21 июля 2020 г.
Митрополит Митрофан: Не нужно перекладывать на Бога ответственность за то, за что ответственны мы сами
В день прославления Казанской иконы Божией Матери митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в храме горловского жилмассива «Комсомолец», освящённом в честь прославляемой иконы. По окончании богослужения он обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Поздравляю вас с днём прославления Казанской иконы Божией Матери — престольным днём этого храма! Когда мы слышим историю этой иконы, у нас возникает вопрос: почему тогда были чудеса, а сейчас нет? Хочется, чтобы сейчас те люди, которые молятся перед иконами, собираются в храмах, тоже чувствовали, что Божия Матерь их слышит, что Она о них заботится и отвечает на их молитвы.
Тогда это было понятно через явление Казанского образа Божией Матери. Явился он в месте довольно-таки непонятном, потому что Казань была бандитской столицей, там был самый большой был невольничий рынок: татары промышляли тем, что совершали набеги, воровали людей, а потом на базаре их как товар продавали. Иван Грозный решил со всем этим покончить, Казань была завоёвана, там был поставлен наместник. После всего этого как-то нужно было строить мирную жизнь, а там были и христиане, и мусульмане, и язычники.
В это время в Казани является икона Божией Матери, которую впоследствии назвали «Казанской». Эта икона стала одной из величайших святынь не только для города, но и для всей Руси. В смутное время с этой иконой ополчение освобождало Москву от поляков, потом перед ней молились в Великую Отечественную войну. Наверное, это самая почитаемая икона среди людей далёких от Церкви. Все знают, как она выглядит, и храмов в честь неё достаточно много существует.
Мы сегодня отождествляем себя с теми людьми и думаем: у нас справедливости мало, война продолжается, люди страдают. Меня часто люди об этом спрашивают, поэтому я и говорю об этом часто: почему мы Бога просим, Матерь Божию просим, а Они нам не помогают? Я думаю, что есть те, кому Матерь Божия помогает, и есть те, кому Она не помогает.
Но хотелось бы обратить внимание на одну очень важную вещь: у нас православных меньшинство, их единицы. Почти все храмы в Горловке построены недавно. Мы только в поле вышли, только начали какие-то семена сеять. У нас в городе двадцать четыре храма, и если представить себе, что если в каждом храме в воскресенье собирается хотя бы по сто человек, это всего будет две тысячи, а в Горловке живёт около двухсот тысяч. А остальные не приходят, но нам говорят, что мы, эти две тысячи, отвечаем за остальных. Если что-то не так, то это Матерь Божия виновата и Господь виноват, это Он всё неправильно делает.
Как могут две тысячи человек нести ответственность за двести тысяч? И эти две тысячи — не Серафимы Саровские, из них только один-два к Матери Божией обратились. Поэтому я не думаю, что нам нужно вот так глобально говорить, что Матерь Божия кому-то что-то должна. Если бы у нас было сто девяносто тысяч в храме на службе, а десять бы не пришло, тогда, наверное, мы бы сказали: «Матерь Божия мы Тебя просим, весь город Твой, мы все Тебе молимся, а Ты нас не слышишь».
Сегодня идет война, происходят различные бедствия. А что вы хотите, чтобы происходило среди людей, которые забыли Бога, не живут по Его заповедям? Даже у нас, христиан, не всегда получается по заповедям жить. Поэтому давайте говорить о своих личных отношениях с Богом и Матерью Божией, а не возлагать на Неё глобальную ответственность за то, что мы натворили здесь, живя без Бога, отвергая все заповеди, — а теперь Она должна быть во всём виновата. Так нельзя с Богом. Так нельзя с Матерью Божией. Нельзя Их делать заложниками того, что мы чего-то хотим или не хотим. Надо научиться жить так, как нас учит Евангелие — по заповедям, отвечать Богу своей жизнью, своими поступками и делами. А потом, когда таких людей будет много, и жизнь станет другой потому что тот, кто живёт по Евангелию, уже не будет отнимать, воровать и делать прочие несправедливости, с которыми мы сталкиваемся.
Мне думается, что самым страшным было бы отношения с Богом превратить в торговлю: если Ты мне что-то сделал, то тогда я Тебе буду служить, а если нет, то извини, буду жить так, как мне нравится. Бесу только это и нужно, чтобы мы отвергли Бога и жили по своим страстям и похотям. Но Господь самое главное уже всем нам подарил: и эту жизнь, и жизнь вечную, которую он нам всем приобрёл через страдания Сына Божьего, через Его Кровь Честную и Тело, которыми мы причащаемся. Это у нас уже есть, и за это мы бесконечно Ему благодарны. Мы верим, что испытания и трудности, с которыми мы на жизненном пути встречаемся, будут укреплять нашу веру, вразумлять нас, помогать нам по этому пути идти. А Бог и Божия Матерь не должны исполнять все наши желания.
Если люди строят между собой отношения по принципу «ты мне нужен — я тебя нашёл и ты для меня самый главный человек, ты мне не нужен — я про тебя не вспоминаю», какими словами мы это называем? Нам нравится, когда с нами так поступают друзья, родные, близкие, соседи, дети, братья, сёстры? Нет, мы на это обижаемся, потому что это неправильно. И с Богом так нельзя — вспоминать про Него только когда нам плохо и когда мы в чём-то нуждаемся. Он по Своей доброте и в этот момент нас не бросает, но так неправильно, нужно строить отношения, отвечать на Его доброту благодарностью и своими добрыми поступками, а не возлагать на Него ответственность за то, за что мы сами должны нести ответственность. Если мы живём без Бога и нас таких большинство, то почему Он должен отвечать за то, что мы вытворяем? Если мы решили, что Он нам не нужен и Его заповеди для нас не авторитет, а мы сами знаем, как нам жить?
Пусть наша вера будет основана на наших личных отношениях с Богом. Чем больше будет таких людей, тем лучше будет наша жизнь. А больше нас будет становиться, если мы будем добрыми людьми, если мы будем вести себя так, что для всех станет очевидно, что христианство — это самый лучший выбор.