06 января 2026 г.
Митрополит Митрофан совершил всенощное бдение в канун Рождества Христова в Богоявленском кафедральном соборе
В канун Рождества Христова митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил праздничное всенощное бдение с литиёй в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики соборного храма.
За богослужением пели хор собора под управлением протодиакона Максима Дворянова и молодёжный архиерейский хор под руководством Ольги Ильчук.
По окончании богослужения хор духовенства и молодёжный архиерейский хор исполнили колядки.
Митрополит Митрофан обратился к горожанам с кратким архипастырским словом, в котором напомнил о том, что вифлеемская пещера открывает смысл самых бессмысленных несправедливостей и страданий:
«Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю всех вас со святым вечером! Именно так называется сегодняшний вечер и сегодняшняя ночь Рождества Христова — святыми, потому что именно в это время совершилось великое чудо: чудо пришествия в мир Бога, Который стал Человеком.
Человечество во всей своей полноте — это нечто грандиозное, но если его разделить на части, то оно будет состоять из отдельных людей, который из которых не так уж и много живёт на этой земле. Во все времена какие-то люди живут спокойно и весело, кто-то задумывается о смысле жизни, чья-то жизнь наполнена скорбями и страданиями. Но один из самых частых вопросов, с которыми приходится сталкиваться за тот короткий век, когда человек живёт на земле, — а я вообще кому-то нужен? в чём смысл моей маленькой человеческой жизни?
Наверное, такой вопрос не задают себе люди великие, которые сумели что-то сделать, оставить после себя какой-то большой след — неважно, в какой области человеческой жизни. Но таких людей очень мало. А как же все остальные, которые живут обычной человеческой жизнью, сталкиваясь со множеством скорбей, испытаний, страданий, трудностей, несправедливости?
Именно на этот вопрос отвечает сегодняшний святой вечер. Мы не бесполезны и не бессмысленны. Мы нужны. И в первую очередь, мы нужны Творцу этого мира. Наши жизни непохожи друг на друга, как непохожи и времена, в которое живут люди, и поколения, в которые они рождаются, и задачи, которые им приходится решать. Но между нами есть несомненно общее: мы нужны своему Творцу и Создателю.
Созданные по Его образу и подобию, мы Ему не чужие, мы Ему родные и близкие. Именно это Он рассказывает нам не словами, а Своим рождением таким необычным способом: в вифлеемской пещере, вертепе, ночью, среди, казалось бы, самых неблагоприятных условий, когда Его окружает только скот. Этим Он рассказывает нам о том, что всё, что здесь происходит, на земле, всякое дыхание, которое здесь существует, не бессмысленно, а связано с Его непостижимым Промыслом и с Его Божественной волей.
Каждый из нас есть в Его мыслях. Каждому из нас есть место в Его вечности, в Его Промысле и в Его предназначении. Для Него нет ненужных, неважных, незначимых или бессмысленных событий и людей. Каждый человек для Него — это нечто значимое и важное, независимо от того, кто мы и в какое время живём.
Сегодня мы можем прикоснуться к этой тайне, подходя к вифлеемской пещере, прикасаясь к яслям и задавая себе вопрос: зачем в этот мир приходит Бог и становится Человеком? Что этим Он говорит каждому человеческому сердцу? Мы можем осознать, что мы Ему нужны, понять, что мы Ему не чужие, что между нами есть связь, что Он хочет, чтобы каждый из нас чувствовал себя Его ребёнком, а Он был нам Отцом — это то, о чём возвещает Церковь торжественно, когда в начале рождественского богослужения мы слышим, как хор громогласно поёт „С нами Бог“.
Этой радостью пусть наполняется в рождественскую ночь сердце каждого из нас. И помните, что чем больше мы этой радостью будем делиться с другими, делая кому-то добро, улыбаясь, поздравляя с этим праздником, помогая кому-то в трудных обстоятельствах, тем больше этой радости будет становиться и в нашей с вами жизни. Такова воля Божия.
С праздником всех вас поздравляю, с наступающим Рождеством Христовым! Храни вас всех Господь!».
