25 августа 2019 г.
Митрополит Митрофан: Мы все призваны жить в Фаворском свете
В Неделю 10 по Пятидесятнице и день памяти святых мучеников Аникиты и Фотия митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию во Всехсвятском храме города Горловки. По окончании богослужения он обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю с воскресным днём и попразднством Преображения Господня! То, что апостолы увидели и ощутили на горе Фавор, очень похоже на то, что переживают святые и люди, которые оказываются рядом с ними. Сегодня, когда мы молимся в храме во имя Всех святых в попразднство Преображения, есть смысл задуматься о том, что общего между нами и святыми, которые уже здесь, на земле, были похожими на апостолов, взошедших на гору Фавор и преобразившихся вместе со Христом. Они бы никогда не увидели Фаворский свет, если бы с ними самими не произошли какие-то изменения.
Эти изменения настолько важны для православного христианина, что Церковь, празднуя это событие как двунадесятый праздник, молится: «Да воссияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный». Мы просим, чтобы то, что с апостолами произошло, произошло с каждым из нас. И святые — это те, с кем действительно это произошло.
У каждого из нас есть одна общая черта со всеми святыми угодниками Божиими. Точно так же, как и они, и мы с вами в своём сердце, в своей душе услышали голос Божий, тот зов, который привёл нас сегодня сюда, в этот храм — как и в те дни, которые были раньше. Даст Бог, мы этот голос не перестанем слышать до конца своих дней.
А что произошло в нашей жизни такого, из-за чего мы этот голос услышали? Чем мы лучше тех людей, которые его не слышат в этот воскресный день, не слышали его вчера, а может быть, не услышат и завтра? Ведь здесь, в этом посёлке, даже на этой улице живёт гораздо больше людей, чем сейчас находится в храме. Как так получается, что кто-то этот голос слышит, кому-то нужно утром проснуться и не на базар пойти, не телевизор включить, а, помолившись Богу, собраться и прийти в храм — а кто-то об этом даже не думает? У меня нет ответа на этот вопрос. Но если в нашей с вами жизни это произошло, значит, это произошло зачем-то. Значит, у нас с вами есть какие-то шансы, какая-то возможность взойти на эту гору и увидеть этот Свет Фаворский, как его увидели когда-то апостолы.
Именно поэтому не все Бога просят о том, чтобы этот Свет воссиял и нам, грешным. Кто-то, заходя в храм, всё, что сможет попросить у Бога — денег, здоровья, помощи в каких-то жизненных обстоятельствах. Такие просьбы меняются в зависимости от времени года, возраста, времени суток. То за детей надо помолиться, то за друга, то за жену, то за мужа, то за бизнес, то о болезни, то об удаче в каких-то делах, то о прощении каких-то грехов, которые тяготят совесть. Но есть и люди, которые очень серьёзно относятся к тому, что с ними произошло, куда их позвали.
Меня позвали, а моего соседа не позвали. А мы с ним чем друг от друга отличаемся? Да ничем абсолютно. Он такой же человек, как и я. Может, его тоже позвали, но он не ответил. Может быть, не хочет. А может быть, ответит попозже. Это не наше дело. Но тот факт, что мы сумели ответить, что мы сегодня в храме, говорит о том, что мы уже у подножия этой горы. Мы уже к ней подошли. Мы хотим на неё взойти. Вопрос — как это сделать? Получить представление об этом можно глядя на святых.
Сколько бы мы ни учились и ни знали хороших и правильных слов и теорий, это нас ближе к Богу не сделает, мы этот Свет не увидим. У японцев есть очень хорошее выражение: учёба — это ворота, это дверь. Ты выучил — ты стоишь в этих воротах. А для того, чтобы в них войти, нужна практика, нужно сделать определённые шаги. Христианская практика — это то, что у многих вызывает уныние, человек начинает думать: «Ну вот, опять мне нужно то, вот это, вот это…» Кому-то сложно молиться, кому-то — поститься. А ведь молитва и пост — это не самое основное. Труднее всего дальше. Увидеть, что нужно поменять в самом себе, начать с этим бороться, понять, что своими силами ничего изменить не можешь, обратиться с искренней молитвой к Богу: «Господи, помоги мне другим стать!», — прийти в таинствах принять участие уже с этой просьбой ради той великой цели, которой заканчивается эта борьба: увидеть тот Свет, который увидели ученики на Фаворе, и в этом Свете жить и здесь, на земле, и продолжить пребывать в вечности.
Дай Бог, чтобы у нас с вами это получилось. Господь говорит: «Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасется: и внидет и изыдет, и пажить обрящет» (Ин. 10:9). Пажить — это то состояние души, сердца, человеческой жизни, когда человек счастлив. Когда он понимает, что жизнь — это не просто какой-то короткий отрезок существования, но это великое бытие вместе с Богом. Он это чувствует, и тогда не боится смерти и бесконечно радуется.
Это можно почувствовать, этому можно научиться, к этому можно прийти. Но нужно не только слышать и читать Евангелие, нужно начать по нему жить. Дай Бог, чтобы молитвами всех святых у нас с вами это получилось!