29 августа 2017 г.
Митрополит Митрофан совершил литургию в храме Спаса Нерукотворного Образа в Горловке
В день прославления Нерукотворного Образа Христа Спасителя митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в храме в честь этой иконы города Горловка. Ему сослужили секретарь епархии, благочинный Николаевского округа в Горловке протоиерей Владимир Туренко, благочинный Богоявленского округа в Горловке протоиерей Сергий Книгницкий, благочинный Енакиевского округа протоиерей Алексий Суетин, клирики Горловской епархии. За богослужением пел юношеский хор Богоявленского кафедрального собора.
На запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился клирик Богоявленского собора иеромонах Паисий (Шинкарёв). Он отметил, что каждый из нас — также образ Божий, который при посредстве помощи Божией должен воссиять в нас в первозданном виде:
«Мы — иконы, закопчённые своими грехами, запылённые пороками, страстями, и наш духовный рост, духовное восхождение сравнимы с работой реставратора, который медленно, слой за слоем очищает от копоти былой образ в его первозданном виде — до того образа, который Христос нам явил. Христос показывает нам, что такое быть человеком — человеком отзывчивым, сострадающим, в противоположность тому, что существует в мире».
По окончании литургии был совершён крестный ход. Митрополит Митрофан обратился к молящимся с архипастырским словом, в котором поздравил настоятеля и общину с престольным днём и напомнил о том, что каждый из нас призван учиться у Христа как у Первообраза и быть образом для других:
«Дай Бог, чтобы мы учились у Того, Кто стал для нас Учителем — у нашего Спасителя, Бога, ставшего Человеком, Который показал нам, каким должен быть человек, и Сам стал образом совершенного и истинного человека. Дай Бог, чтобы, если бы мы кого-то захотели научить, мы никогда не забывали самим себе задать вопрос: делаю ли я сам то, чему хочу сейчас учить?»
Всех, кто пришёл в этот день в храм, ожидала праздничная трапеза.
Согласно церковному преданию, самая первая икона Господа Иисуса Христа была не написана, а явлена Самим Спасителем чудесным образом. В дни проповеди Христа в Него уверовал сирийский князь Авгар, правитель города Эдесса, который был болен проказой.
Авгар попросил художника Ананию написать для него образ Христа во время Его проповеди. Но у живописца ничего не выходило — лик Господа изменялся и сиял неизреченной славой, которая мешала уловить черты. Господь подозвал живописца, приложил к Своему лицу ткань, на которой отобразился Его лик, и передал эту ткань Анании, пообещав прислать к Авгару Своего ученика, чтобы исцелить его.
После того, как князь поцеловал образ, он почти полностью исцелился от проказы. Ученик Христа, апостол от 70-ти Фаддей, пришёл в Эдессу и крестил князя. После этого проказа навсегда покинула Авгара.
После проповеди апостола многие в Эдессе уверовали в Христа. Город стал христианским, а чудесный нерукотворный образ князь приказал поместить над воротами города.
Прошло много лет, и правнук князя Авгара вернулся к язычеству. Чтобы не допустить поругания нерукотворного образа, христиане Эдессы заложили камнем нишу, в которой он находился. Со временем память о том, где находилось это место, была утрачена.
В 544 году, в дни правления христианского императора Византии Иустина, Эдессу осадили войска персидского царя Хозроя. В этот трудный для города момент епископу явилась светлая жена, которая открыла ему, где находится нерукотворный образ. После того, как епископ поднял изображение лика Спасителя над городской стеной, персидское войско отступило.
В Эдессе святыня пробыла до 944 года, когда город захватили сарацины. Византийский император Роман осадил город и в обмен на мир с сарацинами получил нерукотворный образ. Император спас образ от поругания и 28 августа, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, перенёс его в Константинополь. В память об этом событии в следующий после Успения день — 29 августа — установлено празднование в честь Нерукотворного Образа.
Образ пробыл в Константинополе до 1204 года, когда был увезён вторгшимися в город крестоносцами. Дальнейшая судьба его неизвестна.
На Западе распространено другое предание о нерукотворном образе: сердобольная женщина Вероника отёрла лик Христа своим платком, когда Он нёс Крест на Голгофу, и на платке запечатлелся образ Спасителя. Однако это сказание возникло позднее, чем предание об исцелённом князе Авгаре.
Фото диакона Михаила Ильчука