Екатерина Щербакова
О чём спрашивают батюшку?
В Добропольском благочинии уже год действует проект «Задай вопрос о вере». Любой человек может позвонить по одному из указанных номеров телефона и услышать ответ священника на вопрос, который его беспокоит. О чём спрашивают люди?
Без права на ошибку
Протоиерей Сергий Кравченко, настоятель храма мц. Александры г. Белицкое, идейный вдохновитель проекта:
1 марта 2016 года в нашей епархии был создан миссионерский отдел. Примерно год назад в процессе начатой работы руководитель миссионерского отдела Горловской епархии архимандрит Паисий (Шинкарёв) обратился к нам, ответственным за миссионерское служение в благочиниях, с просьбой разработать проекты, которые могли быть реализованы в нашей сфере. Одним из предложенных Добропольским благочинием был проект «Задай вопрос о вере». Инициатива воплотить его в жизнь исходила от меня, однако идея принадлежала моему однокласснику по семинарии — протоиерею Илье Настевичу, который служит в Одинцовском округе Московской епархии и несёт послушание миссионера.
Суть в том, что один из пяти священников в определённый день недели дежурит на телефоне и отвечает на вопросы. Для начала нужно было сообщить о нашем начинании людям. Для этого по храмам благочиния и некоторым социальным объектам развесили объявления, в которых рассказывалось о проекте и были указаны номера телефонов, по которым можно задать вопрос. Так началась эта работа, которая ведётся уже год.
Вопросы задают разные. Бывали серьёзные, на которые не сразу можно дать ответ — необходимо почитать святых отцов, подумать, посоветоваться с более опытными священнослужителями. Были на первый взгляд несерьёзные, неофитские. Порой случаются такие, которые могут показаться глупыми. Но мы понимаем, что любое слово, особенно сказанное священником, может ранить, а может и исцелить. Если человек позвонил, значит, он доверяет нам и ждёт помощи. Мы не имеем права на ошибку, которая может оказаться непоправимой. Если врач поставит пациенту неправильный диагноз или назначит не то лечение, то последствия могут быть плачевными. А священник, как известно, это врач души человеческой. Конечно, хороший врач не будет ставить диагноз или, тем более, лечить по телефону. Мы даём самый главный совет: успокоиться, помолиться Богу, прийти в храм для участия в таинствах Покаяния и Святого Причащения. Так начинается духовное лечение человека.
Сейчас такое время, что может позвонить кто угодно и с каким угодно умыслом. Нам нужно помнить, какую ответственность мы несём, отвечая на вопросы людей, которых не знаем и не видим.
Хочу сказать честно, что звонков пока не очень много. Но мы ведь читаем Евангелие и знаем, что Господь наш Иисус Христос, Пастырь Добрый, оставляет девяносто девять Своих овечек и идёт спасать одну заблудшую. Будем надеяться и верить, что хотя бы несколько позвонивших, мучимых отчаянием, неверием, унынием, духовной леностью и прочими пагубными состояниями души, получили благодатную помощь, поддержку и утешение от наших священников.
Бывали курьёзные случаи. Однажды звонили и договаривались о крещении ребёнка, в итоге оказалось, что люди были из другого города и просто не поняли, как действует проект. Ещё спрашивали о том, как нужно поститься, а потом, получив ответ, поучали священника. Обычно на такой вопрос мы отвечаем, что прежде всего нужно поститься духовно, а потом уже телесно, что нет общих ограничений или послаблений в посте. Есть церковный устав как образец того, к чему нужно стремиться. Если не можешь делать всё по уставу — то советуйся со своим священником или духовным отцом.
Мне запомнился вопрос молодого человека: «Что делать, если любишь безответно?» Помню, пятнадцать минут успокаивал его, но в такой ситуации вряд ли можно чем-то утешить. Посоветовал молиться Богу, потому что насильно мил не будешь. Если это твоя половинка — она обязательно будет твоей.
Служба спасения чучел
Протоиерей Леонид Доценко, благочинный Добропольского округа:
Среди вопросов, которые задают в рамках проекта, немало таких, что вызывают улыбку. Например, в этом году мне много раз звонили накануне масленицы и спрашивали: «Батюшка, каким должно быть масленичное чучело? Как его сжигать?» Отвечал, что это неправославная традиция. На Масленицу нужно проведывать своих близких, помогать друг другу, готовиться к наступающему посту, а о чучеле не может быть и речи. Многие прислушались, в итоге я стал какой-то службой спасения масленичных чучел. Выяснилось, что многие сжигали, но мучились сомнениями: «Как же так, мы шьём эту Масленицу, вкладываем тепло сердца, а потом — сжигать? Это ведь неправильно!»
Ещё был вопрос: «Как правильно праздновать день святого Патрика?» Ответил, что это ирландский святой, но праздник скорее светский, как и день святого Валентина. Наша Церковь почитает святого Патрика 31 марта.
