Официальный сайт

28 июля 2022 г.

Митрополит Митрофан совершил литургию в Николаевском архиерейском соборе Горловки

Николаевский архиерейский собор Митрополит МитрофанВ день памяти святого равноапостольного князя Владимира и празднования Крещения Руси митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Николаевском архиерейском соборе Горловки. Ему сослужили секретарь епархии, благочинный Николаевского округа в Горловке и настоятель собора протоиерей Владимир Туренко, благочинный Богоявленского округа протоиерей Сергий Книгницкий, а также духовенство города.

По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился настоятель Покровского храма посёлка Зайцево протоиерей Николай Марковский. Он рассказал о жизненном пути святого князя Владимира и отметил, что сегодняшний праздник — это праздник просвещения всей Руси Светом Христовым:

«Сегодняшний праздник можно назвать праздником преображения души человека. Князь Владимир, которого в начале истории мы видели варваром и язычником, меняется настолько, что становится способным преобразить целое государство под знаменем Христа».

По окончании литургии владыка поздравил горожан с днём Крещения Руси, а настоятеля собора, секретаря епархии протоиерея Владимира Туренко — с тезоименитством. В архипастырском слове владыка рассказал, как и при каких обстоятельствах человек может измениться:

«Может ли человек меняться? По этому поводу идут жаркие споры. Большинство людей утверждает, что нет. Они говорят, что могут меняться привычки, вкусы, образование, знания, но сам человек и его отношение к жизни не меняется никогда. Есть и те, кто с этим не согласен. У них тоже есть свои аргументы и примеры, которые они приводят.

Если эту дискуссию ввести в христианские рамки и посмотреть на неё через нашу историю, мы увидим, что гонитель веры Савл стал апостолом Павлом, мученик Вонифатий — праведником. Те, кто проводил жизнь в неверии, распутстве и язычестве, в различных грехах и суевериях, вдруг изменили свою жизнь и стали примерами любви, веры, целомудрия, чистоты и благочестия.

Святой, память которого мы сегодня празднуем, — один из таких примеров. Если бы речь шла только о нём самом, о том, как вера православная поменяла его жизнь, одного этого было бы достаточно, чтобы его ставить в пример поколениям христиан, прославлять и почитать его как великого человека. Но князь Владимир поспешил поделиться произошедшими в его жизни переменами со всем народом, во главе которого он стоял.

Мы часто свои взгляды утверждаем и насаждаем с помощью силы и внешнего авторитета. Нам кажется, что для того, чтобы нас услышали, нужно посильнее топнуть ногой, погромче крикнуть или пригрозить каким-либо наказанием за непослушание и неисполнение того, что мы считаем правильным или важным. У Владимира был другой способ: он показывал пример того, как вера православная изменила его отношение ко всем сторонам жизни. То, что он раньше делал как привычное и обыденное, теперь для него стало невозможным, а то, за что он раньше не брался, сделал частью своей жизни. Эта удивительная перемена ярче любых слов свидетельствовала его современникам о том, что православная вера — это не просто набор слов и убеждений, а могучая и совершенная сила, способная преображать человеческую жизнь.

Таких примеров в истории было много, и без них все разговоры о вере были бы просто разговорами. Именно они показывают нам, что вера православная — это не просто слова. Мы становимся верующими людьми и по-настоящему искренне, от души прибегаем к Богу как раз для того, чтобы перемены произошли и в нашей жизни.

Бывает, людям кажется, что менять им в своей жизни ничего не надо. Они уже православные христиане „профессионально“, много ходят в храм, знают, как поститься и молиться, выучили календарь церковный наизусть, и им даже нравиться наставлять и учить других. Человек в самом себе уже не замечает, что ему нужно изменить и переделать. Он считает всё мелкими недостатками и говорит, что ничего страшного и Бог простит, ведь все так живут, и я не хуже других. Бывает, человек не только не видит, что ему нужно что-то менять в своей жизни, но и замечает, что нужно менять в жизни других, и старается заниматься этим. Такое поведение не приносит никакой пользы.

Уметь видеть в самом себе то, что необходимо поменять, и обращаться с искренней молитвой к Богу, чтобы Господь послал силы для этой перемены — путь, по которому христианин идёт всю свою жизнь. Преодолев что-то одно, он вступает в борьбу со следующим, и постепенно жизнь человека меняется. Это становится очевидным не столько для него самого, сколько для других людей.

