10 апреля 2016 г.
Митрополит Митрофан: Пока мы надеемся на себя, сила Божия в нас не действует
В Неделю 4 Великого поста, день памяти прп. Иоанна Лествичника, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию во временном храме в честь свт. Тихона, Патриарха Московского, расположенном рядом с разрушенным в советские годы Покровским храмом в посёлке Зайцево. По окончании литургии владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, отец настоятель, дорогие братья и сестры, от всей души поздравляю вас с сегодняшним воскресным днём и со Святой Четыредесятницей!
Мы уже прошли больше половины поста. У нас уже перед глазами Страстная неделя и праздник Святой Пасхи, Светлого Христова Воскресения.
Великий пост — особое время. Каждому христианину Бог даёт это время для того, чтобы жизнь человека обновилась. Мы можем по-другому построить наши взаимоотношения с Богом, друг с другом, начать по-другому относиться к самим себе. Например, к распорядку своего дня: бежать утром не к холодильнику, а к святому углу — читать утренние молитвы. Каждый год в нашей жизни должно появляться что-то, чего мы раньше не делали. Это будет свидетельствовать о нашем духовном преображении, о том, что мы идём вперёд и приближаемся к Богу.
А если в нашей жизни ничего не меняется? Если отношения с Богом, друг с другом какие были, такими и остались, если отношение к своей жизни тоже ни в чём не изменилось — какой смысл тогда в том времени, которое даёт нам Бог? Можно сказать честно: никакого. Это время прошло для нас впустую. Мы сегодня об этом говорим потому, что хотя мы уже и преодолели экватор, у нас ещё есть время до Страстной недели и до Пасхи что-то в своей жизни поменять.
Преподобный Иоанн написал книгу «Лествица». Она очень популярна среди монашествующих как руководство к жизни. В этой книге показаны духовные ступени, в соответствии с которыми меняется жизнь человека и его отношения с другими. С одной стороны — это книга для монашествующих, тех людей, которые, как Иоанн Лествичник, всю свою жизнь отдали служению Богу. Но и мирянам в ней можно найти много полезного. Поэтому четвёртое воскресенье Великого поста Церковь посвящает воспоминанию этого угодника Божия, напоминая нам о том, что и мы должны выстраивать свою лестницу к Богу, и показывая нам пример того, как это делали люди, которые жили до нас.
Сегодня также читается Евангелие о том, как отец привёл к ученикам Христовым бесноватого юношу, но они ничего не смогли сделать. Господь им на это сказал, что этот род изгоняется молитвой и постом. Но разве ученики не постились и не молились? А значит, бывает так, что наших поста и молитвы недостаточно. Вроде бы мы и постимся, и молимся, но, как и у апостолов, у нас ничего не получается — и не потому что пост и молитва в этом виноваты, а потому что наше отношение к посту и молитве бывает неправильным. Они как ростки, которые ещё только начали всходить, но собрать с них плоды пока невозможно.
Пост и молитва — это всего лишь средства, которые должны привести к нашему соединению со Христом. И тогда не наша человеческая сила будет действовать в нас, а сила Божия. Церковь именно этого хочет — чтобы мы ощутили эту силу Божию, которая начинает действовать в нашей жизни. Без поста и молитвы это невозможно.
Почему у апостолов ничего не получилось? Мы можем предположить, что они понадеялись на свои собственные силы, что они сейчас возьмут и сделают то, что сделал Христос, потому что Он им дал такую власть. А что мы можем своими силами, без Бога? Ничего. И до тех пор, пока мы ставим себя на первое место и надеемся на себя, сила Божия в нас не действует. А когда мы умаляемся, в нас начинает действовать сила Божия. Наверное, поэтому святой апостол Павел сказал, что сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12:9).
Когда человек осознаёт, что он сам, без Бога не может сделать ничего доброго, он начинает призывать Бога в помощь, и тогда приходит Господь Своей силой. И то, что он не смог сделать сам, силой Божией становится возможным. А пока человек надеется на свои силы, он отвергает помощь Божию. Это называется неверие. Человек думает, что он может всё сам, и не верит, что ему нужен Бог для того, чтобы что-то в жизни поменять. Об этом Господь и сказал ученикам.
