06 января 2018 г.
Митрополит Митрофан: Ложные ценности лишают нас радости
В Рождественский сочельник митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил литургию святителя Иоанна Златоуста и великую вечерню в Николаевском архиерейском соборе Горловки. По окончании богослужения митрополит Митрофан обратился к горожанам с архипастырским словом.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Поздравляю вас с уже наступившим праздником Рождества Христова! Вечерня, которую мы совершили после Божественной литургии, — это уже вечерня богослужения Рождества. Тропарь и кондак праздника, которые прозвучали в храме, и зажжённая свеча — символ засиявшей вифлеемской звезды, свидетельствуют о том, что праздник уже пришёл в наш мир, и мы можем друг друга поздравить с Рождеством Христовым.
Этому событию в истории человечества уже больше двух тысяч лет. Вспоминая о нём и становясь его участником, каждый из нас задаёт себе вопрос: для чего это событие произошло? Что оно значит лично для меня, человека, который живёт сегодня, по прошествии стольких лет? Зажигается ёлка, собираются гости, совершается прекрасное богослужение, люди поздравляют друг друга с праздником и дарят подарки. Но зачем всё это, какой это имеет смысл? Что от этого меняется именно в нашей жизни?
Несколько фактов могут нам помочь это понять и совсем по-другому посмотреть на нашу жизнь. Сам факт того, что Бог приходит в мир и становится Человеком, говорит о том, что с этим миром и с самим человеком что-то не так. Богу нужно прийти и исправить эту неправильность. Ему нужно вмешаться Самому, потому что никто другой уже этого сделать не может. Самое лучшее, что есть в мире, самое разумное существо — это человек. С человеком происходит беда. Он потерял понятия о добре и зле, смысле жизни, о том, что хорошо и что плохо.
Из-за этого страдает и весь мир, который окружает человека, потому что человек — высшее создание в этом мире. Если с человеком что-то происходит не так, значит, и во всём мире тоже всё будет происходить не так.
Мы сегодня слышали евангельское чтение, в котором нам Сам Христос Своими пречистыми устами говорил о том, что высокое у людей бывает мерзостью перед Богом (Лк. 16:15). Люди, заблудившись, потеряв ориентиры, утратив истину, высоким и важным для себя признали то, что мерзко в очах Божиих. Самое мерзкое в очах Божиих — гордыня человеческого сердца.
Люди в своих отношениях ставят её выше всего. Они постоянно друг с другом находятся в борьбе — за ресурсы, кто богаче, за власть, у кого больше возможностей, за славу, кто выше может поставить своё собственное «я» и превознестись над другими — и тут приходит Хозяин этого мира, Тот, Кто его сотворил, Кто выше всех, и показывает, что всё это в Его глазах полная чепуха.
Способ, каким Он приходит в мир, уже ответ на эту мерзость. Он рождается не во дворце, не в царских палатах, не там, где все друг друга лицемерно хвалят и прославляют, не там, где текут рекой богатство, яства, напитки, а в пещере, куда загоняют скотину в непогоду.
Он показывает, что в Его глазах достоинство человека измеряется не количеством бумажек, которые у него в кармане, и не названием той тряпки, которая на нём надета, а совсем другим — способностью проявить любовь к другим людям и к своему Создателю. Если человек это умеет делать, значит, он велик, если нет — то кто он такой, чем он хвалится? Чем он возвышается и величается перед другими людьми? Способности человека проявлять любовь по отношению к другим, быть благодарным, жить не только для себя определяют высоту его достоинства в очах Божиих.
Две тысячи лет люди себе задают вопрос: для чего Христос родился в Вифлееме? Что Он забыл в этом вертепе? Почему Он родился среди скотины? Для того, чтобы дать нам возможность над этим задуматься.
Всем нам нужно постоянно помнить о нашем человеческом достоинстве и о том, в чём оно состоит. Мы поменяли подлинное своё достоинство — быть детьми Божиими, уметь любить, быть благодарными — на мнимое. Гордыня заставляет нас вступать в борьбу с Богом, друг с другом, пребывать в постоянных распрях и — быть несчастными, потому что мы не чувствуем тогда ни Божией любви, ни любви друг друга.
Мы не можем найти сами себя, не чувствуем радости в себе и своей жизни. Бог от нас далеко, и люди вокруг нас — не образ Божий, а чужие, соперники, с которыми нам нужно бороться, которых нам нужно побеждать, которым нужно доказывать своё превосходство. Мы теряем способность ощущать полноту радости, которую может дать сердцу любящему, смиренному и скромному Господь.
Рождество должно нам вернуть всё это, напомнить нам об истинных ценностях, о подлинной радости. Дай Бог, чтобы этот праздник подарил радость каждому сердцу, чтобы мы смогли осознать наше истинное достоинство через прикосновение к вифлеемской пещере! У каждого из нас оно есть. Каждый из нас может любить, творить добрые дела, благодарить и прощать. Через это в нашу жизнь сможет войти настоящая радость. Дай Бог, чтобы мы этой радостью могли делиться, и она никогда не уходила из нашей жизни, чтобы Рождество Христово всем нам об этом напомнило, чтобы каждому из нас об этом рассказал Младенец, Который родился в яслях!
Есть то, что высоко перед людьми, а есть то, что высоко перед Богом, и не всегда то, что ценят люди, ценно на самом деле. Самое высокое в этом мире — любовь и благодарность. Пусть они наполняют наши сердца в эти рождественские дни!
Искренне, от души поздравляю вас с праздником Рождества Христова! Желаю вам эти дни провести в радости, мире, любви, взаимном уважении, благодарности Богу и друг другу!