13 февраля 2022 г.
Митрополит Митрофан: Давайте сделаем ещё один шаг навстречу своей жизни
В Неделю о мытаре и фарисее и день памяти святого мученика Виктора митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Сергиевском женском монастыре в селе Сергеевка Краматорского района. После евангельского чтения он обратился к сёстрам и паломникам с проповедью.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодняшний день открывает первую подготовительную неделю перед Святой Четыредесятницей. Евангелие рассказывает нам о двух совершенно разных людях, которые пришли в церковь помолиться, и предлагает поучиться у обоих. Показывает, что нужно и чего не нужно делать, когда мы приходим к Богу, и что может произойти с нами, если мы к этим советам не прислушаемся.
С мытарём вроде бы всё понятно: человек часть своей жизни перед тем, как ему захотелось прийти в храм и обратиться к Богу, посвятил приобретению радости с помощью земных благ. Все люди, независимо от того, кто они, на каком языке разговаривают, какого возраста и пола, хотят быть счастливыми. Это счастье во многом, по мнению людей, зависит от вещей материальных. Когда у тебя много денег, наверное, ты должен быть счастливым, потому что у тебя есть возможность есть делать всё, что ты захочешь.
Мытарь пошёл по такому пути, а потом удивился, что у него всё есть, а подлинной, настоящей радости от этого нет. Это страшное состояние, в котором жили многие люди, в то время, когда пришёл Спаситель. Представьте себе: Рим, столица Римской империи, во дворцах живут красивые, образованные, богатые люди, фонтанчики бьют, мрамор везде, еды сколько угодно, пиры, удовольствия — и среди всего этого люди абсолютно несчастны. Они думают, как закончить жизнь самоубийством, потому что всё надоело, радости нет. Те, кто заканчивает жизнь самоубийством, считаются героями, о них поэмы пишут, называют это «достойным уходом». Так бывает, когда человек в этой жизни получает всё, а Бога рядом с ним нет.
Мытарь это испытал в полной мере. Он понял, что дальше жить без Бога у него нет никаких сил, и пошёл в храм. Там он осознал, что для того чтобы находиться в храме и молиться Богу, ему нужно сначала осудить всё то, что он делал неправильно. И он нашёл в себе силы, переступив порог храма, не кого-то другого начать обвинять, а сказать: «Я сам виноват, что теперь моя жизнь без радости. А поэтому, Боже, милостив буди мне, грешному! Помоги мне начать новую жизнь, в которой центром будешь Ты!» С этой молитвой он встал у входа, не дерзнув идти дальше.
В преддверии Великого поста Церковь хочет, чтобы каждый из нас спросил самого себя: «Есть ли в моей жизни радость? Доволен ли я тем, как я живу и что со мной происходит?» Если нам кажется, что счастливы мы будем когда-нибудь, когда у нас появится вот это или мы сделаем ещё вот то, значит, сегодня наша жизнь не наполнена смыслом. Если мы думаем, что смысл появится когда-нибудь в будущем, а сегодня мы живём понарошку, сегодняшний день — это некая репетиция чего-то хорошего, что должно случиться с нами завтра, значит, что-то мы делаем неправильно. Каждый день мы должны встречать с радостью и благодарностью Богу — как в детстве, когда вокруг было много нового и интересного.
Когда есть радость от того, что Бог с тобой, что ты понимаешь, ради чего ты живёшь, каждый день — это не репетиция будущего, а жизнь в полноте радости и благодарности Богу уже в настоящем. Прийти к этому можно и так, как пришёл мытарь: убрав из своей жизни все суррогаты радости и обратившись к подлинному её источнику — Богу.
Другая сегодняшняя история — про человека, который решил обуздать в себе все животные наклонности, относиться к себе очень строго. Он думал, что правила поведения, которым его, вероятно, научили родители и старшие, приведут его к тому, что он, по-настоящему познав Бога, сможет быть счастливым. Он всё исполнял — и даже больше, чем от него требовалось, но радостным и счастливым не стал, потому что на этом пути тоже есть развилки, где можно пойти в неверном направлении.