Давайте мы с вами тоже будем надеяться не на свои силы, а поститься и молиться для того, чтобы сила Божия пришла к нам, просить: «Господи, приди к нам», — как мы произносим в молитве Святому Духу: «прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны». Нам нужно соединиться со Христом, быть с Ним.
Слава Богу, я сегодня испытываю радость оттого, что молитва совершается в полном храме, что здесь собрались люди, несмотря на непростую обстановку. Но почему так не бывает в каждом храме каждое воскресенье? Из-за нашего неверия, потому что мы отказываемся от силы Божией. Если мне не нужна сила Божия — я в храм не пойду. И молиться не буду, и пост не буду соблюдать. Значит, в моём сердце — неверие, и мне Бог не нужен. Значит, я надеюсь, что моя жизнь без Бога будет хорошей и счастливой. Разве не об этом Господь сказал ученикам?
Мы приходим в храм как раз потому, что нам эта сила нужна. Нам нужен Бог. Я понимаю, что если я останусь без Бога, грех станет сильнее меня. Я не смогу исполнять заповеди так, как я должен. Я верю: только с помощью Божией в моей жизни может что-то меняться. А без помощи Божией, чтобы я сам по себе проснулся утром и сразу стал хорошим — такого не бывает. Поэтому мне нужны храм, молитва, причастие Тела и Крови Христовых, общение и соединение со Христом.
Даже пост и молитва, если они не ради того, чтобы мы соединились со Христом, становятся бесполезными. Просто странной диетой, пустым времяпровождением. Но если тебе пост и молитва нужны для того, чтобы соединиться со Христом, если ты свою веру простираешь к Богу и просишь: Господи, дай мне Твою силу, Твою помощь, я сам не могу жить и без Тебя не могу творить добрые дела, — тогда происходит то, что произошло в сегодняшнем евангельском рассказе. Сила бесовская отступает, грех разрушается, разум проясняется, и человек начинает понимать смысл, ощущать жизнь по-иному. И я не знаю, каким другим способом это можно сделать — без храма, Евхаристии и Слова Божия, без добрых дел и всего того, к чему нас призывает Господь.
Я знаю, что если я не буду каждый воскресный день в храме совершать литургию, то постепенно я отойду от Бога, забуду о том, что Он есть, и буду жить своим умом, а не спрашивать Евангелие, как нужно поступить. Так будет и с каждым человеком — это закон. Отступая от источника жизни, человек умирает.
Разве не об этом Спаситель говорил со своими учениками, когда шёл на страдания? Разве не об этом пример Он приводил, когда говорил: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15:5-6). Дерево, которое приносит хороший плод, садовник очищает от сухих ветвей, где нужно — удобряет и поливает для того, чтобы оно приносило ещё больше плода. Но ветвь будет приносить плод только тогда, когда она на лозе, когда она имеет корень. Оторви её от корня — и она засохнет.
Нам с вами никогда нельзя отрываться от этого корня. Если мы будем на корне, и что-то в нашей жизни будет не так — есть Садовник. Он, где надо, подчистит и подправит, подрежет, и мы принесём тот плод, который должны приносить. А если мы оторвёмся от корня, то не принесём плода.
В сегодняшний день каждый из нас должен запомнить, что для того, чтобы идти вперёд к Богу, по лестнице подниматься вверх, нужно быть со Христом, быть на лозе. Нужно быть той ветвью, которая питается соком. Нужно быть в храме, слышать Слово Божие и чаще приступать к Евхаристии.
Дай Бог, чтобы каждый воскресный день вы все, как сегодня, собирались в храме, молились Богу, причащались Тела и Крови Христовых, чувствовали, что вы — ветвь на корне дерева, к которой идут те живые соки, которыми нас Господь питает. Священник выходит с Чашей и говорит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Кто-то приступает, а кто-то нет. Но если нет — спроси себя: почему я сегодня, в воскресный день, не пришёл к Чаше и не причастился Пречистых Тела и Крови Христовых? Что это за жизнь такая у меня, христианина? Дай Бог, чтобы мы себе задавали эти вопросы. Если мы будем пребывать со Христом, в нас будет та духовная сила, которая необходима нам, чтобы мы были добрыми людьми и настоящими христианами. Дай Бог, чтобы так было с каждым из нас.
Ещё раз поздравляю вас с воскресным днём и с праздником!