Протоиерей Александр Александров
Нужно ли целовать хвост дракона?
Есть такой анекдот: старушка всю жизнь ставила по две свечки перед иконой Георгия Победоносца. Когда её спросили, зачем это делать, она ответила: «Ну неизвестно же, куда я попаду после смерти. Своих надо везде иметь!» Протоиерей Александр Александров, настоятель храма св. Марии Магдалины в Горловке, объясняет, почему эта стратегия — огромная глупость.
Упомянутый анекдот не настолько абсурден, как может показаться на первый взгляд. В той или иной мере так себя ведут многие люди. Вспомним, например, крещенские гадания. Казалось бы — как можно совместить праздник Крещения Господня и гадания, если Господь Сам говорит о том, что мерзок перед Ним всякий гадающий и волхвующий? Также можно вспомнить обычай «кормить домового», когда тому ставят кашу или другую еду, или нынешнюю моду носить на руке красные ниточки, что некоторые исследователи относят к культу Ваала — одному из самых мерзких культов, о которых написано в Ветхом Завете. Плевки через левое плечо, стук по дереву и тому подобное — всё это делают люди крещёные и даже воцерковлённые. К сожалению, это наша реальность.
Есть ли в мире равные силы добра и зла, противопоставленные друг другу?
Священное Писание говорит нам, что нет. Никаких двух сил — добра и зла — в жизни человека не существует. Есть Бог, и там, где Его нет, есть зло. Зло — это отсутствие добра. Мы читаем в Священном Писании, что Бог един, и нет других богов кроме Него. Например, в Новом Завете: «Один Пастырь» (Ин. 10:16), «Один Господь» (Еф. 4:5), «Господь всех» (Деян. 10:36). В Ветхом Завете Господь даёт заповедь пророку Моисею: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:3) — не может в жизни человека быть несколько господ, которым он служит.
Вообще, сравнивать Бога не с кем и не с чем. Он Несравненный, любое сравнение, даже самое величественное, уже будет уничижать Его. Даже если мы скажем, что дьявол — это камешек, а Господь — вселенная, это всё равно будет оскорбительно для величия Божия. Потому говорить, что кто-то служит и вашим и нашим, неверно. Дьявол — это не то существо, которое можно сравнивать с Господом, это изначально проигрышный вариант. Сам Господь говорит: «ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне» (Ис. 46:9). Служение и Богу, и злу изначально обречено на провал. Нет никого, кто был бы подобен Богу, кто был бы больше или выше Его.
Даже если человек принимает идею, что тёмные силы подобны Богу и с ними можно договориться, то нужно вспомнить слова из Псалтыри: «Ибо все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс. 95:5). Апостол Павел добавляет: «…мы знаем, что идол в мире ничто» (1 Кор. 8:4). То есть мы знаем, что язычество, например, или нью-эйдж — это ничто. Глупо поклоняться пустоте, тому, чего не существует.
Иногда люди отвечают, что колдуны, гадалки или чародеи угадывают будущее очень точно. Потому и идут к ним узнать, продавать квартиру или нет, выходить замуж или подождать, уезжать из «зоны АТО» или остаться. А потом рассказывают, что вот, пришли к знахарке — и та мгновенно исцелила, или поговорили с гадалкой — и всё сложилось так, как она предсказала. Значит, та сторона действительно существует, она реальна и помогает человеку? На это отвечает Сам Господь. В Евангелии от Иоанна сказано, что дьявол — «лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). То есть, даже делая какое-то внешне доброе дело, он стремится обмануть человека, завлечь его в свои сети. Для этого ему нужно что-то дать, чем-то подкупить. Он поступает как мошенники, которые, завлекая прохожего, дают ему возможность выиграть, чтобы тот делал большие ставки и в итоге остался ни с чем. Поэтому — да, возможны какие-то якобы чудеса от лукавого, но они служат погибели человека.
Вообще, чудеса — не показатель истины. В Евангелии от Матфея сказано: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:22-23). Вопрос не в чудесах, а в жизни христианина, в том, поклоняется он Богу Истинному или нет. Чудеса же не играют никакой роли.
В Деяниях святых апостолов описан случай, когда ученикам Христа встретилась служанка, «одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. То она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час» (Деян. 16:16-18). То есть бес восхвалял апостолов, но они не посчитали нужным, чтобы лукавый принимал какое бы то ни было участие в деле проповеди.
Почему служить двум господам опасно?
Во-первых, стремиться угодить Богу и дьяволу одновременно нелогично. Например, когда я сажусь в трамвай, чтобы добраться до храма, то не могу одновременно ехать в трамвае и идти пешком. Либо я верю, что трамвай придёт по расписанию, и жду его, либо не верю, что он приедет, и иду к месту назначения пешком. Нельзя это совмещать, как невозможно одновременно спать и бодрствовать, быть сухим и мокрым. Это совершенно разные действия и состояния.
