Протоиерей Владимир Шутов
Может ли обычный человек увидеть нетварный свет?
В праздник Преображения Господня мы вспоминаем о том, как апостолы Пётр, Иаков и Иоанн на горе Фавор увидели Бога как Он есть. О подобном опыте свидетельствует ряд святых нашей Церкви. Где наше место в этих реалиях? Может ли обычный православный христианин увидеть нетварный свет? Рассуждает протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново.
Кто, почему и зачем видел Бога?
Сразу отвечу на этот вопрос так, как отвечает на него Священное Писание: да, человек может увидеть нетварный Божественный свет, но к этому надо подготовиться. Если обратиться к Священной истории, то увидим, что Адам и Ева имели возможность беседовать с Господом Богом и видеть Его, а после грехопадения утратили её. В Священном Писании сказано: «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая» (Быт. 3:8). Грех мешает человеку видеть Бога. Господь говорил в Нагорной проповеди, что чистые сердцем опять смогут увидеть своего Творца: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).
Если вспомним преображение Господа на Фаворе, когда три апостола сподобились войти в сферу этого Божественного света и услышать голос Бога Отца, то надо обратить внимание, что они были уже подготовлены к тому, чему стали свидетелями. Ученики Христовы взирали на Него не своими телесными глазами, которыми невозможно даже на солнце смотреть. Естественно, и нам Божественный свет просто так увидеть невозможно, для этого нужно подготовиться, очистить себя. Но это реально, и мы видим это на примере апостола Павла. Когда он шёл в Дамаск, чтобы гнать христиан, его озарил Свет, от которого он ослеп. Потом Господь направил Павла к священнику в Дамаск, чтобы тот исцелил его, после чего апостол остался служить Церкви.
Иоанн Богослов в своём первом послании так обращается к христианам: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2). То есть невозможно находиться в Царствии Божием, общаться с Господом — и оставаться слепыми, не видеть Того, с Кем мы общаемся. Значит, для нас это возможно. Об этой возможности все мы напоминаем себе в молитвах. Например, в одной из утренних, где говорится о славе будущего века: там нас ждёт «неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную». В первой молитве после причащения повторяем то же, только иными словами: там будет «празднующих глас непрестанный и бесконечная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную». То есть от созерцания Божества мы будем иметь постоянную радость.
Однако надо заметить, что в земной жизни не каждый святой мог созерцать свет Божией благодати. Святой Силуан Афонский очень хотел увидеть Бога и постоянно молился о том, чтобы Он ему явился. И когда он совсем уже отчаялся и подумал: «Ты неумолим!» — ему явился Господь. Святой утверждал, что если бы это продлилось на несколько секунд дольше, чем было дано, он бы не смог этого выдержать, а просто как свечка растаял: это такие доброта и любовь, выдержать которые невозможно.
Одно из самых фундаментальных свидетельств о нетварном свете — это учение епископа Григория Паламы, закреплённое в «Святогорском томосе в защиту священнобезмолвствующих». Его составил сам святой в XIV веке, а подписали старцы и игумены Святой Горы Афон. В томосе говорится о нетварном (не сотворённом) происхождении света, и это учение документально закреплено Православной Церковью. В самом его начале святитель Григорий пишет: «В защиту священно безмолвствующих, против тех, кто, не имея опыта, не веря святым, отвергает неописуемые таинственные действования (энергии) Духа, которые действуют в живущих по Духу и обнаруживают себя деятельно, а не доказываются рассуждениями».
Мы имеем свидетельства в Священном Писании, Священном Предании, истории Церкви, что Господь в разных ситуациях в разное время являл людям Свой нетварный свет, о чём они оставили свои свидетельства. Нам нужно, опираясь на этих свидетелей, стараться жить богоугодной жизнью, по заповедям Божиим, очищать свои сердца и знать, что мы тоже преобразимся благодатью Духа Святого и в будущем веке сможем лицезреть неизреченную красоту лица нашего Творца и Спасителя.
К чему разумно стремиться христианину?
Многие из тех, о ком мы упоминали, не начинали с праведности — тот же апостол Павел был гонителем христиан. Эти люди не ставили целью увидеть нетварный свет, они хотели очистить своё сердце, избавиться от греха, плохих привычек — и постепенно Господь стал являть им действие Духа Святого. Это путь каждого христианина, и каждому на этом пути возможно дойти до видения нетварного света. Так же, как бессмертие, воскресение мёртвых — для всех. Но над этим надо серьёзно трудиться.
Кроме того, надо понимать: это всё-таки действие будущего века. Не надо ставить перед собой цели такого плана: «После праздника Преображения в течение нескольких месяцев увидеть Нетварный свет». Задачи должны быть реальные — но они уже поставлены, мы молимся об их исполнении: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Там, в будущем веке, с преображёнными органами зрения мы сможем видеть Господа Бога. А здесь, как говорят старцы, «лучше видеть свои грехи, чем ангелов». Всё начинается со зрения своих собственных грехов. Потом начинаешь себя исправлять. На месте грехов, от которых сознательно отказался, появляются добродетели. Потом укрепляешься в добродетелях, и они становятся смыслом твоей жизни, и так далее — всё последующее приходит само.
Нужно идти потихоньку и знать, что нас ждёт. Не зря прошения святых отцов о том, чтобы узреть Бога, вошли в утренние молитвы: мы чаем, что будет время, когда мы переселимся в чертоги Господа и увидим Его. Если бы это было неправдой, мы бы каждое утро этого не читали, не заряжались бы силами и вдохновением от этих слов. Мы знаем, что встретимся с Богом, и это настраивает нас на борьбу с грехом. Что касается нашей нынешней земной жизни — кому нужно, тот увидит нетварный свет, но всем видеть его необходимости нет. У нас есть необходимость причащаться: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:54). Мы должны причащаться, должны очищать своё сердце.
Ещё раз повторю: нам не нужно ставить себе сверхзадачу, не надо думать, что если не увидели при жизни нетварный свет, то всё, не спасёмся. Надо понимать, что мы к этому придём в вечности. Кто богоугодно живёт, тот и теперь может его увидеть. Современному человеку не нужно на этом слишком заострять внимание. Мы все преобразимся, причём не только органы зрения, но и слух, и тело, и душа, и все наши чувства. Мы переместимся в совершенно иные реалии, где не будет времени, и надо будет привыкать к такой жизни. Сейчас нам не надо унывать из-за того, что мы чего-то не видим. Нетварный свет — это действие Божественной энергии. У нас достаточно других действий благодати Духа Святого, мы все живём Им — разве этого мало? Будем же призывать Его и просить, чтобы Он пришёл и очистил нас от всякой скверны!
Записала Екатерина Щербакова