27 мая 2018 г.
За богослужением пели хоры собора под руководством Ольги Ильчук и Кирилла Згинника, старший хор класса духовного пения под руководством Анастасии Згинник и младший хор воскресной школы «Росток» Богоявленского собора под руководством Анны Стёпиной.
«Нет вообще никакого смысла говорить о том, как стать храмом Духа Святаго, как сделать так, чтобы Дух Святый поселился в человеческом сердце, если не начать с исполнения Десяти заповедей, если потом не вникнуть, о чём говорит Нагорная проповедь. Это уже совсем другая, более высокая ступень, и на вершине — Пятидесятница. Зайдя в храм, поцеловав икону или приняв участие в таинстве, но не научившись всему тому, о чём говорят заповеди и Нагорная проповедь, нельзя стать сосудом Духа Святаго».
По окончании литургии была совершена великая вечерня с чтением коленопреклонных молитв.
День Святой Троицы отмечается на 50-й день после Пасхи, поэтому он также носит название Пятидесятницы. В этот праздник Церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов, которое произошло на 50-й день после Воскресения Христова и на 10-й день после Вознесения. Это событие описано во 2 главе книги Деяний апостольских.
Воскресение Христово произошло в день иудейской Пасхи. На 50-й день после Пасхи (дня исхода израильтян из Египта) Ветхозаветная Церковь праздновала Пятидесятницу — свой день рождения. На горе Синай народу Божию были дарованы Десять заповедей, и с этого момента стала существовать Церковь.
Именно в день этого праздника Святой Дух сошёл на апостолов в виде огненных языков. Впервые человечество смогло опытно познать Бога, Троичного в лицах — Отца, Сына и Святаго Духа, а не иметь лишь теоретические знания о Нём. Дух Святой вместе с Отцом и Сыном отныне неразлучно пребывают в Церкви, поэтому праздник назван Днём Святой Троицы. Сошествие Святого Духа стало днём рождения Новозаветной Церкви.
Святой Дух, сойдя на последователей Христовых, преподал им в изобилии различные дары, которые были необходимы им для апостольского служения и утверждения Церкви — дар исцеления, воскрешения умерших, дар пророчества, убеждения словом проповеди, понимания иностранных языков… Другие дары Святаго Духа — кротость, бесстрастие, дар молитвы, дар любви к Богу и ближним.
Через соблюдение в Церкви апостольского преемства Святой Дух сходит на каждого члена Церкви Христовой после Крещения, в таинстве Миропомазания, участвуя в его спасении. Сошествие Святого Духа по сей день соединяет всех учеников Христовых в один Дух и одно Тело.
В праздник Святой Троицы впервые после Великой Субботы поётся стихира «Царю Небесный». Эта молитва Святому Духу начинает читаться в храме и во время домашней молитвы, в память о том, что только с момента Пятидесятницы Церковь получила Утешителя — Святого Духа — и возможность призывать Его.
Богослужение на Пятидесятницу совершается в зелёном облачении. Этот цвет символизирует жизнь и животворящую силу Духа Святого. Обычай украшать храмы травой, зелёными ветвями и цветами восходит к традиции украшения Иерусалимского Храма в день ветхозаветной Пятидесятницы, которая совпадала с праздником жатвы. В этот день в Храм приносились начатки первых плодов для посвящения Богу. В новозаветной Церкви зелёные ветви растений стали символом жизни, даруемой Святым Духом.
Сразу же после литургии в День Святой Троицы начинается вечерня следующего дня, в который совершается праздник в честь Святого Духа. День Святого Духа начинается сразу после Его ниспослания апостолам в день Пятидесятницы. На вечерне, следующей за литургией, читаются три коленопреклонных молитвы святителя Василия Великого, в которых звучат прошения о ниспослании Святого Духа молящимся.
В духовном смысле День Святаго Духа продолжается в Церкви до настоящего времени. В богослужебной жизни Церкви ещё долго свет Пятидесятницы будет озарять богослужение — последующие недели года (вплоть до начала следующего предпасхального периода) будут именоваться неделями по Пятидесятнице. При этом отсчёте седмиц Пятидесятница оказывается как бы вне временного цикла: воскресный день Пятидесятницы не включён ни в предшествующую ему, ни в следующую после него седмицу. Это литургически указывает на то, что совершающееся в Пятидесятницу находится вне времени.