Протоиерей Константин Лисняк
О маккавеях на Руси, поисках правды и святых «революционерах»
14 августа — память святых мучеников Маккавейских. Как известно из библейской истории, их смерть послужила поводом для начала восстания еврейского народа и свержения правящего режима. Значит ли это, что Церковь одобряет народные протесты и революции? Сегодня они активно происходят по всему миру.
К своей борьбе за земную справедливость люди пытаются привлечь Бога, выступая под религиозными знамёнами. «С нами Бог!» — зачастую раздаётся и с одной, и с другой сторон баррикад. Но действительно ли Церковь благословляет мятежи и уличные столкновения?
В каком случае протест против власти будет оправдан, а в каком тяжким грехом ляжет на плечи народа? Об отношении православных христиан к народным волнениям и примерах маккавеев на Руси — благочинный Соледарского округа, настоятель Преображенского храма города Соледар протоиерей Константин Лисняк.
Мученичество семи братьев Маккавеев описывается во второй из трёх библейских книг, названных Маккавейскими (6:18-7:42) и принадлежащих к неканоническим книгам Священного Писания Ветхого Завета. Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл вместе с их матерью были схвачены за соблюдение благочестивых иудейских традиций и открытое исповедание веры в Единого Бога. Это происходило во времена, когда Иудея была покорена сирийцами. Царь Сирии Антиох IV Эпифан, правивший в 175-164 годах до Рождества Христова, был известен особенной ненавистью к единобожию и садистскими наклонностями. При нём также пострадали книжник Елеазар и многие другие, оставшиеся неизвестными, ветхозаветные мученики. В знак отречения от веры схваченные иудеи должны были съесть свиное мясо, что было запрещено законом Моисеевым, так как свинья считалась нечистым животным. В случае отказа правитель подвергал жертв жестоким, нечеловеческим пыткам.
Иерусалимский храм этот нечестивый правитель превратил в капище древнегреческого бога Зевса, а чтобы ещё больше досадить евреям, демонстративно заколол на его жертвеннике свинью. Это, а также жуткие пытки, которым подвергли братьев Маккавеев, послужило толчком к восстанию. Народные мстители под предводительством священника Маттафии и его сыновей взяли себе наименование Маккавеи, которое вовсе не связано с маками, а переводится как «молоты». С армией всего в 6000 человек после очень продолжительного восстания им удалось освободить Иудею от поработителей.
Второй Иерусалимский храм
Главным событием стало очищение от идольского капища Иерусалимского храма, память которого современные евреи празднуют до сих пор, отмечая Хануку (на древнееврейском языке — «очищение, обновление»). Это произошло после четырёх долгих лет борьбы. Само же восстание продолжалось более двадцати лет.
Освободительная борьба осложнялась тем, что верхушка иудейской знати и даже многие священники видели для себя выгоды в подчинении сирийцам. Маккавеям пришлось уйти в горы и вести скрытую партизанскую войну. Часть простого народа, не слишком приверженная к истинной вере и уставшая от затяжной войны, не понимала, зачем нужно восставать против оккупантов, подчинивших себе уже многие страны. Многие иудеи переходили на сторону сирийской армии и боролись против Маккавеев. Тем не менее, в 140 году до Рождества Христова власть Маккавеев официально была установлена.
Все эти события описывают три Маккавейских книги, вошедших в Ветхий Завет. Святых братьев Маккавеев и их матерь, пострадавших за веру, Церковь причислила к лику святых, а вот поднявших хотя и справедливый, но мятеж против власти Маккавеев — нет.
Правителем Иерусалима стал один из сыновей священника Маттафии — Симон. Их семейство, принадлежавшее к древнему роду Хасмонеев, впервые после вавилонского пленения восстановило в Иудее царскую власть. Этой власти удалось продержаться в общей сложности 80 лет. Все эти годы Израиль непонятно как оставался практически единственным островком свободы: все окружающие народы были завоёваны могущественными империями.
Погубила независимое иудейское государство междоусобная распря между очередными наследниками престола. Внутренними политическими нестроениями не преминула воспользоваться одна из наиболее могущественных держав того времени — Римская империя. Обетованный Спаситель мира пришёл уже в порабощённый римскими завоевателями Израиль…
Оправдана ли освободительная борьба Маккавеев?
