Мария Цырлина
Мудрость царей: книга Премудрости Соломона
Как много зла в этом мире! Порой кажется, будто Бог покинул его. Неужели не найти Его на этой земле? Почему многие ищут и не находят? Он обретается неискушающими Его и является не неверующим Ему. Ибо неправые умствования отдаляют от Бога, — говорит книга Премудрости Соломона (1:2-3). Это настолько мудрый философский трактат, что учёные спорят, действительно ли он относится ко времени Соломона: не зародились ли его мысли в эпоху расцвета поздней древнегреческой философии, в пылу споров с гедонистами и этикой Аристотеля? Книга Премудрости Соломона отвечает на фундаментальные вопросы, задаваемые во все эпохи всеми людьми: откуда в мире зло и смерть и случайны ли мы на этой земле?
Жизнь как неслучайность
Неправо умствующие говорили сами в себе: «коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти, и не знают, чтобы кто освободил из ада. Случайно мы рождены и после будем как небывшие (Прем. 2:1-2). Многие и сегодня рассуждают так. Что такое наше рождение? Оно подобно всем животным. Вот и царь Соломон соглашается с этим:
Я в утробе матерней образовался в плоть в девятимесячное время, сгустившись в крови от семени мужа и услаждения, соединенного со сном, и я, родившись, начал дышать общим воздухом и ниспал на ту же землю, первый голос обнаружил плачем одинаково со всеми, вскормлен в пеленах и заботах; ибо ни один царь не имел иного начала рождения: один для всех вход в жизнь и одинаковый исход (Прем. 7:2-6).
Действительно ли наше бытие — случайность? Сразу за этими строками автор книги Премудрости продолжает: Я молился, и дарован мне разум; я взывал, и сошел на меня дух премудрости… Она есть дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя (Прем. 7:7, 22-23, 25).
Может ли песчинка, возникшая в мире случайно, заслуживать богоподобия и общения с Творцом этой вселенной? И как могло бы пребывать что — либо, если бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою? (Прем. 11:26) — рассуждает премудрый автор книги. Жизнь созданного лично Богом и желанного Им творения омрачает лишь одно: необходимость умирать.
Когда смерть… пройдёт
Что же остаётся делать человеку, обречённому на смерть? Будем наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью; преисполнимся дорогим вином и благовониями, и да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни; увенчаемся цветами роз прежде, нежели они увяли (Прем. 2:6-7)?
Гедонизм терпит крах сам по себе, без аргументов и философских доказательств. В определённый момент он становится пиром во время чумы, неуместной показухой, пляской сумасшедшего на фоне разумной истины жизни и тайны смерти.
Если смертью всё заканчивается, нет никакого смысла в правде и соблюдении заповедей — рассуждает книга Премудрости. Она рушит картину мира древнего человека. На земле нет воздаяния за праведность, верность заповедям и добрые дела, на которое так надеялись ветхозаветные праведники. Увы, нечестивцы благоденствуют и торжествуют, а живущие по закону Божию терпят лишения. В масштабах нашего земного бытия нет никакого смысла придерживаться правил. Неужели этому миру суждено погрузиться в беззаконие и анархию? К этому неизбежно должны прийти исповедующие гедонизм древнегреческие философы.
В отличие от материалистической греческой философии, картина мира в древнееврейской книге Премудрости выходит за пределы видимой реальности. Это рывок из горизонтально выстроенной и тщательно выверенной логической цепочки рассуждений вверх. Здесь заканчивается логика и начинается то, что не подвластно ей. В этом новом измерении нашего бытия смерть оказывается всего лишь условностью.
Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле (Прем. 1:13-14). «Царство ада»… Порой именно так хочется назвать то, что мы видим вокруг. Откуда же взялось всё это, если оно не было сотворено? Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его (Прем. 2:23-24).
Зло, грех и смерть — вещи одного порядка. В полном смысле слова они не существуют. Как зло — отсутствие добра, тьма — отсутствие света, так и смерть — лишение источника жизни. Как только восторжествует добро, зло исчезнет. Когда воссияет свет, тьма рассеется. Когда Жизнь станет всё во всём, мы забудем о смерти.
В свете этого нового измерения, о котором не знали греческие философы, всё становится на свои места. Жизнь с Богом или без Него, по заповедям или в анархии беззакония — наш выбор той реальности, в которой мы остаёмся навсегда.
Верно ли, что Бог использует смерть как орудие для наказания грешников? Нет, книга Премудрости говорит о том, что часто нечестивые живут долго на этой земле, а праведники умирают рано. Бывает и наоборот, но в свете вечности это не важно. Ведь все умершие в надежде на Господа во время воздаяния воссияют как искры, бегущие по стеблю (Прем. 3:7).
Апокалипсис Соломона
Книга Премудрости подробно рассказывает о воздаянии. Она исполнена ожидания скорого Суда Божия. На её страницах — ликование о приближающейся победе над злом и описание апокалиптической последней битвы, когда праведные завладеют доспехами нечестивых.
Он возьмет всеоружие — ревность Свою, и тварь вооружит к отмщению врагам;
облечется в броню — в правду, и возложит на Себя шлем — нелицеприятный суд;
возьмет непобедимый щит — святость;
строгий гнев Он изострит, как меч, и мир ополчится с Ним против безумцев.
Понесутся меткие стрелы молний и из облаков, как из туго натянутого лука, полетят в цель.
И, как из каменометного орудия, с яростью посыплется град; вознегодует на них вода морская и реки свирепо потопят их;
восстанет против них дух силы и, как вихрь, развеет их.
Так беззаконие опустошит всю землю, и злодеяние ниспровергнет престолы сильных (Прем. 5:17-24).
Что ждёт нас после всего? Праведники живут вовеки; награда их — в Господе, и попечение о них — у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею (Прем.5:15-16). Нечестивые в сознании грехов своих предстанут со страхом, и беззакония их осудят их в лице их (Прем. 4:20). Их будет судить та самая Премудрость, Которую они не захотели стяжать…