02 марта 2017 г.
Митрополит Митрофан: Великий пост — это попытка стать настоящим
В четверг первой седмицы Великого поста митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Троицком соборе Краматорска. После чтения канона владыка обратился ко всем присутствующим с архипастырским словом.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Первая седмица Святой Четыредесятницы — это дни, когда традиционно в храм собирается много людей, чтобы святые слова, которые когда-то преподобный Андрей произнёс на закате своей жизни, молясь у себя в келье, произнести вместе с ним, обращаясь к Богу.
Пост — это время особенное, мы все это знаем. Чаще всего, когда речь заходит о посте, разговор начинается со слов о том, что можно или что нельзя есть. Это порядком уже всем надоело. К тому же, это абсолютно ничего о посте сказать не может. Вегетарианцы никогда не едят скоромную пищу, животного происхождения. Это их сознательный выбор. Но это не значит, что такой образ жизни делает человека добрее или каким-то особым образом его к Богу приближает.
Есть люди, которые ничего не едят вынужденно, находясь в каких-то обстоятельствах — крайняя бедность, тюрьма или что-то ещё. И это тоже не делает человека ближе к Богу только по факту того, что ему нечего поесть. Не говоря уже о том, что злые духи вообще ничего не едят, но, тем не менее, от этого ближе к Богу не становятся.
Хотелось бы на пост сегодня взглянуть с другой стороны. И прежде, чем мы с этой стороны начнём о нём говорить, я хотел бы вспомнить слова знаменитой песни, которая рассказывает о людях, идущих высоко в горы. Мне захотелось пост сравнить с походом в горы, с тем, что делают альпинисты, когда поднимаются на высокую вершину. В этой песне есть слова о том, что если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так, друга в горы с собой возьми.
Для чего нужно человека, по мнению автора, взять с собой в горы и определить, друг он или не друг, стоящий он человек или не стоящий? Когда человек находится высоко в горах, даже если не произошло какой-то аварийной, экстремальной ситуации, что кто-то упал или сорвался, или началась буря, или потеряли ориентацию, — что происходит с человеком? Он в течение многих часов — двенадцать, тринадцать, пятнадцать часов, иногда больше, иногда меньше — монотонно, непрестанно делает шаг за шагом вверх. И это требует от него максимума не только физических, но и душевных усилий. Кто ходил высоко в горы, меня поймёт.
Всё это время, все эти долгие часы, когда человек идёт в гору шаг за шагом, он борется с самим собой. Не с кем-то, не с горами, не с природой, а с самим собой, потому что через какой-то час пути у него начинают появляться мысли: «А я вообще нормальный человек, что снизу поднимаюсь сюда, наверх? А что я здесь сделаю? Кому я хочу что доказать? А зачем мне это нужно? А как тяжело идти и преодолевать самого себя, и этот следующий шаг делать! А не бросить ли всё и не повернуть ли назад?»
С этими мыслями человеку нужно бороться сначала. Потом приходят другие мысли: человеку кажется, что он уже никуда не дойдёт, ни вверх, ни вниз. Ему просто хочется остановиться и всё бросить — пусть уже остаётся так, как есть. Потом какая-то пустота может прийти, потом уныние. Но потом те, кто поднимаются на вершину, испытывают некую эйфорию. Она заставляет их забыть все те трудности, которые они преодолевали во время подъёма — а потом ещё и вниз надо спускаться.
Почему эту историю восхождения в горы, которую пережило много людей, можно сравнить с постом? Где здесь аналогия? Дело в том, что у поста есть одна замечательная сторона, ради которой каждому человеку в своей жизни стоит хотя бы раз попробовать попоститься серьёзно. Пост — это возможность узнать самого себя, кто ты такой есть. В первую очередь — по отношению к Богу.
Смотрите: Церковь предлагает нам не всю жизнь, а лишь какое-то небольшое время, сорок дней провести особенным образом. Особенным — это значит, таким, каким мы должны были бы, будучи христианами, всю свою жизнь жить: отказаться от каких-то излишеств, вести воздержный образ жизни. Это одна сторона. Запретить себе осуждение, гордыню, превозношение, празднословие.
Вы помните слова молитвы преподобного Ефрема Сирина? О чём мы просим Бога коленопреклоненно? Чтобы Господь отнял у нас дух праздности, уныния, любоначалия, празднословия, дал нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви, чтобы помог нам, увидев самих себя, перестать осуждать ближних.