Маккавейские книги называют неканоническими, но только потому, что они не дошли до нас в оригинале — на древнееврейском, а дошли на древнегреческом. Некоторые, например, протестанты, их не признают из-за этого. Но как можно их отвергать, если это важная часть библейской истории? Это всё-таки условное разделение. В нашей Библии эти книги есть. В них описывается народное восстание против сирийских поработителей, заставлявших израильтян отказаться от своей веры.
Если мы попытаемся перенести ту ситуацию в день сегодняшний и сравнить с брожениями, которые происходят в современном обществе, то станет очевидным, что борьба Маккавеев велась с иноземными захватчиками, но не со своим собственным народом из-за тех или иных политических разногласий. Другая нация пыталась поработить еврейский народ. Эту борьбу, безусловно, можно приравнять к Великой Отечественной войне, которую вёл наш народ против фашистских поработителей.
Святые «революционеры» на Руси
С.Н. Ефошкин «Благословение князя Дмитрия Иоанновича со дружиною на битву»
Таких примеров в истории Церкви было немало. Вспомним преподобного Сергия Радонежского, который благословил святого благоверного князя Димитрия Донского на Куликовскую битву против татаро-монголов и даже дал ему в помощь двух своих монахов — Пересвета и Ослябю. Долгое время славяне терпели, платили татарам дань, пока те не трогали религиозную часть их жизни. Но вот татаро-монголы, которые раньше были огнепоклонниками, приняли ислам и стали его активно насаждать на Руси. И славяне восстали. Произошло сражение, которое принесло нашим предкам победу.
Вспомним 1612 год, когда попытались захватить власть и насильно насадить католицизм польские интервенты. Простые горожане, крестьяне под руководством князя Дмитрия Пожарского и купца Кузьмы Минина собрались в народное ополчение, неся впереди себя Казанскую икону Божией Матери, и свергли оккупантов, наголову разбили польскую армию. Чем вам не Маккавеи? Сейчас многие исторические моменты подвергают сомнению, но свержение польских интервентов простым народом — полностью подтверждённый в истории факт.
Почему в сегодняшние народные протесты Церковь не вмешивается?
Сегодня же, когда брат восстаёт на брата, крещёный на православного, как Церковь может благословить ту или другую сторону на войну? Тут важно отделить семена от плевел, войну за веру и Отечество от братоубийства. Отношение Церкви к сегодняшним протестам в Белоруссии и других странах остаётся таким же незыблемым, как и в 2014 году: когда подобное происходило у нас, Церковь с самого начала заявила, что православные христиане стоят за мир и прекращение междоусобной брани, за то, чтобы люди умели договариваться за столом переговоров, а не сидя в окопах по разные стороны баррикад. Церковь выступает за мирное урегулирование любого конфликта внутри одного государства — политического, межконфессионального, какого угодно.
Перед памятью святых мучеников Маккавейских Церковь как раз вспоминает священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского, пострадавшего от большевиков в 1922 году. В свою бурную революционную эпоху он говорил о том, что Церковь должна остаться непричастной к политическим разногласиям. Ей нельзя быть частью государства, потому что при очередной смене власти её воспримут как часть государственной машины. В 1917 году эта трагедия произошла: священников расстреливали, а храмы закрывали, потому что большевики восприняли Церковь как часть государственного, административного аппарата. Но она — Богочеловеческий организм. Вот почему сегодня христианам важно сохранить мудрую миротворческую позицию — блаженны миротворцы (Мф. 5:9).
Всегда ли можно мстить за кровь мучеников?
Как быть, если подобное мученичество за веру, какое претерпели Маккавеи, будет происходить у нас? Поднимать ли восстание? В нашей недавней, советской, истории был подобный пример. Храмы закрывали, священников расстреливали, верующих отправляли в лагеря. Но православные христиане не взяли в руки оружие — ведь воевать им пришлось бы против своих же братьев. Они собирались для молитвы и совершения литургии тайно, а вместо одного убитого священника рукополагались двое… Таким образом народ пытался сохранить свою веру в условиях гонений, и ему это удалось.
Кровь целого сонма мучеников, исповедников советской эпохи свидетельствует о терпении и покорном несении креста нашим народом. Они учат нас своим примером, как надо реагировать на подобные ситуации, приход безбожной власти. Посмотрите, как сегодня ведут себя христиане на Западной Украине. Священники и миряне, которых выгоняют из собственных храмов, собираются на молитву на улице или где-то ещё. Они «протестуют» своим смирением, молитвой и защищают свои храмы в судах, а не в сражениях.
Подготовила Мария Цырлина