Официальный сайт

10 августа 2022 г.

Митрополит Митрофан принял участие в богослужении в Покровском соборе Мариуполя

Торжества в честь иконы Божией Матери "Одигитрия" в МариуполеВ день прославления чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Одигитрия» в Покровском соборе города Мариуполь прошло торжественное богослужение, сообщает «Донбасс православный». Божественную литургию совершил митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. Ему сослужили митрополит Горловский и Славянский Митрофан, викарии Донецкой епархии архиепископ Макеевский Варнава, епископ Новоазовский Варсонофий, епископ Волновахский Амвросий и около двухсот клириков Донецкой и Горловской епархий.

За богослужением вознесли сугубые молитвы о упокоении всех погибших в Мариуполе.

Строящийся Покровский собор — самый высокий храм нашего края — чудом остался невредимым после обстрелов, минимально пострадав. Помолиться перед чтимой иконой «Одигитрия», хранящейся в храме, и причаститься Святых Христовых Таин пришли сотни людей.

По запричастном стихе митрополит Горловский и Славянский Митрофан обратился к мариупольцам с архипастырским словом. Владыка отметил, что в страданиях и скорбях Бог не покидает человека, но именно они показывают, остаёмся ли мы на стороне Бога:

«Христианин — это тот человек, который, даже находясь в скорби, страданиях и лишениях, не позволяет себе переставать быть человеком. Когда все унывают, отчаиваются, проклинают друг друга и даже Бога и ропщут на Него, христианин — это человек, который с доверием воспринимает всё, что Господь посылает ему Своим Промыслом, и принимает это, как Дева Мария когда-то сказала: Се, Раба Господня, буди Мне по глаголу Твоему (Лк. 1:38). Христианин — это человек, который, когда люди борются за ресурсы, за выживание, отбрасывая всякую культуру и воспитание, интерес ближнего ставит выше своего собственного, который борется не за то, чтобы выжить любой ценой, а за то, чтобы остаться человеком и, несмотря на самые трудные обстоятельства, помогать другим людям».

После Божественной литургии было совершено славление Божией Матери перед Её образом.

Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион обратился к верующим со словами поддержки и утешения:

«Был тяжёлый период, когда мы не могли совершить литургию в городе Мариуполе, но Господь собрал нас сегодня, позволил нам собраться под Покровом Божией Матери в праздник „Путеводительницы“ — Её святаго образа, который в древние времена был принесён сюда святителем Игнатием, митрополитом Мариупольским. Когда-то греки пришли из Крыма с этим святым образом. Божия Матерь была покровительницей и путеводительницей православного народа греков. С того времени эта икона почитается здесь, в Мариуполе — в городе, который отдан под покров Пресвятой Богородицы.

Сегодня торжество велие здесь совершается собором архиереев и духовенства в честь Пресвятой Богородицы. Я верю и знаю, что Она нас не оставила. Она Мариуполь покрывает святым Своим омофором. Все те беды и несчастья, которые вы пережили, пройдут, и Матерь Божия утрёт ваши слёзы и утешит каждого, кто был искушён или испытан в это время».

 

Фото протодиакона Михаила Ильчука и сайта «Донбасс Православный»

Смоленская икона Божией МатериИкона Божией Матери «Одигитрия» (по-гречески «Путеводительница») изображает Богородицу, Которая указывает на Младенца Христа как Путь, Истину и Жизнь. Считается, что этот образ был написан на Святой Земле в подражание первым иконам Божией Матери, созданным святым апостолом и евангелистом Лукой. Затем, в V веке, икону привезла в Константинополь императрица Евдокия, супруга императора Феодосия Младшего. Здесь она считалась одной из главных святынь города, во время нападения врагов её поднимали на городские стены, и совершалось чудо — вражеское войско отступало.

В 1046 году список с этой иконы попал на Русь. Византийский император Константин IX Мономах благословил им в дорогу свою дочь царевну Анну, которую выдал замуж за князя Всеволода Ярославича. Их сын — князь Владимир Мономах — в 1095 году перенёс этот образ из Чернигова (своего первого удела) в Смоленск, где в 1101 году заложил храм Успения Пресвятой Богородицы. Икона была помещена в этом храме и стала именоваться Смоленской. В 1239 году этот образ спас город от нашествия войск Батыя.

С того времени икона стала особо почитаемой на Руси. Списки с неё разошлись по многим городам и храмам. Во время оккупации Смоленска немецкими войсками в 1941 году икона бесследно исчезла. После войны место древней чудотворной иконы в Успенском соборе Смоленска занял образ начала XVII века из храма над Днепровскими воротами Смоленского кремля.

Мариупольский список иконы также называют Крымской и Бахчисарайской Одигитрией. По преданию, чтимая святыня явилась простому пастуху в Бахчисарае. Во время пастьбы овец он увидел на скале свечение. Подойдя, пастух обнаружил горящую свечу перед образом Божией Матери. Впоследствии на этом месте был устроен монастырь. Само место — ущелье — в честь Божией Матери получило название Мариамполе.

В 1778 году православные греки, переселявшиеся из Крыма в Приазовье вместе со святителем Игнатием Мариупольским, взяли с собой икону, хранившуюся в пещерном храме Успенского скита. Своё новое пристанище они также назвали в честь Богородицы: «город Марии». В Мариуполе образ разместили в специально построенной для него церкви Успения. Икона прославилась чудотворениями во время эпидемии холеры в 1848 году и в другие годы.

Праздник Успения Божией Матери стал главным праздником города. В этот день богослужения совершались собором всего духовенства. Перед чтимым образом «Одигитрия» читался специально написанный акафист.

После восстановления Бахчисарайской обители в 1850 году с иконы, хранившейся в Мариуполе, сделали копию. Она пребывала в скальном монастыре до 1918 года. Дальнейшая судьба этого списка иконы неизвестна.

В 1936 году советские атеистические власти взорвали каменный Успенский храм Мариуполя, а образ «Одигитрия» вместе с другими святынями вывезли в Киев. С тех пор икона считается утраченной. Традицию совершать особые богослужения в этот день в Мариуполе возродили в 2019 году.

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100