Протоиерей Константин Лисняк, священник Михаил Фоменко
Можно ли молиться об упокоении кремированных?
Почему православные негативно относятся к кремации? Какая разница, как распорядятся телом после нашей смерти? Что будет с теми, чьи тела сожгли, после Второго пришествия? Священник Михаил Фоменко, настоятель Пантелеимоновского храма Горловки, помог разобраться в проблеме.
Молитвы об усопших упоминаются ещё в Ветхом Завете. В одной из книг Маккавеев есть дивное повествование о том, как вымаливали души умерших. Эта традиция не только освятилась Новым Заветом, но даже приобрела новый смысл и характер. У нас есть Тело и Кровь Христовы, которыми мы соединяемся — и живые, и усопшие. Когда священник опускает частицы в Чашу, он молится о том, чтобы Господь омыл грехи тех, кого люди поминают в своих прошениях, независимо от того, живы они или умерли.
Как человек умер — не наше дело. Наше дело — молитва к Богу о душе усопшего. Традиция погребения умершего в землю установлена Богом: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). А сжигание тел после смерти у православных не принято. Церковь не благословляет этого делать. Святитель Николай Сербский говорит о том, что сжигание человека — это поругание над ним. Многие другие святые отцы утверждают, что сожжение тела — это кощунство, ведь оно даётся человеку, чтобы быть домом для души. Господь связывает душу и тело. Мы с вами должны очень благоговейно относиться к последнему, ведь мы к нему вернёмся.
Верующие люди стремятся поступать с усопшими так, как об этом сказано в Библии, а к сожжению тела негативное отношение возникло ещё и потому, что язычники-гонители сжигали тела христианских мучеников. Кроме того, такой способ погребения напоминает о геенском огне, поэтому многие верующие люди негативно относятся к кремации.
В разных странах хоронить усопших принято по-разному. Например, в Японии по законодательству положено умерших именно сжигать. В Западной Европе это тоже принято. Церковь этого не поощряет, но и не запрещает молиться об этих людях. К молитве о ближних нас призывает Сам Господь: Он молился и нам это заповедал.
Смерть — это ещё не конец. Во Второе пришествие Христа люди оживут, об этом написано и в Ветхом, и в Новом Завете. В книге Откровения Иоанна Богослова говорится о том, что Бог может создать плоть человека из всего: из огня, воды, праха, глины. Мы с вами должны взирать на то, как относиться к телу после смерти, с точки зрения Священного Писания. Если человека похоронили не так, как принято в христианской традиции, это ни в коем случае не значит, что мы не можем о нём молиться. Наоборот, мы обязаны молиться о всяком усопшем человеке, который нам близок и дорог. Церковь молится «о всех от века почивших православных христианах».
Не нужно отчаиваться, если вашего родственника или близкого кремировали или он погиб в огне. У Бога все живы, Он знает намерения умершего — как и побуждения тех, кто распоряжался его телом после смерти. Помолиться о нём можно всегда, а это самое важное для души каждого человека.
Комментирует благочинный Соледарского округа протоиерей Константин Лисняк:
Человек — это уникальное создание, принадлежащее одновременно двум мирам: материальному земному и духовному небесному. Согласно христианскому мировоззрению, временна земная жизнь — это подготовка к вечности. В Священном Писании говориться о Втором Пришествии Христа, о всеобщем воскресении мёртвых и жизни будущего века. Из этого следует, что в человеке всё ценно, но душа бессмертна по природе, а тело переживёт некую трансформацию.
В Священном Писании сказано: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). Все Авраамические (монотеистические) религии выступают против странной современной тенденции кремации тел умерших.
Кто бывал на этой процедуре, испытывали смущение и страх. А ведь совсем ещё недавно всё было иначе! Усопших омывали, одевали в чистую или новую одежду, всю ночь читали Псалтирь под святыми образами, совершали отпевание в храме, а потом предавали тело земле. Кладбищенские храмы своим присутствием ясно говорят о святости места погребения усопших: это место будущего воскресения.
Вопрос кремации — проблема, в основном, мегаполисов. Вопрос, как дешевле и быстрей всё сделать, сегодня на первом плане, однако верующий человек обязательно должен говорить, что он против кощунственного надругательства над телом умершего. Но как же быть с церковной молитвой о кремированных?
Церковь, как всегда, с терпением и снисхождением относится к человеческой слабости. Наши священники совершают погребение даже в таких случаях, напоминая всё же родственникам о том, что тела наши — это храмы: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа?» (1 Кор. 6:19).
В отношении родных к похоронам как в зеркале отражается отношение к покойному при жизни. Любящему сердцу не безразлично, где покоится близкий человек, что с ним, какова его загробная участь. Молитва об усопших — это проявление деятельной христианской любви. Бог дал нам возможность в молитве как бы протянуть руку помощи нашим родным, которые перешагнули порог вечности, и эта помощь простирается даже за пределы нашей земной жизни. Наша молитва, по милости Божией, способна изменить загробную участь наших близких.
Записала Екатерина Щербакова