03 апреля 2016 г.
Митрополит Митрофан: Крест — главный аргумент против зла
В Неделю Крестопоклонную митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском храме Горловки. По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Сегодняшний воскресный день — Неделя Крестопоклонная. Это середина Святой Четыредесятницы, и мы уже знаем, что скоро Страстная неделя и праздник Святой Пасхи. Страстная седмица — особый период в жизни всех православных христиан. Многие люди во время Страстной седмицы берут отпуск для того, чтобы побыть на службах, встретить праздник Святой Пасхи, чтобы быть со Христом в то время, когда Церковь вспоминает ту жертву, которую Господь принёс нас ради человек и нашего ради спасения. Сегодняшний день напоминает нам, что это время уже очень близко. Осталось совсем немного, и дни Страстной седмицы придут к нам. Крест выносится на середину храма для того, чтобы верующие поклонялись Честному и Животворящему Древу.
Когда воины идут в сражение, для них очень важно то знамя, которое дано их отряду. Они его защищают всеми силами. Есть специальный воин, который держит знамя, потому что пока оно есть, победы над войском никто не одержит. Такое знамя для нас — Животворящий Крест Господень. Глядя на него, мы понимаем, что, как бы трудно нам ни было быть христианами, с какими сложностями мы бы ни встречались в дни Святой Четыредесятницы, борясь со своими немощами, сколько раз бы мы ни падали, до тех пор, пока мы на это знамя смотрим, пока оно с нами, — с нами и победа. Поэтому и тропарь Кресту Господню возвещает нам о победе, которая дарована православным христианам. Пока христиане стоят рядом со знаменем Честнаго и Животворящего Креста Господня, никто эту победу у нас отнять не может.
А что же начертано на этом знамени? Что мы видим, когда смотрим на него? Что для нас важно и должно стать главным? Как мы должны понимать силу, которая заключена в этом знамени и даётся каждому из нас? Мы все хорошо знаем историю грехопадения. Бог создал человека похожим на Себя, назвал его Своим любимым творением. Бог подарил ему то, что делает человека похожим на Него — дар свободы. Этот дар имеет определённое свойство: если ты им воспользуешься неправильно, то не уподобишься Богу, а наоборот, восстанешь против Него и отпадёшь от Него. Именно эту ошибку совершили наши прародители. Они неправильно воспользовались свободой. Утверждать эту свободу они должны были, соблюдая заповеди Божии. Но они ошиблись, они согрешили.
Человек, неправильно воспользовавшись своей свободой, отпал от Бога. С ним произошло то, чего в принципе произойти не должно было никогда. Человек — существо разумное, выше всех земных существ, носящее образ Божий. Но с ним это произошло. Как должен был поступить Создатель, Который создал самое лучшее существо и подарил ему самое большее, что только можно подарить, что делало человека похожим на Бога — свободу? Я догадываюсь, как бы поступили земные правители с теми, кто плохо обошёлся с их подарком, с теми, кто их предал и от них отвернулся. Земной царь использовал бы свои власть и силу, чтобы отомстить тому, кто его дар попрал, наказать его.
Что делает Господь? Он Сам становится тем, кому Он этот дар подарил, становится человеком во всей полноте этого слова, подверженным страданиям. Самую крайнюю степень страдания, которая завершается самой большой бедой — смертью — Он принимает на Себя. То, что сделал Господь на Кресте, мог сделать только Он — Существо, обладающее величайшей любовью, мыслящее не так, как мыслят люди, установившее законы вселенной и показывающее, что главное в этих законах.
Основание и фундамент всех законов, которые существуют на земле — любовь. Именно её показывает нам на Кресте Господь. Именно она — то знамя, которым побеждается любые зло и неправда. И когда христиане это понимали, они начинали жить по другим законам. Когда тебе делают зло — не отвечай злом. Когда ты прав — не доказывай свою правоту с помощью силы. Когда ты велик — не пользуйся своим величием и не пренебрегай той силой, которую показывает Крест — силой любви. В жизни по-настоящему значима только любовь. Только она преображает, меняет, спасает. Только с помощью неё можно совершить великие дела. Всё, что сделано без неё или вопреки ей, в конце концов разрушается, каким бы величественным и могущественным оно ни казалось.
Быть может, мы сейчас говорим о чём-то, что нас не касается, не имеет отношения к нашей повседневной жизни? Отнюдь нет. Именно это касается нас ежедневно — во всех наших отношениях. Если дети не слушаются родителей, те проявляют насилие. Им легче так доказать свою правоту. Они имеют власть над детьми. Жена с мужем выясняют отношения. Кто может громче кричать и у кого силы больше — тот и прав. Люди между собой живут по закону «я начальник — ты дурак». Человек употребляет насилие как аргумент, решая любые вопросы. Я не буду сейчас говорить о войнах, большой политике, где смешаны и ложь, и гордыня, и лукавство, и сребролюбие, и несправедливость.
Когда с нами поступили несправедливо, нечестно, когда нас обманули, нас не послушали и сделали не так, как мы хотим, возникает соблазн проявить насилие. Доказать, что прав всё-таки, пользуясь при этом не любовью, а другими аргументами — властью, деньгами, силой. Настоять, чтобы было по-моему.
А теперь давайте посмотрим на Крест: перед нами Существо, Которое имеет власть над всей вселенной, Тот, Кто словом из ничего привёл в бытие весь этот мир, Кто может Своей властью этот мир разрушить в одно мгновенье и создать новый. Но разве Он пользуется Своими могуществом, силой и властью для того, чтобы нас научить исполнять Его заповеди? Пусть каждый сам себе ответит, сколько раз мы нарушали Его заповеди, сколько раз мы обещали больше этого не делать и быть Ему верными. Он хоть раз нам отомстил? Он хоть раз нас упрекнул? Он продолжает ждать нашего покаяния и обращения. И показывает нам Крест. Показывает нам Свою любовь. Именно этой силой Он пользуется, чтобы привести нас к Себе. И это должно стать силой каждого православного христианина.
Глядя на Крест, мы должны понимать, в чём наша сила и наш главный аргумент против того зла, которое есть вокруг нас и встречается в нашей жизни. Если мы сможем на зло ответить добром, на ненависть — любовью, на клевету — молитвой, на неправду — правдой, то значит, мы ученики Того, Кто распят на Кресте. Значит, мы поняли, в чём наша сила, какой силой мы должны пользоваться. Ведь почему многие люди начинают доказывать что-то другому с помощью силы? Потому что они слабы, потому что ничего другого у них в этой жизни нет.
Когда христианин понял, что такое любовь, прощение, когда он испытал эту силу на своём собственном опыте, он знает, как ему поступить в любой жизненной ситуации. Он знает, сколько можно сделать с помощью терпения, сколько можно изменить с помощью любви, когда ты поступаешь не так, как от тебя ждут. Вот почему Христос — Истинный Царь: Он и умер за всех нас, и сила, которой Он пользуется для того, чтобы управлять нами — это любовь. Вот почему мы кланяемся Честному и Животворящему Кресту и верим, что, глядя на него, прикасаясь к его силе, мы тоже становимся причастными той любви, которую явил Господь.
Дай Бог, чтобы этот аргумент в нашей жизни стал главным, чтобы мы о нём вспоминали, когда решаем какие-то жизненные ситуации или когда в нашей жизни возникают трудности; чтобы это становилось той силой, с помощью которой мы хотим изменить что-то в самих себе, в людях, которые рядом с нами, и окружающем нас мире. Поздравляю вас с Неделей Крестопоклонной! Божие благословение пусть пребудет со всеми вами!