13 мая 2018 г.
Митрополит Митрофан совершил литургию в Богоявленском кафедральном соборе
В Неделю о слепом митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики храма.
За богослужением пели хоры собора под руководством Ольги Ильчук и Кирилла Згинника, старший хор класса духовного пения под руководством Анастасии Згинник и младший хор воскресной школы «Росток» Богоявленского собора под руководством Анны Стёпиной.
На запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился священник Евгений Лаптев. Он напомнил о том, что причина духовной слепоты фарисеев в евангельской истории — зависть:
«Зависть не любит чужих совершенств. Зависть всё порицает. Зависть всё отрицает и всему противится. Но если мы с вами прикладываем столько усилий, чтобы вырастить хотя бы что-то на наших земельных участках, неужели нам не стоит задуматься о том, чтобы искоренить из своего сердца семя зависти, которое губит души, которое не даёт возможности увидеть чудеса, явленные в нашем мире? Давайте постараемся избавиться от этого семени, чтобы мы прозрели духовно и увидели путь, ведущий к Свету».
Неделя о слепом — шестая Неделя по Пасхе. В этот воскресный день читается отрывок из Евангелия от Иоанна, повествующий об исцелении Спасителем слепого от рождения человека — Ин. 9:1-38. Этот отрывок потрясает не только тем, что Господь творит такое чудо, но и тем, как реагируют на это книжники и фарисеи. Они даже нисколько не удивляются произошедшему и не приходят в умиление. В их сердцах нет благодарности Богу за это явное чудо. Вместо этого они упрекают Христа и говорят, что Он исцеляет неправильно — в субботу, тогда как это следует, по их мнению, делать в другие дни, с воскресенья по пятницу.
Так евангельская история рассказывает не только о телесной слепоте, но и о том, что бывает ещё более страшная слепота — духовная. Болеющий ею человек неспособен не только любить и быть благодарным, но и даже вообще замечать какие-либо проявления любви и добра в этом мире. Всё, что его интересует, — это лишь удовлетворение собственной гордости и амбиций.
За литургией не прочитываются финальные слова этой истории, но о них вспоминают все, кто слышит этот рассказ:
«И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Ин. 9:39-41).
Эта история в Евангелии от Иоанна напоминает нам о его главных словах о Боге: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5), «суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3:19) и «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16).
Фото протодиакона Михаила Ильчука