Фарисей совершил ошибку: начал себя сравнивать с другими людьми. Ему настолько понравилось чувствовать себя лучшим, чем другие, что он это принял за настоящую радость и подлинный смысл тех подвигов и трудов, которые он совершал. Ведь это так приятно — ощущать, что все, кто рядом с тобой, намного хуже тебя, они не сделали того, что сделал ты, не достигли того, чего достиг ты! Фарисей решил, что это и есть счастье, и пришёл с ним в церковь.
Ему ничего не было нужно, он только хотел, чтобы и дальше это чувство оставалось с ним. Он встал в храме, поднял вверх глаза, воздел руки и сказал: «Господи! Спасибо Тебе большое! Как я Тебя благодарю за то, что я не такой, как все остальные люди: хищники, прелюбодеи, негодяи, алкоголики — или как вот тот мытарь, который там стоит, мы знаем, кто он. А я вот не такой, я такой хороший!» Человек эту ложную, бесовскую радость, которая в какой-то момент пришла к нему в сердце, принял за награду от Бога за свои посты, молитвы и добрые дела, на ней остановился и начал с ней жить.
Мы с вами призваны к тому, чтобы в дни Святой Четыредесятницы увидеть в своей жизни что-то новое, что-то узнать о себе, стать ближе к Богу, сделать ещё один шаг навстречу своей жизни. Если идти по пути мытаря и попробовать из своей жизни убрать всё то, о чём мы знаем, что оно мешает нам идти к Богу, это будет один путь. А если мы, как фарисей, всем довольны, но радости в жизни всё равно нет, нужно попробовать посомневаться.
Всё ли в моей жизни хорошо? Действительно ли то, чем я занят, что со мной сейчас происходит, приносит мне радость и делает мою жизнь полноценной? Не нужно бояться сомневаться в своих поступках, мыслях и словах, в их правильности и угодности Богу. Стоит как можно чаще проверять их Священным Писанием и добрыми примерами, которые Церковь освятила и приводит нам как некое зеркало, смотрясь в которое мы можем увидеть самих себя.
Я вчера общался с верующими людьми, монахами, которые были абсолютно уверены, что поменять свои убеждения они уже никогда не смогут. А мне было интересно: ведь христианин, монах — это человек, который решил в своей жизни искать Истину. Он посвятил этому всю свою жизнь. Неужели он не может сам себя спросить: «А вдруг я в чём-то ошибся? Вдруг я в чём-то был неправ и сделал что-то не так?» А он сам себе сказал: «Мои убеждения уже такие, что мне никто не может доказать, что я что-то делаю не так». Он теперь может говорить только как фарисей: «Господи, благодарю Тебя, что я малое стадо, не такой, как прочие человецы!»
Если мы перестаём искать Истину, познавать самих себя и стремиться к правде как к самой полной и совершенной радости, это нас ограничивает, делает нашу жизнь несчастной и лишает нас возможности следовать за Христом, кем бы мы при этом не были, кем бы себя не считали и какими бы важными, великими и значимыми не казались нам все предыдущие деяния нашей жизни. Если мы считаем, что нас уже никто ничему не может научить, мы уже всё поняли и всё знаем, то мы повторяем ошибку, которую совершил фарисей. Нам уже не нужен Бог — нам хорошо с самими собой и с тем, что мы считаем истиной.
Из этого тупика надо выходить — ставить перед самим собой неудобные вопросы и просить Бога: «Господи, помоги мне в дни Великого поста увидеть, в чём я неправ, в чём я ошибаюсь, что я делаю не так не так и где мои заблуждения, а увидев их, оставить их в стороне и искать только Тебя, только истину, и ради этого жить!» Потому что только настоящая истина делает человека подлинно свободным, подлинно счастливым, а именно этого от нас и хочет Господь. Аминь.