07 января 2020 г.
По окончании богослужения митрополит Митрофан поздравил всех собравшихся со светлым праздником Рождества Христова. В архипастырском слове он призвал с радостью и надеждой творить добро, дела любви и милосердия:
«Сегодняшний день — точка опоры для всех, кто хочет делать добро и жить по любви. Все, кто делает добро и живёт по заповедям Божиим, делают это не напрасно. Всё это обязательно будет нужным и востребованным, и в своё время обязательно принесёт свой плод. Как бы нагло зло ни врало о том, что ничего хорошего нет, и Бог ничего хорошего для вас не сделал, и у вас всё будет плохо, и жизнь ваша очень плохая, — это неправда. Бог уже для нас сделал очень много, став Человеком. И жизнь наша зависит от нас. Это тоже Его подарок нам — чтобы мы сами могли строить то, чего мы для себя хотим».
Учащиеся детской воскресной школы Богоявленского собора «Росток» показали рождественский вертеп. Дети поделились своей радостью с духовенством и прихожанами собора, прославив в песнях и стихах родившегося Спасителя мира. Владыка вручил детям сладкие подарки.
После праздничного богослужения, а также по запричастном стихе в главном храме епархии звучали колядки в исполнении хоров собора.
В первые три века жизни Новозаветной Церкви Рождество Христово отмечалось вместе с Крещением. Общий праздник назывался Богоявление и был посвящён воспоминанию событий прихода Спасителя в мир и Его выхода на проповедь после крещения в Иордане. Помимо праздника Богоявления в Церкви существовали лишь два — Воскресения Христова и Пятидесятницы.
В противовес шумным языческим празднествам, в эти дни строго держался пост. Оглашенные (наставляемые в вере) в вечер накануне этих трёх дней года принимали таинство Крещения. До сих пор на пасхальной, рождественской и крещенской литургиях мы слышим крещальное песнопение «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» и видим белые богослужебные облачения, напоминающие об этом.
Двойному значению праздника Богоявления способствовало распространённое в то время мнение, что Господь крестился во Иордане в день Своего Рождения. Мнение это основано на стихе Евангелия от Луки, где говорится, что, начиная Свое служение, «Иисус<…> был лет тридцати» (Лк. 3:23). Сам праздник Богоявления изначально совершался шестого числа первого месяца года.
О дате Рождества в то время велись споры, поэтому изначально дата празднования была выбрана символически. В шестой день первого месяца первого года, начиная от сотворения мира, согласно книге Бытия, был создан первый человек — Адам. Время рождения Христа, нового Адама, поэтому также отмечалось в день, когда был сотворен Адам ветхий, то есть 6 января — первого месяца года. По старому стилю и сейчас в Православной Церкви в этот день празднуется Богоявление.
Как и Пасха, событие Рождества Христова вспоминалось в Церкви каждый воскресный день, а также в другие дни, при совершении проскомидии (во время которой жертвенник символизирует вертеп, дискос — ясли, звездица — Вифлеемскую звезду, отсюда и название; Чаша, кадильница и фимиам — дары волхвов, а молитвы и славословия — поклонение Младенцу), на раннехристианских агапах («вечерях любви», во время которых совершалась Евхаристия). О Рождестве говорилось в проповедях, вместе с Благовещением поклонение волхвов Младенцу Христу было самым распространенным сюжетом иконописания первых веков.
В катакомбах с I века встречалась и восьмиконечная вифлеемская звезда, нередко её помещали над образом Пресвятой Богородицы и на изображениях Крещения Господня.
После окончания эпохи мученичества в конце ІІІ — начале ІV века у Церкви появилась возможность отмечать праздники более торжественно. Постепенно исчезает пост в эти дни. В IV веке в Палестине Богоявление празднуется целых восемь дней.
В богослужебной жизни Церкви, которой теперь не надо было скрываться в катакомбах, появляется большее число празднуемых событий. Праздник Рождества Христова постепенно отделяется от Богоявления, за последним сохраняется смысл праздника Крещения. Раньше всего это происходит в Римской Церкви, в 337-352 годах. Дата Богоявления сохраняется прежней — 6 января, а для праздника Рождества Христова устанавливается особый день.
Незадолго до 6 января, а именно 25 декабря, язычники отмечали день зимнего солнцестояния, известный как Natalis Invicti — «рождение непобедимого (солнца)». Желая искоренить языческие традиции, связанные с этим днём, среди новообращённых христиан, Церковь постановила отмечать 25 декабря рождение Спасителя мира, противопоставив это событие «рождению» языческих богов.
Примечательно, что в Александрии в этот день был языческий праздник Кикелий, в римском календаре Филокала праздновался день рождения императора, считавшегося одним из богов. 25 дня месяца тевет (декабрь) в Израиле отмечалось обновление Храма. Всё это послужило тому, что праздник Рождества Христова во многих областях стал совершаться именно в этот день.
Аргументом в пользу того, что действительное событие рождения в мир Спасителя случилось именно в этот день, служит недавно открытая часть комментария святого Ипполита Римского на книгу пророка Даниила, составленного в ІІІ веке, где есть замечание: «Первое явление Господа во плоти, при котором Он родился в Вифлееме, произошло 25 декабря в среду, в 42 г. Августа, от Адама в 5500 г.».
До сих пор службы Рождества и Крещения Господня похожи. Дни между ними — праздничные и именуются святками (святыми днями) — отголосок того, что некогда они составляли одно празднество явления Бога в мир.