался в XVII веке — трудное для Руси время смут и церковного раскола. Он был свидетелем бунта раскольников и «прения о вере» между старообрядцами и православными в Грановитой палате.

Святитель стал известен не только как обличитель раскольников, но и благодаря тому, что отказался прийти во дворец царя Петра I, где были установлены статуи языческих божеств. Он заставил царя покаяться и убрать статуи.

Воронежский святитель стал не только епископом, но и духовным отцом для своей паствы. К нему приходили за утешением богатые и бедные. Незадолго до смерти епископ Митрофан Воронежский составил духовное завещание. Его мудрые слова обращены к каждому христианину: «Употреби труд, храни мерность — богат будеши; воздержно пий, мало яждь — здрав будеши; твори благо, бегай злаго — спасен будеши».

По преставлении святителя гроб с его телом нёс на руках сам царь Пётр I. После блаженной кончины святого его почитание было так велико, что в 1836 году при построенном им Благовещенском соборе в Воронеже был открыт Благовещенский Митрофанов монастырь. К мощам святителя, которые остались нетленными, приходило и по сей день приходит множество людей, получая исцеление и исполнение своих молитв.

Цитата дня

«

Счастье находится в нас самих.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100