Во-вторых, Сам Господь в Нагорной проповеди предупреждает нас об этой опасности. «Никто не может служить двум господам» (Мф. 6:24). Далее в Новом Завете читаем: «Исправьте сердца, двоедушные» (Иак. 4:8). В нас не должно быть никакого двоедушия. Если брать житейские причины того, почему нельзя двоедушничать, можно вспомнить Ветхий Завет. Пророк Иеремия пишет, как Господь наводит бедствия на Израиль. Одна из причин — то, что люди ходили к волхвам, колдунам и служили другим богам. Храм Иерусалимский в то время стоял, но народ, принося жертвы Истинному Богу, тут же шёл в рощи и там поклонялся иным богам. За это Израиль был наказан. Так что все эти мелочи таковыми только кажутся, на самом деле они опасны.
Люди, которые поступают, как бабушка из анекдота, забывают важный момент. Принимая крещение и становясь православным, человек (или крёстный от его лица) произносит такую формулу: «Отрицаюсь от тебя, сатана, от гордыни твоей и служения тебе», — после чего трижды плюёт и трижды дует на него. С древних времён плевок символизирует презрение к чему бы то ни было, а дуновение по толкованию некоторых святых отцов означает, что дьявол для нас ничтожен, как комар или муха, дунь — улетит. Как, сделав это, нанеся такую обиду лукавому, можно чего-то от него ожидать? Каких-то поблажек, милостей или воспоминаний в будущей жизни? Нет, конечно. Мы отреклись от него. Увязать это с православием невозможно. Либо ты хороший христианин, либо плохой. Всё.
Некоторые люди романтизируют дьявола. В кино и литературе он всегда ироничен, оригинален — антипод «грустного и строгого» христианства. Почему так? — потому, что никто не хочет углубляться в то, что такое наша вера. Они не знают, что апостол Павел призывает непрестанно радоваться (1 Фес. 5:16), говорит, что Бог наш есть Бог любви. Такое отношение к христианству — тоже оружие дьявола. Он стремится привлечь людей на свою сторону, льстить им, быть рубахой-парнем: делай что хочешь, живи как нравится. Но, по словам Тертуллиана, душа человека по природе христианка. Делая зло, он понимает, что поступает неправильно. Оправдывает себя, но — понимает. К слову, это ещё одна причина распространённости двоеверия. Грех сладок, бросать его не хочется, но душа кричит, и человек понимает, что жизнь идёт не так и не туда. Поэтому он, вместо того, чтобы покаяться и исправиться, пытается всё увязать воедино. В итоге ничего не получается. Вернее, не получается ничего хорошего, только плохое. Страсть и грех разъедают человека.
Мы забываем, что дьявол постоянно желает людям зла и убивает нас нашими же руками. Он как наркодилер: пока ты не взял у него наркотик, он тебе никто. Но как только взял — всё, от тебя не отцепится. Надо понять: с нами воюет дьявол, он будет по пятам ходить всю жизнь. Нужно отказаться от него — как нам приходилось отказываться от некоторых друзей: да, ты мне друг, но сейчас ведёшь меня к погибели. Так и с грехом: да, было хорошо в нём, но теперь он разрушает. Надо бросить его. Как говорят в народе, свято место пусто не бывает. Пустоту нужно чем-то заполнять. Давайте заполним это место Христом. Иначе какими бы хорошими ни были люди, какими бы дарованиями ни обладали, без Бога всё — ничто. «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).
Витторе Карпаччо. Святой Георгий и дракон
Человек, который не видит смысла в жизни, которого гнетёт дьявол, гибнет. Он думает, что вкусил радости, но она его не вдохновляет. Как объяснить, что то, что он попробовал — это совсем не радость, более того, оно вообще не имеет к ней отношения? Это как человек, который никогда не пробовал кофе в зёрнах и пил растворимый «Нескафе», будет думать, что разбирается в кофе.
Что же делать?
Повернуться к Богу и признать, что был неправ. Много лет заблуждался. Для такого признания нужны силы. Это тяжело, но возможно.
Второе: пересмотреть свою жизнь. Часто двоеверие возникает потому, что людей с детства приучают, что плевать через плечо, ставить еду на поминках для умершего, не передавать деньги через порог и тому подобное — это наши традиции. Конечно, зачастую всё не так. Многие обычаи были придуманы в советское и постсоветское время, когда не было доступа в церкви и к священникам. В итоге — кто-то что-то видел, что-то помнит, но не понимает, что. Настоящие, нормальные традиции мутировали во что-то неудобовразумительное. К тому же, не все народные традиции хорошие, многие надо менять. В своё время наши предки изменили не просто традиции, но свою жизнь, когда от язычества перешли в христианство. Они смогли поменять плохое на хорошее, тем более это нужно сделать нам. Поверьте, ничто не мешает.
Беседовала Екатерина Щербакова