Нафанаил и Торжество Православия
В Неделю Торжества Православия в храмах читается евангельское зачало о призвании апостолов Филиппа и Нафанаила (Ин. 1:43-51). Последнего Спаситель назвал израильтянином, в котором нет лукавства. Почему это важно и какое отношение имеет к победе над ересями? Об этом — настоятель храма Озерянской иконы Богородицы протоиерей Владислав Шестаков.
На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
В первое воскресенье Великого поста Православная Церковь празднует Торжество Православия. Свою историю этот праздник начинает с девятого века. Сначала это был день окончательной победы над иконоборчеством. Затем формат праздника значительно расширился, и теперь он представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. Тематика праздника нашла своё выражение в торжественной службе, где утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления, принятые на Вселенских Соборах ранее. Впервые такая служба прошла в 843 году, 19 февраля, на которое как раз пришлось первое воскресенье Великого поста.
В этот день в православных храмах за литургией читается отрывок из первой главы Евангелия от Иоанна. Там описано призвание двух людей — Филиппа и Нафанаила из города Вифсаиды, которые затем стали учениками Христа. На первый взгляд этот отрывок не представляет особой ценности — обычное рутинное описание событий. Но почему именно этот текст читается сегодня в храмах?
Дело в том, что жизнь Церкви — это не только её общая история в целом. Церковь — это одна большая семья, а жизнь семьи складывается из жизней каждого из её членов. Задача Церкви — помочь каждому найти, увидеть Бога в своей жизни и построить с Ним свои личные отношения. В Церкви, как в семье, для этого есть все соответствующие условия. У неё есть опыт, устав, традиции, история, вероучение, богослужение и таинства. Это огромное богатство, но оно приносит пользу только в том случае, если его беречь и правильно им пользоваться.
Нельзя, чтобы кто-то пользовался достоянием семьи в своих корыстных целях. Польза и корысть — совершенно разные понятия. Нельзя также, чтобы кто-то в семье разрушал то, что уже построено до него. Задача каждого — всё это сохранять и продолжать строить дальше. Такой принцип развития единственно правильный. Когда так происходит, то каждый в это развитие вкладывает частичку себя. Таким образом формируется то достояние, которым пользуемся мы и все, кто будет после нас.
Иногда, к сожалению, находятся и те, кто спекулирует этим богатством, использует его лишь в своих целях, ничего при этом не вкладывая, а только разрушая и расхищая. А чтобы оправдать как-то свои действия, нужно законы и порядки, по которым живёт семья, исказить, подмять их под себя. Если так поступает даже один, то страдает вся семья, весь организм, и в Церкви таких примеров немало. История сегодняшнего дня именно об этом нам и говорит.
Любая ересь начинается с человеческих амбиций и ошибок. Ошибку можно исправить, но для этого сначала нужно признать, что ты ошибся. А это может сделать далеко не каждый. Тот, кто не хочет свою ошибку исправлять, будет пытаться её как-то завуалировать, назвать чёрное белым. Такой подход совершенно не новый — первым его изобрёл и использовал дьявол. Вспомним его разговор с Евой в раю. Что из этого вышло?
Затем, чтобы помочь человеку совсем не погибнуть, Бог дал правила жизни — заповеди. Он словно забором оградил Свой народ, чтобы внутри него люди находились в безопасности. И что они сделали с заповедями? Иудеи пропустили их через призму лжи и лицемерия. Остались только буквы и внешняя форма. За это Христос их очень часто упрекал. А ведь и распяли они Его только лишь за то, что он говорил не так, как им нравилось, не лицемерил, а называл вещи своими именами.
Христос приводит Нафанаила в сегодняшнем евангельском чтении как пример того, какими Он хотел видеть всех израильтян. Они должны были принять Его без лукавства. Бога невозможно подмять под себя, можно только Ему покориться. Евреи этого сделать не захотели, им это было невыгодно. Но если люди так поступили со Христом, то не будут ли они так поступать и с учениками Христа? Конечно, будут, и Спаситель об этом предупреждал своих учеников. Таких примеров много: это и жизнь святого Иоанна Крестителя, и жизнь апостолов, и вся жизнь Церкви.
Быть учеником Христа — это значит быть готовым идти против течения, против лицемерия и лжи. Но если у Церкви такая судьба, то в чём же тогда торжество? Церковь существует не сама по себе. Её создал Христос, и Он ей сообщает Свою Божественную благодать и силу. А если с нами Бог, то какая неправда может быть нам страшна?