Протоиерей Сергий Фоменко
На пути к вершине поста
Сейчас, во время Успенского поста, мы должны быть особо внимательны к своей душе. В течение двух недель последнего месяца лета, говоря словами поэта, надо призадуматься о том, «кто мы такие, и для чего живём и ходим по земле». Что главное в посте и как настроить себя на духовную жизнь?
«Господи, почему мы постимся, а Ты не видишь?»
Какие нужно прилагать усилия, чтобы Господь увидел наш пост и услышал нас? Во-первых, надо понимать, что такое истинный пост. Бывает, людям задаёшь вопрос, в чём же заключается его сущность, а в ответ слышишь: «Не кушать мясо!» Но это глубоко ошибочно! Пост — совсем другое. Необходимо быть на посту своей души, не впускать туда злые помыслы, завистливые, корыстные мысли, не вынашивать коварные идеи. Именно таков настоящий пост, он призван ограждать нас от совершения грехов в делах и помыслах. А скоромная пища, знаете ли, это второстепенный момент, который поддерживает человека в состоянии немощи. Ведь Господь как сказал? «В немощи вашей — сила моя!»
Чтобы Господь нас услышал, нужно действительно держать пост, не впуская в душу грязные, ненужные мысли. Тогда и молитва будет чистая, Богу, Богородице и святым угодникам приятная. Почему нам предлагается двухнедельный Успенский пост? Потому что Божия Матерь тоже всю жизнь пребывала в посте, Она была не праздна. У Неё не было никакой праздности, в земном бытии она не имела таких вещей, какие есть у нас. Пречистая Дева Мария вела совсем другой образ жизни. Мы в знак Её почитания пытаемся хотя бы две недели прожить Её жизнью, тоже постимся до дня Успения Божией Матери.
Почему Успение Богородицы — праздник?
Смерть мы не празднуем. Смерть — это дверь, через которую человек входит в потусторонний мир. У Божьей Матери было Успение, что значит «уснуть», она просто «яко уснула». А после, когда пришёл апостол Фома попрощаться с Богородицей, то на одре Её не оказалось, потому что Она была вознесена на Небо. То есть о смерти Божьей Матери мы тут не говорим, речь идет о Её Успении.
Применительно к православным христианам мы же не говорим «умер», а называем отошедшего в мир иной усопшим. То есть наступил переход из земной жизни, подобный сну. А смерть в христианстве — это ад! Потому Успение ни в коем случае не связано со смертью. Просто бытует такое мнение от незнания славянского языка, когда одно и то же слово может иметь совершенно другое значение. Успение, хотел бы ещё раз подчеркнуть — «яко сон».
Божия Матерь погрузилась в сон, и апостолы видели, что Господь Пресветлую душу Её забрал. А когда хоронили Богородицу, и процессия шла на кладбище, чтобы совершить положенные обряды, один безумец пытался опрокинуть гроб с телом Божией Матери, но Ангел отсёк его руки. После покаяния руки этого нечестивца вновь приросли.
Через некоторое время пришёл апостол Фома со словами: «Не верю, покажите, где Божья Матерь». Отворили гроб, а Её там нет! Вскоре после этого боговдохновенные апостолы увидели Царицу Богородицу, спускавшуюся с неба со светозарными Ангелами. Вот о чём повествует нам Святое Писание.
В каждом храме совершится праздничная церковная служба, затем состоится чин погребения Божией Матери. Мы вспомним о том, как апостолы несли хоронить тело Пречистой Богородицы, в честь Её погребения пройдёт крестный ход вокруг храма. Так будет происходить в каждом храме, поскольку Устав Церкви один для всех. Некоторые различия могут быть, например, во внешнем виде прихожан: скажем, в одежде женщин будет заметно преобладание голубого небесного цвета.
Насколько люди ушли от правильного понимания поста?
Вообще, Успенский пост начинается с выноса Креста Господня, посредине храма кладётся Крест, и служба неразрывно связана с Крестом — то есть вспоминаются крестные страдания Христа. Этот пост ассоциируется также с сопереживанием крестным мукам, которые Христос перенёс во время последних дней Своей земной жизни. Но на Успенский пост приходится ещё и праздник Преображения, имеющий отношение вообще к Великой Пасхе! В это время, ещё раз повторюсь, мы должны быть на посту своей души. То есть стремиться не допускать грехов, как не допускала их Божья Матерь. А, стало быть, подражая образу Пречистой Богородицы, мы тоже постимся хотя бы две недели.
Я не могу выступать в роли судьи, ведь сами знаете, как сказано: «Не судите, де не будете судимы». Но должен заметить вот что. Бывает, встречаясь с простыми людьми, я поражаюсь тому, какой они ведут пост. Мне остается только равняться на них. Казалось бы, посмотришь со стороны — обычные, простые люди. Но они Библию, молитвы читают (читают душой и сердцем, а не просто вычитывают), добросовестно работают, соседям помогают, ладят между собой. Они против ссор, потому что не хотят впускать в душу нечистое. Но когда иной раз включаешь телевизор, на экране видишь иную картину, совсем других людей. Но мы не вправе их осуждать, за них тоже надо молиться. Ведь искренняя, сердечная молитва — неотъемлемая часть поста.
Гробница Богородицы в Иерусалиме
Почему в Евангелиях мало говорится о Божией Матери?
Евангелие — это Благая Весть о пришествии в мир Иисуса Христа, Сына Божия, о Его земной жизни, крестных страданиях, погребении, Воскресении и Вознесении. А Божия Матерь ближе всех ко Господу. Мы обращаемся к Ней за помощью, прося умолить Сына Своего, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в той или иной ситуации. О Пресвятой Богородице существуют отдельные книги, где подробно описывается Её земная жизнь. То есть Матерь Божия ничем не ущемлена, Она участница пришествия Христа и последовавших затем событий. Кстати, вспомните, как в Евангелии написано: «Когда Пречистая Дева Мария навестила свою родственницу Елизавету, и они вели беседу, то Елизавета воскликнула: „Матерь Господа моего пришла ко мне!“» Вот это самое величайшее, что можно написать в Евангелии о Пречистой Богородице. И тут ничего не добавить и не убавить.
Как правильно встретить день Успения?
По церковному уставу. То есть прийти в храм на службу, заранее подготовившись к Причастию. Ведь Причащение Святых Христовых Таин — это зримое, реальное участие в трапезе Господней. Господь рукою священника причащает каждого в день Успения Божией Матери. Это великий праздник для человека, когда самое главное — литургия и Причастие. А по возвращении домой у каждой семьи свои традиции, тут на столе могут быть всевозможные блюда, и даже разрешается вино. Можно выпить вина, но не забывайте — всё хорошо в меру!
Беседовали Андрей Ефименко, Витольд Надеждин
Источник: Лиманская сторона