26 марта 2017 г.
Митрополит Митрофан: Страдания помогают нам увидеть подлинные ценности
В вечер Недели 4 Великого поста митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил пассию с чтением акафиста Страстям Христовым в Александро-Невском кафедральном соборе Славянска. После чтения Евангелия владыка обратился к прихожанам собора с проповедью.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Страдания — это самое неприятное и несправедливое, что может быть на земле. И сегодня, когда мы стоим перед Крестом нашего Господа и Спасителя, перед нами пример самой большой несправедливости, которая когда-либо совершалась за всю историю рода человеческого. Хотя этих несправедливостей было очень много, есть они и сейчас, но, стоя возле Креста Господня, мы только здесь, рядом с ним, можем понять, в чём же смысл тех страданий, которые происходят с людьми.
Ответить на вопрос, почему страдают невинные, почему страдают дети, слабые, не те, кто делает зло, а кто живёт по правде, почему в мире случаются горе, слёзы, войны, катастрофы и другие несчастья, очень трудно. Но православные христиане знают то, чего, может быть, не дано понять или узнать тем людям, которые не могут себя поставить возле Креста Господня.
Несмотря на всю ужасающую несправедливость страданий, они всё же имеют смысл. Безусловно, когда мы видим страдания других людей, а сами при этом не страдаем, единственное, что может, должен и обязан делать христианин — это не искать в ситуации ни хорошего, ни плохого, а постараться быть рядом и всю силу своей любви направить на то, чтобы сострадать тому, кто страждет рядом с нами.
Мы не должны искать ответа на вопрос, почему или зачем, а должны научиться сострадать и помогать тем, кто находится в трудных обстоятельствах. Когда мы видим, что страдает кто-то, когда мы узнаём о чужом страдании, мы не должны искать ответа на вопрос «за что», а должны молиться и помогать всеми своими силами, как только можем. Так делал, например, Симон Киринейский, помогая Спасителю нести Крест, или жены-мироносицы, стоя рядом с Крестом. Они ничего не могли сделать, но своим присутствием помогали переносить эти страдания.
Мы можем это делать тоже — молясь, сочувствуя, утешая и укрепляя. Но когда страдания касаются лично нас, когда они случаются в нашей жизни, мы должны научиться видеть не только минусы, которые бывают тогда, когда мы страдаем или болеем, или когда с нами случается какое-то несчастье. Мы должны научиться видеть и плюсы, которые есть в том, что происходит с нами, когда мы страдаем.
Какие же это могут быть плюсы? Во-первых, только страдание может помочь нам ответить на самый главный вопрос жизни каждого человека: в чём её смысл, для чего мы живём? Большинство людей этот вопрос никогда себе не задают, считают его философским или не самым главным, отодвигают его на периферию своей жизни, предпочитая не углубляться, как они говорят, в «высокие материи». Зачем нам смысл жизни, если у нас и так всё хорошо, если, в принципе, всё получается, если есть зарплата, работа, здоровье, какое-то семейное благополучие, дальнейшие цели в жизни?
Этот вопрос о смысле жизни становится самым главным для человека тогда, когда всё идёт не так, когда в его жизни появляются скорби и болезни, когда он начинает страдать. Следовательно, само появление этого вопроса в жизни человека, сам тот момент, когда этот вопрос становится для нас самым главным, это уже безусловное благо. А чаще всего так происходит тогда, когда мы страдаем или терпим какую-то скорбь.
Во-вторых, страдание и скорбь имеют и другой плюс. Они помогают нам понять, кто мы есть, потому что именно в этот критический момент нашей жизни мы видим, какая наша вера, доверие к Богу, какая наша любовь, как мы относимся к окружающим людям. Ведь если ситуация экстремальная и человек с гнильцой, эта гниль вся выходит наружу и проявляется очень ярко. Или, наоборот, если в человеке очень много хороших качеств, они тоже ещё ярче начинают проявляться в нём в такой критический момент жизни, когда особенно тяжело и трудно.
Страдания полезны ещё и тем, что вразумляют нас и помогают нам увидеть истинные и подлинные ценности, отказаться от ошибок, от заблуждений, от греха. Страдания полезны ещё и тем, что через благодарность Богу, когда мы их терпим, мы обретаем новые духовные силы, меняемся в лучшую сторону. Мы станем совсем другими, если научимся их переносить.
Но ещё раз повторю, что эти плюсы мы должны находить только тогда, когда мы сами переносим страдания и терпим скорбь. Будет безнравственным, если человеку, который терпит скорбь, вместо реальной помощи, вместо сочувствия и сострадания, вместо любви, которой ждёт в этот момент человек, мы начнём рассказывать о плюсах, просто лишь рассуждая.
И, конечно, когда мы вспоминаем Крест Господень, мы должны научиться быть благодарными Богу за то, что скорби и страдания — результат человеческого греха, а не воли Божией — становятся для нас спасительными через то, что эти страдания претерпел Сам Господь, через Крест нашего Спасителя. Ведь именно через Крест мы освобождаемся от власти диавола над нами. Через Крест мы получаем силу противостоять греху. Через Крест мы получаем надежду на жизнь вечную. Через благодарное терпение страданий, которые случаются с нами, они становятся для нас не наказанием, а спасением, помогая обрести жизнь вечную.
Дай Бог, чтобы, зная не только о несправедливости этих страданий, о том, что они причинят скорбь, но и о тех плюсах, которые они могут дать каждому из нас, мы с благодарным сердцем выходили из этого храма, благодаря Бога за то, что Он даёт нам возможность даже через такую нехорошую вещь, как скорбь и страдание, приобрести пользу и стать наследниками жизни вечной. Аминь.