26 августа 2018 г.
Митрополит Митрофан: Жизнь без башни саморазрушительна
В Неделю 13 по Пятидесятнице, день отдания праздника Преображения Господня и памяти святителя Тихона, Задонского чудотворца, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в храме Спаса Нерукотворного Образа Горловки. По окончании богослужения владыка обратился в присутствующим с архипастырским словом.
Когда мы слышим евангельскую историю о злых виноградарях, она ставит перед нами ряд вопросов. Любая притча — это иносказание, рассказ, размышляя над которым, человек должен задуматься о тех реальных событиях, которые происходят в его жизни. С одной стороны, нас утешает то, что напрямую этот рассказ относится к конкретным людям, современникам Спасителя — вождям, книжникам и фарисеям, которые, получив от Бога дары, должны были приносить плоды. Они эти плоды себе присвоили, и зная, что они неправы, что этих плодов Хозяин потребует, сначала всех Его посланников выгнали, а потом убили и Сына-наследника.
Спаситель рассказал эту причту незадолго перед Своими крестными страданиями. Мы видим, что те, кто совершил убийство, поступили так не потому что они не знали, Кто пришёл к ним, а напротив, потому что знали. «Мы присвоим всё себе, а Его просто нужно убить, чтобы Он больше не приходил и ничего не требовал». Этот очевидный и страшный смысл ставит перед нами вопрос: как можно до такого состояния дойти? Как получилось, что те, кто должен был виноградник возделывать, приносить плоды, повиноваться Хозяину, Который им ничего плохого не сделал, убивают Его Наследника?
Этот вопрос касается напрямую каждого из нас. Мы с вами свою жизнь тоже можем рассматривать как дар Божий, как виноградник. Обязательно наступит время, когда Хозяин попросит от него плоды. Ответ, какие плоды он принёс, давать придётся каждому человеку. Кроме самого виноградника, нам даётся то же самое, что и людям, которые жили перед нами: и ограда, и башня, и точило — всё необходимое, чтобы приносить плоды вовремя.
В ветхозаветные времена под башней подразумевалась вера в грядущего Мессию. Если бы у человека спросили, что самое главное, он мог бы ответить: «Самое главное — дождаться, когда придёт Христос, и жить так, чтобы это пришествие скорее наступило». Если это уходило из жизни ветхозаветного человека, то можно считать, что башня разрушилась, смысл жизни потерялся.
Оградой были десять заповедей — нравственный закон, который был дан Моисею. Следуя ему, человек становился порядочным, его жизнь приобретала нравственный смысл. За их исполнение Бог обещал благоденствие, здравие — самое важное для человека на земле. Люди, исполняя эти заповеди, приобретали те качества, благодаря которым они могли стать тем народом, к которому придёт Мессия. Для того чтобы это исполнилось, должны были быть у народа учителя, наставники, которые, во-первых, сами бы этот плод приносили, жили по заповедям, а во-вторых — учили людей, чтобы они от этих заповедей не отступали, не теряли в своей жизни самого главного.
Произошло наоборот. Башня не пригодилась, потому что во главу угла люди поставили не ожидание Мессии, а своё земное благополучие. При этом разрушили ограду, забыв о заповедях Божиих. Естественно, никаких плодов — ни любви к Богу, ни любви к ближнему, ни добрых отношений — такая жизнь принести не могла.
Когда Бог через пророков напоминал людям о том, что должно быть в жизни самым главным, это вызывало раздражение. Как свет, когда попадает в больные глаза, причиняет боль, так и напоминание об истинном предназначении, смысле жизни народа раздражало тех, кто должен был об этом не только сам знать, но и других научить. Самое страшное произошло тогда, когда пришёл Спаситель. Они Его узнали, ошибки не было. Они просто не захотели с Ним делить свою жизнь, не захотели ничего в ней менять. Им лучше было бы, если бы Его не было.
До такого состояния может дойти душа каждого человека. Мы с вами можем по историческому праву называться христианами и даже внешне соблюдать церковные правила, но быть людьми, которые не готовы приносить духовные плоды. Такие люди, внешне соблюдая закон и правила, никого не любят, никому не прощают. Для них Бог — это лишь средство для получения земных благ, которому они ничего не должны и которое в своей жизни ставят на последнее место.
Мы не можем успокоиться и сказать себе: «Раз мы в своей жизни уже когда-то исповедовались, причащались, прочли Евангелие, мы теперь уже избранный народ и принесли те плоды, о которых сказано в Священном Писании». Всё может поменяться в один день, если ограда разрушена, если башня упала. Есть молодёжное выражение «башню снесло» — о человеке, который забыл, что он человек, и совершает какие-то поступки, глядя на которые можно подумать, что он сумасшедший. Когда Бог из нашей жизни уходит, именно это с нами и происходит. Ограда разрушена, когда мы нарушили какую-то из заповедей, перестали обращать на них внимание и сами свою жизнь этим ломаем.
Нет ничего, чтобы могло бы этот процесс остановить. Нужно снова башню ставить на своё место и делать её центром. Нужно восстанавливать ограду, которая разрушена, чтобы воры не приходили и не расхищали то, что за этой оградой находится. Только так мы можем сохранить себя для того, чтобы приносить плоды.
Нужно постоянно за собой следить, постоянно самих себя спрашивать: «Плоды есть какие-то в жизни? Я кого-то люблю кроме себя самого? Бога я не забыл? Не поставил Его на последнее место в своей жизни? Любовь к ближнему не пустой для меня звук? Заповеди Божии не забыл ли, не перестал ли их соблюдать?» Если мы находим в себе непорядок, надо обязательно это исправлять. Если квартиру ограбили, нужно вставить новый замок и дверь восстановить, чтобы не ходил там кто попало. Так и с заповедями: если ты нарушаешь их, то нужно исправить свою жизнь, вернуться в рамки, иначе жизнь разрушится полностью. Если Бог не на первом месте, если эта башня сломана, её нужно восстанавливать, иначе получится то, что получилось с теми, кто убивал пророков и в конце концов осознанно убил Хозяина виноградника.
Мы знаем не только примеры преображения людей, но и случаи, когда люди доходили до таких низостей, которых от них никто не ожидал, потому что пренебрегали тем, о чём я только что сказал. Нужно следить, чтобы с нами такого не произошло, задавать себе вопросы, прежде чем их задаст кто-то другой. Если нам после смерти нечего будет на них ответить, будет уже поздно. Эта притча и дана нам для того, чтобы с нами так не произошло.