16 июня 2024 г.
В Неделю 7 по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики соборного храма.
За богослужением пели хор собора под руководством протодиакона Максима Дворянова и молодёжный архиерейский хор под руководством Ольги Ильчук.
По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился протоиерей Димитрий Абросимов. Он напомнил о том, что христианская жизнь не сводится к молитвенному правилу и участию в богослужениях:
«Господь напоминает каждому из нас, что православная вера состоит, в том числе, и в Богопознании — правильном представлении о Боге. Сегодня, в день празднования святых отцев I Вселенского Собора, мы можем задуматься о том, насколько интересно нам, современным христианам, православное учение о Боге, насколько мы заинтересованы в том, что обладать какими-то минимальными знаниями о Боге, Пресвятой Богородице, об истории христианской Церкви и смысле христианской жизни».
Господь Иисус Христос оставил Церкви великое обетование: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Её (Мф. 16, 18). Первый Вселенский (Никейский) Собор был созван в июне 325 года в городе Никее (сегодня город Изник в Турции). В то время Церковь тревожила возникшая ересь арианства. Её основатель Арий отрицал, что Иисус Христос — Бог. Своими словами он увлекал за собой множество последователей.
По приглашению святого императора Константина собрались 318 епископов — представителей христианских Церквей из разных стран. Среди прибывших было много исповедников, пострадавших во время гонений и носивших на телах следы истязаний. Участниками Собора стали также великие светильники Церкви — святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, и другие почитаемые Церковью святые отцы.
Собор продлился больше двух месяцев и осудил арианскую и некоторые другие ереси, превратно толковавшие христианское учение. После решения главного догматического вопроса Собор установил также двадцать канонов (правил) по вопросам церковного управления и дисциплины. Кроме того, на нём было определено время Пасхи, окончательно установлено празднование воскресенья вместо субботы.
Равноапостольный император Константин присутствовал на заседаниях Собора. В своей речи, произнесенной в ответ на приветствие епископа Евсевия Кесарийского, он сказал: «Бог помог мне низвергнуть нечестивую власть гонителей, но несравненно прискорбнее для меня всякой войны, всякой кровопролитной битвы и несравненно пагубнее внутренняя междоусобная брань в Церкви Божией».
Собор утвердил крещальный Символ веры, содержащий основные вероучительные истины Православия. Этот Символ веры исповедовал каждый, кто принимал Святое Крещение. Впоследствии он был изменён и дополнен на других Вселенских Соборах.
«Веруем во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого.
И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рождённого от Отца, Единородного, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого [а именно Сына] всё произошло как на небе, так и на земле. Нас ради человеков и нашего ради спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых.
И в Святого Духа.
А говорящих, что было время, когда не было Сына, или что Он не был прежде рождения и произошёл из несущего, или утверждающих, что Сын Божий из иной ипостаси или сущности, или создан, или изменяем — таковых анафематствует кафолическая церковь. Аминь».