В первые три века жизни Новозаветной Церкви Рождество Христово отмечалось вместе с Крещением. Общий праздник назывался Богоявление и был посвящён воспоминанию событий прихода Спасителя в мир и Его выхода на проповедь после крещения в Иордане. Помимо праздника Богоявления тогда существовали лишь два — Воскресения Христова и Пятидесятницы.
В противовес шумным языческим празднествам, в эти дни строго держался пост. Оглашенные (наставляемые в вере) в вечер накануне этих трёх дней года принимали таинство Крещения. До сих пор на пасхальной, рождественской и крещенской литургиях мы слышим крещальное песнопение «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» и видим белые богослужебные облачения, напоминающие об этом.
Двойному значению праздника Богоявления способствовало распространённое в то время мнение, что Господь крестился во Иордане в день Своего Рождения. Мнение это основано на стихе Евангелия от Луки, где говорится, что, начиная Свое служение, Иисус<…> был лет тридцати (Лк. 3:23). Сам праздник Богоявления изначально совершался шестого числа первого месяца года.
О дате Рождества в то время велись споры, поэтому изначально дата празднования была выбрана символически. В шестой день первого месяца первого года, начиная от сотворения мира, согласно книге Бытия, был создан первый человек — Адам. Время рождения Христа, нового Адама, поэтому также отмечалось в день, когда был сотворён Адам ветхий, то есть 6 января — первого месяца года. По старому стилю и сейчас в Православной Церкви в этот день празднуется Богоявление.
Как и Пасха, событие Рождества Христова вспоминалось в Церкви каждый воскресный день, а также в другие дни при совершении проскомидии (во время которой жертвенник символизирует вертеп, дискос — ясли, звездица — Вифлеемскую звезду, отсюда и название; Чаша, кадильница и фимиам — дары волхвов, а молитвы и славословия — поклонение Младенцу), на раннехристианских агапах («вечерях любви», во время которых совершалась Евхаристия). О Рождестве говорилось в проповедях, вместе с Благовещением поклонение волхвов Младенцу Христу было самым распространённым сюжетом иконописания первых веков.
В катакомбах с I века встречалась и восьмиконечная вифлеемская звезда. Нередко её помещали над образом Пресвятой Богородицы и на изображениях Крещения Господня.
После окончания эпохи мученичества в конце ІІІ — начале ІV века у Церкви появилась возможность отмечать праздники более торжественно. Постепенно исчезает пост в эти дни. В IV веке в Палестине Богоявление празднуется целых восемь дней.
В богослужебной жизни Церкви, которой теперь не надо было скрываться в катакомбах, появляется большее число празднуемых событий. Праздник Рождества Христова постепенно отделяется от Богоявления, за последним сохраняется смысл праздника Крещения. Раньше всего это происходит в Римской Церкви, в 337-352 годах. Дата Богоявления сохраняется прежней — 6 января, а для праздника Рождества Христова устанавливается особый день.
Незадолго до 6 января, а именно 25 декабря, язычники отмечали день зимнего солнцестояния, известный как Natalis Invicti — «рождение непобедимого (солнца)». Желая искоренить языческие традиции, связанные с этим днём, среди новообращённых христиан, Церковь постановила отмечать 25 декабря рождение Спасителя мира, противопоставив это событие «рождению» языческих богов.
Примечательно, что в Александрии в этот день был языческий праздник Кикелий, в римском календаре Филокала праздновался день рождения императора, считавшегося одним из богов. 25 дня месяца тевет (декабрь) в Израиле отмечалось обновление Храма. Всё это послужило тому, что праздник Рождества Христова во многих областях стал совершаться именно в этот день.
Аргументом в пользу того, что действительное событие рождения в мир Спасителя случилось именно в этот день, служит недавно открытая часть комментария святого Ипполита Римского на книгу пророка Даниила, составленного в ІІІ веке, где есть замечание: «Первое явление Господа во плоти, при котором Он родился в Вифлееме, произошло 25 декабря в среду, в 42 г. августа, от Адама в 5500 г.».
До сих пор службы Рождества и Крещения Господня похожи. Дни между ними — праздничные и именуются святками (святыми днями) — отголосок того, что некогда они составляли одно празднество явления Бога в мир.