«Как плести венок на Ивана Купала?» Объяснял, что этот праздник — языческий, к нашей Церкви не имеет никакого отношения. Напоминал, что у нас, православных христиан, есть замечательный праздник — день святых Петра и Февронии, и предлагал отметить его.
Я пришёл к выводу, что надо возрождать наши, православные традиции и праздники, рассказывать о них людям, потому что о них просто не знают. А все коммерческие праздники просто окрадывают нас.
Ещё заметил, что люди часто звонят ради общения и очень радуются, что им кто-то ответил. Благодаря нашему проекту они получают возможность пообщаться, а это уже немало.
Когда «Бог в душе»
Священник Сергий Пронько, настоятель Амвросиевского храма Доброполья:
Если проанализировать вопросы, которые задавали мне в рамках проекта, то чаще всего люди, в особенности женщины, жалуются на свой трудный жизненный путь, на то, что в семье их не понимают, они несчастны в глубине души, не видят просвета и утешения в жизни. Спрашивают же о причинах своего несчастья. На этот вопрос мы обычно задаём встречный: не виноваты ли они в совершении греха аборта? К сожалению, часто ответ на этот вопрос положительный. Жизнь очень строгая, и часто необдуманные поступки, совершаемые людьми, со временем выходят им боком. Господь накладывает епитимью на человека, и он вынужден терпеть беды и горести. Поэтому прежде, чем что-то делать, нужно хорошо подумать. Очень важно стараться не совершать тяжких грехов. В современном мире женщины делают аборты, не считая их чем-то плохим — наоборот, воспринимая их как нечто очень удобное в случае, если беременность нежелательна. Однако впоследствии всё это выльется страданиями и жизненными неприятностями.
Запомнившийся вопрос: «Церковь заставляет поститься, молиться, а это скучно и неинтересно. Сейчас много религий, не требующих этого, в которых молодёжи весело и интересно. Зачем нужны молитвы и всё остальное? Ведь Бог у нас в душе!» На такие вопросы мы отвечаем просто и коротко: каким бы умным и дельным ни был человек, он не спасётся без участия в церковных таинствах. Считающий себя достойным Царствия Небесного только потому, что он «очень хороший», находится в прелести и явно заражён фарисейской гордыней. Фарисеи как раз и считали себя праведными, безгрешными и достойными Царствия Небесного.
Ни один праведник не спасётся без таинств. Это ответ всем мнимым праведникам, которые «имеют Бога в душе» и надеются без труда вынуть самую главную рыбку из пруда — попасть в Царствие Божие. Без таинств и духовной работы над собой это возможно либо большими скорбями, либо покаянием. Нужно жить духовной жизнью. Человек — не бездумное животное, которому нужно удовлетворить только самые примитивные потребности. Он должен жить в мире с Богом, со своей душой и со всем миром, как существо разумное, как образ и подобие премудрого и вселюбящего Бога.
Если изменил муж
Протоиерей Юрий Фещук, настоятель Казанского храма г. Белозёрское:
«Мы с мужем прожили в браке более десяти лет. Брак венчанный, но в прошлом году муж мне изменил и ушёл к другой. Сейчас он расстался с той женщиной и хочет вернуться, но я не знаю, развестись с ним или принять обратно. Я боюсь, что когда-нибудь он вновь нас предаст. Ещё хотела узнать: являемся ли мы пред Богом мужем и женой? Если мы всё-таки станем жить вместе, будет ли наш брак венчанным?»
Разводиться или нет в этой ситуации — однозначного ответа дать нельзя. Только человек, которому изменили, может принять решение, развестись после измены или попытаться уврачевать ситуацию прощением и любовью. За супругов сделать этот выбор не может никто, потому что жить в браке, где случилась беда, только им. Вот почему Евангелие хотя и называет измену единственной причиной для развода (Мф. 5:32), но не даёт категоричного повеления обязательно разводиться, если она произошла. Конечно, измена — тяжёлый грех, очень серьёзная травма для всей семьи. То, что раньше было единым целым, распалось, брак словно треснул пополам. Далеко не каждая жена способна жить потом с изменившим супругом — даже в случае покаяния мужа.
Один опытный священник сказал о заповедях Божиих, по которым должна жить семья: «Заповеди — не какие-то запреты или табу, а дорожные знаки, предупреждающие об опасности». Седьмая заповедь гласит: не прелюбодействуй. Совершая грех против семьи, человек не найдёт счастья. Существует закон духовного равновесия: сея зло и грех, мы зло и пожнём, наши грехи к нам же и вернутся.
Что касается вопроса, будет ли действительным таинство венчания в случае возвращения мужа — да, таинство остаётся действительным, вы по-прежнему перед Богом муж и жена. А сможете ли вы доверять мужу после измены, ответит вам только ваше сердце. Думаю, с молитвой вы примете верное решение. Молитесь о своём супруге.