Вот так, ради любви к Богу, попробовать провести какое-то короткое время. И когда мы начинаем всерьёз пробовать не просто чего-то не есть, а во всей полноте стать христианами, соответствовать своему христианскому званию, мы вдруг начинаем узнавать самих себя, кто мы есть на самом деле.
Задача не такая уж сложная. Ведь речь не идёт о том, чтобы, как мученики, пролить свою кровь за Христа и отдать свою жизнь. Речь не идёт о том, чтобы, как преподобные, уйти в пещеру и там до конца жизни в молитве, слезах, покаянии и посте провести время наедине с Богом. Речь не идёт о каких-то сверхъестественных подвигах, которые совершали апостолы, проповедуя Христа язычникам, безбожникам, людям, враждебно к ним настроенным, идя к ним с любовью, побеждая естественное человеческое чувство, которое возникает, когда тебя кто-то не любит или не хочет видеть. Что мы делаем? Нам хочется развернуться и уйти. Когда нас кто-то не принимает, обижает или оскорбляет, нам хочется или так же поступить в ответ, или подальше уйти от этого человека. А апостолы так не позволяли себе, потому что они хотели людям, которые их не любят, не понимают, оскорбляют, враждуют против них, сделать самое большое добро в их жизни — принести им Слово Божие, и делали это с огромной любовью.
Не этих подвигов сегодня от нас ждёт Церковь. Не подвигов мучеников, не подвигов преподобных, не подвигов святителей и апостолов. Просто попробуй недельку, две, сорок дней до Пасхи пожить, как подобает жить настоящему христианину, — не на словах, а на деле. Так, как мы понимаем, читая Евангелие, жития святых, как мы видим на примерах людей благочестивых. И что мы узнаем? Мы узнаем, что нам это тяжело сделать, мы увидим свою несвободу. Мы увидим, что грех стал частью нашей природы, что даже один день не празднословить или не осуждать, что даже один вечер постараться провести без обиды на ближнего и даже один раз сделать какое-то дело не для себя, а для другого, нам тяжело.
Нам захочется отступить, нам захочется бросить. К нам придёт уныние и скажет: да ну, я так всю жизнь не буду делать и не смогу, если мне так тяжело это сделать даже один раз. Здесь нужно обратиться к Богу с покаянной молитвой. Только когда мы по-настоящему узнаем самих себя, у нас появится настоящее покаяние — не просто как переговоры со священником, который накрыл нас епитрахилью, а как желание измениться, стать другими. Ради чего? Здесь тоже важно не перепутать. Только ради одного — ради того, чтобы показать свою любовь к Богу, показать: «Господи! Ради любви к Тебе я готов с самим собой, таким, какой я есть, бороться, с Твоей помощью, для того чтобы стать похожим на Тебя». И это будет настоящий серьёзный разговор о том, что такое Великий пост.
Это время, когда каждый из нас ради любви ко Христу делает попытку измениться, стать настоящим. Несмотря ни на какие обстоятельства, несмотря ни на какое прошлое, ни на какое настоящее. Изо всех своих сил, как человек, который в горах идёт, и ему каждый следующий шаг даётся с огромным усилием, ему нужно себя побороть, чтобы его сделать. Так и в духовной жизни.
Не получится легонько пробежаться и просто измениться ни с того, ни с сего. Мы, наверное, на своём опыте знаем, что мы попробовали когда-то усиленно поститься, молиться, делать добрые дела. За неделю ничего не изменилось, и мы приуныли, сказали: ну а зачем нам это нужно? Мы же за неделю другими не стали. И люди, чаще всего, вообще бросают всякий подвиг ради Бога, всякое духовное усилие и всякий труд.
Очень важно постоянство, усердие и какие-то небольшие ежедневные шаги, которые мы хотим сделать ради Бога, ради любви к Нему. Каждый раз, когда вам трудно, вы сами себе должны говорить: «Но это же ради любви к Тебе, Господи! И я постараюсь. Даже если не получилось один раз, я буду пробовать снова и не остановлюсь до тех пор, пока что-то в моей жизни не изменится». И эта решимость Богу приятна. Она свидетельствует об искреннем желании переменить свою жизнь ради Него и научиться всему тому, чему мы хотим научиться, следуя за Христом.
Дай Бог, чтобы это время поста стало для нас временем перемен, чтобы этих перемен мы ждали не от других людей, не от окружающих, а в первую очередь от самих себя. И пусть Милосердный Господь каждому из нас поможет в этом благом деле. Я призываю на всех вас Божие благословение. Храни вас Господь!