Официальный сайт

26 февраля 2017 г.

Митрополит Митрофан: В Пост мы призваны обновить в себе любовь ко Христу

Чин прощенияВ вечер Прощёного воскресенья митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил вечерню с чином прощения в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я вас всех искренне поздравляю с преддверием Святой Четыредесятницы!

Церковный устав устроен таким образом, что к завтрашнему дню Церковь готовит нас определённый период времени. Церковь хочет, чтобы наставления подготовительных к Святой Четыредесятнице недель усвоил каждый из нас в преддверии дней, которые нас ожидают, и в которые мы вступаем уже в сегодняшний вечер.

Вы помните, что этот период начинается с воскресного дня, в который вспоминают историю про мытаря и фарисея. Зачем? Пост — это время сугубой молитвы. Молитва — великое святое делание, которое соединяет людей с Богом. Но, оказывается, молитва может быть неугодна Богу.

Мы можем молиться весь пост, но наши молитвы Господь не примет, если мы будем вести себя так, как вёл себя фарисей. Он ведь постился даже больше, чем нужно по уставу, и милостыню давал, и все правила исполнял, но его молитва оказалась Богу неугодна по одной причине: он осудил другого человека — того, кто был рядом. Причём тот, кто был рядом, заслуживал осуждения — он действительно был человеком, который нарушал все законы, который вёл себя неправедно. Но когда фарисей начал себя с ним сравнивать и говорить «я не таков, как прочие человецы», эти гордыня и осуждение стали причиной, по которой Господь его молитву не принял, и его пост был Богу неугоден.

В самом начале Церковь говорит нам: собираетесь поститься? Собираетесь молиться? Не забывайте о том, что это должно привести вас не к гордыне, не к превозношению над другими, не к осуждению других. Результат должен быть совсем другой. И в пример она приводит мытаря, который со смирением, не замечая никого вокруг, видя только свои собственные грехи, говорил: «Боже, милостив буди мне, грешному!»

В следующий воскресный день вспоминается удивительная, трогательная история, исполненная радости и оптимизма, наполненная бесконечной любовью. Это история об отце и блудном сыне. Её ещё называют «Евангелием в Евангелии». Она рассказывает о человеке, который обидел своего отца, бросил его. Он взял свою часть имения, а когда его растратил бездарно, когда оказался в плену своих собственных страстей, вспомнил о том, что у него есть отец, и нашёл силы к отцу вернуться. А отец с радостью его принял.

Пост — это время борьбы с грехом, борьбы со своими страстями. Мне кажется, притча о блудном сыне рассказана именно во время подготовки к посту, потому что никто никогда не отказался ни от одного греха из-за страха. Нельзя перестать грешить только потому, что тебе скажут, что за грех ты будешь наказан. А как можно перестать грешить? Как можно вообще вступить в борьбу с каким-то грехом? Повод только один — любовь.

Важно не забывать: только из любви к Богу мы можем начать бороться с грехом и пытаться в себе этот грех победить. Только любовь к Богу может быть мотивом, который поможет нам это время — время поста, а ещё шире, и время нашей жизни — пройти достойно и вернуться к своему Отцу. Церковь нам говорит, что Бог — Тот, Кто любит тебя несмотря на все твои грехи и ошибки, и если ты хочешь к Нему прийти, если ты хочешь в ответ на Его любовь к Нему обратиться, Он тебя ждёт так, как ждёт отец в этой притче.

В следующий воскресный день — история о том, что будет с каждым из нас, когда мы предстанем перед Богом. Страшный суд — это не только всеобщий суд, когда будет общее воскресение мертвых, о котором рассказывает Евангелие. У нашей жизненной истории, которая сейчас продолжается, есть начало и будет конец. Это будет время встречи с Богом, время суда.

К чему должны привести все наши посты, молитвы, добрые дела? Что должно стать итогом нашей жизни? Кем мы должны быть во время этой встречи? Ответ — в этой притче: людьми, которые научились любить: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:25-26).

Если человек всю жизнь любил только себя и самому себе угождал, и так вся жизнь прошла, ему не поможет ни пост, ни молитва, ни что-то ещё оправдаться перед Богом. Эта притча не говорит нам о том, что не надо поститься и молиться. Она говорит нам только о том, каким должен быть результат наших молитв и наших постов: мы должны стать другими людьми. Мы должны научиться любить больше, чем умеем сейчас. Любить Бога можно научиться через любовь к тем людям, которые нас окружают, через любовь к ближнему.

И, наконец, в сегодняшнем Евангелии сказано: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21). Кто был на литургии, тот эти слова слышал.

Каждый из нас когда-то переступил порог церковный с интересом, с любопытством. Потом начал вести церковную жизнь. Почему? Потому что с ним, наверное, произошло то же самое, что и с влюблёнными: человек влюбился в то, что он увидел на страницах Евангелия, в Христа, и захотел следовать за Ним.

Уже выросло поколение людей, которые стали верующими людьми, стали ходить в церковь не потому что они влюбились в Евангелие, а потому что так делали их родители, и они ещё этого чувства не испытали. Каждый из нас во время Великой Четыредесятницы захочет обновить в себе это чувство теплоты, горения, желания трудиться, подвизаться, стать похожим на Христа, жить по Евангелию. Без этого чувства, без желания следовать за Христом и жить по Его воле, мы ещё не стали верующими людьми.

