17 марта 2017 г.
Митрополит Митрофан совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Николаевском храме Дружковки
В день памяти преподобного Герасима Иорданского митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию Преждеосвященных Даров в Николаевском храме Дружковки. Ему сослужили секретарь епархии протоиерей Владимир Туренко, благочинный Дружковского округа и настоятель храма протоиерей Николай Мельничук, благочинный Димитровского округа архимандрит Спиридон (Головастов), благочинный Богоявленского округа Горловки протоиерей Сергий Книгницкий, духовенство Дружковского и Димитровского благочиний.
На запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился архимандрит Спиридон (Головастов). Он напомнил о том, что самое главное дело, которое мы должны успеть совершить в Великом посту, — это наше покаяние и исправление жизни:
«Великий пост — это соборное покаяние перед Творцом всяческих. Покаяние в греческом языке означает „перемена ума“ — от лукавого к доброму, от грешного к святому, от земного к Божественному. Преподобный Ефрем Сирин удивительно точно говорит, что покаяние — это зеркало, и лукавый всячески старается разбить его, чтобы мы в нём не увидели себя и не очистили свои грехи. В середине поста попросим у Господа сил и терпения, чтобы продолжить путь покаяния, прикоснуться душой к райским обителям и наследовать их».
По окончании литургии митрополит Митрофан обратился ко всем собравшимся с архипастырским словом. Владыка призвал христиан в дни Великого поста учиться живой и искренней молитве, которая соединяет человека с Богом:
«В предначинательном псалме, который читается в начале Литургии Преждеосвященных Даров, есть замечательные слова: „Да усладится Ему беседа моя“ (Пс. 103:34). Так обращался к Нему пророк. Он говорит нам, что молитва к Богу — это беседа, разговор, обращение к Живому Существу. Мы не можем, общаясь друг с другом, в это время думать о чём-то другом или друг друга не замечать. Когда так происходит, это свидетельствует о том, что тот, кто перед нами, нам неинтересен, или мы не уважаем своего собеседника.
Когда мы предстоим перед Богом, очень часто получается так, что уста наши произносят слова, а ум в это время пребывает где-то в другом месте, сердце этому не сочувствует, и эти слова — не наши. Давайте будем помнить всегда, становясь на молитву, что Тот, к Кому мы обращаемся, в это время не занят никакими делами. Он ждёт наших слов, которые мы к Нему будем обращать. И, осознавая это, постараемся, чтобы не только звучали тексты, но в этом участвовали и наш ум, и наше сердце».
Фото диакона Михаила Ильчука
Ежегодно монастырь преподобного Герасима Иорданского в Иудейской пустыне посещают тысячи паломников. С момента основания обители и времени жизни этого подвижника прошло уже полторы тысячи лет.
Преподобный Герасим родился в Малой Азии. Ещё в юности он решил уйти в монахи. Около 450 года он проделал путь более чем в тысячу километров и пришёл в Палестину, где поселился в безлюдной пустыне у Иордана. По преданию, в этих местах останавливалось святое семейство во время бегства в Египет. Со временем вокруг подвижника стали селиться другие иноки и возник монастырь.
Его насельники жили в уединённых кельях и плели корзины из пальмовых ветвей. Они питались лишь хлебом, кореньями и бобами, а в Великий пост ограничивались Святым Причащением, совсем не вкушая пищи — так повествует нам о них предание. Уходя на молитву в храм, они никогда не запирали свои кельи — каждый путник мог прийти и отдохнуть в них, пока монахи стояли на ночной молитве. Святые подвижники не боялись ни разбойников, ни диких зверей — в то время в Иудейской пустыне ещё водились львы.
На иконе преподобный Герасим Иорданский изображён держащим льва за лапу. Однажды, идя по берегу Иордана, он встретился со львом. Хищник громко рычал, и любой, повстречавший его, тут же обратился бы в бегство. Но святой Герасим заметил, что у льва болит лапа. Громкое рычание на самом деле было плачем дикого зверя. Преподобный Герасим вылечил зверя. Нуждающийся в помощи лев позволил ему это сделать. С тех пор лев стал ходить за монахом, куда бы он ни шёл. Так как в монастыре не было никакой мясной пищи, преподобный кормил льва хлебом и варёными бобами. Вероятно, хищник также питался куропатками, которые водились в тех местах в изобилии. Изображения этих птиц до сих пор можно встретить в скульптурных изображениях и на мозаичных полах в обители святого Герасима.
Пять лет лев прожил в монастыре. У него было своё послушание — ему поручали пасти осла. Однажды осёл пропал. Преподобный Герасим подумал, что лев, соскучившись по мясу, съел его. В наказание он заставил льва носить на себе воду из Иордана, которую прежде носил осёл. Но как-то раз укравший осла вор снова проезжал мимо монастыря. Лев узнал осла и выскочил ему навстречу. Испугавшись, вор убежал, а лев привёл в монастырь и пропавшего осла, и трёх верблюдов. Святой Герасим понял, что зря обидел зверя. После смерти преподобного лев лёг на его могилу и отказался от еды. Вскоре он последовал за своим хозяином, которого выбрал себе сам, в обители Небесные. Рядом с преподобным Герасимом был похоронен и его лев.
Время подвижников, умеющих разглядеть в творении отпечаток Божественной любви, не прошло со смертью святого Герасима. В воспоминаниях византийских паломников XII века, побывавших в этом монастыре, есть свидетельства о старцах, у которых кормилась целая семья львов. Несмотря на все трудности жизни в пустыне, монастырь вырос в прекрасную обитель, величественные храмы которой стали украшением этих безлюдных мест.