Так может ли человек меняться? Без Бога — скорее всего, нет, а с Богом он может изменить в себе даже то, что казалось не подверженным никаким переменам. Сегодня мы празднуем день памяти великого святого, в жизни которого произошли перемены благодаря вере православной и который своим примером смог изменить судьбы других людей, целого народа. Дай Бог, чтобы мы, вспоминая об этом, глянули на свою жизнь и нашли то, что нам нужно в себе поменять, и обратились с искренней молитвой к Богу и к этому великому святому, чтобы эти перемены в жизни каждого из нас произошли. Дай Бог, чтобы мы замечали не за другими, что нужно менять в их жизни, а смотрели сами за собой и трудились над этим до конца своих дней. Я всех вас поздравляю с праздником и желаю, чтобы молитвами святого князя Владимира эти перемены произошли с каждым из нас».

Фото протодиакона Михаила Ильчука

Святой равноапостольный князь ВладимирКиевский князь Владимир Святославич был внуком святой равноапостольной княгини Ольги, память которой отмечалась недавно (24 июля). Как и сын княгини Ольги Святослав, долгое время Владимир оставался язычником. Став новгородским князем, он пошёл войной на своего брата Ярополка, княжившего в Киеве.

В 980 году Владимир победил Ярополка, симпатизировавшего христианам, и силой захватил престол в Киеве. Чтобы удержать свою власть и заручиться поддержкой язычников-киевлян, он начал преследования христиан. Во время его правления в Киеве были убиты одни из первых христианских мучеников на Руси — варяги Иоанн и Фёдор, которые отказались быть принесёнными в жертву языческим богам. Владимир разрушал церкви и на их месте строил идольские капища. Непокорные ему города он усмирял мечом.

Но к двадцати пяти годам князь понял тщету служения идолам и стал всё больше склоняться к единобожию, интересуясь различными учениями. Согласно Повести временных лет, послы князя, вернувшись из Византии, рассказали ему о греческом христианском богослужении: «Не свемы, на небе есмы были, ли на земле… Недаром бабка твоя, княгиня Ольга, мудрейшая из людей, приняла греческую веру».

Как раз в это время князь Владимир посватался к византийской царевне Анне, и император обещал выдать её за князя в обмен на военную помощь Киевской Руси. Но вскоре за тем князь получил отказ, аргументированный тем, что дочь византийского императора не могла выйти замуж за язычника. Тогда князь Владимир осадил и взял штурмом Херсонес — оплот Византии на северном побережье Чёрного моря, — и потребовал привезти царевну в город. Царевна Анна прибыла в Херсонес. Владимир принял святое крещение и взял Анну в жёны, а Херсонес великодушно вернул грекам.

Князь ВладимирВернувшись в Киев, князь крестил своих детей (от других жён), а затем послал греческих священников проповедовать на улицах города. Не утративший своей жёсткости и решимости после принятия христианства, князь Владимир разрушил все идольские капища и уничтожил деревянных кумиров.

Наконец, летом 988 года он издал указ: «Если кто, богатый или бедный, нищий или раб, не окажется завтра на реке, тот будет против меня». Когда наутро киевляне пришли к Днепру, они увидели там множество епископов и священников, которые по приказу князя стали проповедовать и учить народ, так чтобы не осталось ни одного жителя Киева, не услышавшего христианского учения. Затем епископы и священники предложили желающим креститься в реке. Так как христианство к тому времени уже распространилось в Киеве, крещёных в тот день были тысячи.

Киев стал центром христианства на Руси. Князь Владимир возвёл в городе множество церквей. Каждый воскресный день возле храмов накрывали столы с яствами для всех горожан, звонили колокола, пели хоры, «калики перехожие» под звуки гуслей исполняли былины и духовные стихи. Больным и нищим ко дворам доставлялись от князя бочки мёда и кваса, кадки с хлебом, рыбой, мясом и сыром.

Появились монастыри, а с ними и библиотеки, ведение летописей города и государства. Князь заботился о том, чтобы дети в Киевской Руси были грамотными, определяя их в школы. При нём Русь переживала духовный и культурный расцвет. Киевляне называли своего князя «Владимир Красно Солнышко». В христианский период своего правления киевскому князю удалось пресечь междоусобные распри, не пролив крови своих братьев. Царевна Анна стала с тех пор единственной женой князя, отказавшегося от многожёнства.

В 1015 году князь отошёл ко Господу, заслужив в Церкви имя равноапостольного — уподобившегося святым апостолам в проповеди веры Христовой. Мощи князя почивали в Десятинной церкви Киева до разрушения её монголами.

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100