Пост должен стать тем временем, когда это чувство в нас обновится, или возродится, или появится — у кого как. И для этого мы должны потрудиться, что-то сделать, поближе узнать Того, Кого мы любим и за Кем мы хотим следовать, чтобы сердце наше прилепилось к Нему как к сокровищу, научилось быть рядом с Ним и от Него получать радость.

Когда сын ушёл от отца, он решил, что будет получать радость оттого, что будет делать всё, что ему захочется. Это крайний эгоизм, крайнее себялюбие, крайний пример любви к самому себе. А привело это его к тому, что он начал есть пищу, которую ели свиньи, и только тогда вспомнил, что радость — это что-то другое. Сердце наше тоже должно в течение поста обновить в себе эту влюблённость в Евангелие, желание следовать за Христом, и с этим чувством прийти к празднику Святой Пасхи. Это задание, которое мы должны начать выполнять в дни Святой Четыредесятницы.

Вот уже сегодня вечер воскресенья, завтра — Великий пост. То наставление, которое нам даёт Церковь, собрав нас в этот святой вечер здесь, в храме, — мы наконец должны сделать шаг вперёд, поиздеваться над своей гордыней и попросить прощения у тех, кто нас обидел, и тех, кого обидели мы, сознательно или несознательно.

Можно всё это превратить в праздник лицемерия, когда мы просим прощения у тех, кто нам ничего не должен, и сами их с лёгкостью прощаем, а у тех, кто действительно нас обидел, и тех, кого мы действительно обидели, мы или не просим прощения, или просим неискренне, внутри не прощая. Но Церковь не хочет, чтобы это было лицемерием. Нам надо напомнить себе, что «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6:14). Без прощения ближнего следовать за Христом, поститься, делать всё то, что мы будем делать с завтрашнего дня, не имеет вообще никакого смысла. Это будет тоже лицемерие.

Нужно сделать этот шаг, проявить насилие над собой Когда тебе не хочется прощать, когда ты держишь обиду в сердце, когда эта обида поглощает всё внутри тебя, когда тебе хочется отомстить, доказать, что ты прав, нужно подойти и попросить прощения.

Возникает вопрос: а за что мне просить прощения, если человек передо мной виноват сам, я ему ничего плохого не сделал, и он меня обидел, а не я его. Он по отношению ко мне поступил неправильно, а не я по отношению к нему. Как я могу к нему подойти и попросить прощения? Где искать в себе силы? Можно вспомнить о том, что нам с вами необязательно просить прощения или прощать только в том случае, если у нас кто-то попросил прощения. Мы должны научиться прощение дарить так, как его дарит нам Бог, когда мы к Нему приходим.

Каждый из нас может попытаться этот подарок сделать друг другу — не за то, что кто-то у нас попросил прощения, не за то, что кто-то пришёл и сказал: «Я виноват перед тобой, я был перед тобой неправ», — а просто подарить это как подарок. Для того чтобы начать с завтрашнего дня по-новому строить отношения с этим человеком, который тебя обидел или которого обидел ты, по-новому жить рядом. По-новому — значит, по-христиански, с любовью поступать по отношению к этому человеку. Эта попытка будет Богу угодна и приятна. И даже если сердце наше противится, — а мы должны знать, что это не сердце, а наша гордыня, наши упрямство, эгоизм, себялюбие, — это и есть христианский подвиг прощения, который мы призваны совершить в сегодняшний вечер, несмотря на то, что нам этого делать не хочется.

Давайте вспомним, кого мы осудили, над кем посмеялись, по отношению к кому мы были несправедливы. Давайте вспомним, кого мы обидели словом или делом. Давайте вспомним всех тех, кому рядом с нами вдруг в какой-то момент оказалось плохо из-за того, что мы себя так повели, и подойдём к этим людям, и в первую очередь у них попросим прощения. И искренне в ответ подарим своё собственное — для того, чтобы завтрашний день у нас начался обновлённым, как после бани, совсем по-другому, и со всеми теми наставлениями, которые нам даёт Церковь, мы начали дни Святой Четыредесятницы.

Я искренне, от души поздравляю всех вас! Я желаю, чтобы время поста, которое нас ожидает, привело к благим и добрым переменам в жизни каждого из нас с помощью Божией. Я себе и вам желаю, чтобы мы все от души, искренне в сегодняшний вечер простили друг друга. А желание измениться, стать лучше, научиться ещё сильнее любить Бога и ближних не покидало наше сердце, а стало ещё крепче, и мы все вместе с вами, также, как и в этот вечер, немножко другими, не такими, как сегодня, встретили праздник Святой Пасхи.

Для этого нужно потрудиться не один день. Нужны долгие, упорные, последовательные усилия. Но мы будем не сами, нам будет помогать Господь.

Божие благословение всем на предстоящий пост, помощи Божией! Пусть это время для каждого из нас станет временем радости и обновления! Храни вас всех Господь!

Цитата дня

«

Если имеешь в душе дела, достойные ангельского хранения, Бог оградит тебя охранением Ангелов.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100