Протоиерей Андрей Чайкин
Паче всех человек окаянен есмь? Точно?
Кельнский собор. Горгулья
Что делать, если какие-то молитвы или библейские события отталкивают вас своей жестокостью, а перечисление блудных страстей в незнакомом молитвослове вгоняет в краску? Как быть, если среди молитв есть любимые — и те, что совершенно не трогают сердце? Можно ли пропускать те молитвы, что «не про меня»? На эти вопросы ответил протоиерей Андрей Чайкин, настоятель храма в честь свт. Василия Великого п. Стожковское г. Шахтёрск.
Как относиться к «жестокому Богу»?
— Начало нашей молитвенной и церковной жизни — это Священное Писание. Часто люди, которые начинают читать его с начала, то есть с Ветхого Завета, особенно если в духовном плане они ещё «зелёные», смущаются, потому что именно там они сталкиваются с «жестоким Богом». Нельзя смотреть на Ветхий Завет как на отдельную книгу. Всё-таки он неразрывен с Новым Заветом, все части Библии тесно связаны между собой, и важно воспринимать общую картину. Читая, нужно размышлять: почему, а вернее — зачем Господь именно так делал что-либо относительно еврейского народа?
Человек после грехопадения всё больше и больше развращался. И насколько он был жесток, настолько же жёсткими должны были быть те инструменты, которыми Господь отделял Свой народ от всего, что могло его развратить. Кажущаяся жестокость Бога — это жестокость отца, который любит своего ребёнка и старается оградить его от всякого пагубного влияния. В жестокое время, когда иудеи завоёвывали обетованную, то есть обещанную им Богом, землю, Богу приходилось действовать как справедливому судье и любящему отцу — ограждать Свой народ от тех племён, чьё влияние было негативным (вспомним, например, культ Ваала, когда в жертву приносились младенцы). То, что нам кажется жестокостью Господа, было проявлением Его справедливости как беспристрастного Судии — для того, чтобы богоизбранный народ обрёл единого Бога и единую веру. Благодаря такому развитию событий из этого народа произошла Пресвятая Богородица, родившая Спасителя. А уже Новый Завет провозглашает, что Бог есть любовь.
Часто люди задаются вопросом: почему, если Бог есть любовь, гибнут дети, умирают молодые люди, происходят несчастья и войны? Здесь снова важно правильно ставить вопрос: не почему, а зачем это происходит? Душа человека забирается Богом тогда, когда она наиболее близка к тому, чтобы войти в Царствие Небесное. Так садовник срывает наиболее спелый плод или срезает самый красивый распустившийся цветок.
Рвала сирень на кладбище…
Что касается молитв: они представляют собой произведения тех людей, которые в своём опыте общения с Богом достигли невероятных вершин. Каждое слово пропущено через душу и сердце святого, чтобы другие, менее опытные люди могли с их помощью обращаться к Богу. Если эти тексты смущают молящегося словами, значение которых тому непонятны (например, «мшелоимство», «скверноприбытчество» и т.п.), то в этом случае нужно просто самообразовываться, чтобы понимать, какой смысл эти слова несут. Для этого есть священники, воскресные школы, интернет.
Бывает, что в храмах распространяют листовки из каких-то монастырей, в которых содержатся молитвы и целые списки всевозможных грехов. Человек, читающий такой листок и не подозревающий о существовании столь разнообразных прегрешений, «просвещается» совершенно не нужным образом. Может, он не собирался ничего такого делать, не имел помышлений о таком грехе и узнал о нём только потому, что прочитал. А ведь враг рода человеческого не дремлет и всегда найдёт возможность подтолкнуть человека к тому или иному прегрешению. Поэтому я противник подобных листочков и готовых перечней для исповеди. Это таинство должно совершаться священником. Он — духовный врач. Чтобы назначить лечение, ему нужно знать историю болезни. Поэтому нужно подходить и говорить о том, что совершили вы, а не кто-то другой.
Это меня не касается?
Бывает, что какие-то молитвы не соответствуют нынешнему духовному состоянию человека, и у него возникает вопрос: нужно ли их читать? Скажу так: молитвы, составляющие правило, желательно вычитывать полностью, невзирая на то, нравятся они вам или нет, смущают или радуют. По какой причине? Святые, оставившие нам эти молитвы, пропустили каждое слово через свои души, через свой духовный опыт общения с Богом. Когда нам кажется, что что-то в них не касается нас, то это неправильный подход.
Нас должно смущать не то, что написано о геенне огненной или блудных грехах, не то, что мы говорим о себе как о смердящем или мерзком — а мы себя такими не ощущаем. Должно настораживать то, что мы думаем, что не такие. Здесь кроется большая ошибка тех, кто только ступил на путь христианской аскезы (ведь стояние на молитве — это уже аскеза для многих людей). На нём будет встречаться много искушений, которые нужно преодолевать. Важно помнить, что молитвы написаны святыми отцами, которые проложили через эти молитвы свой путь ко спасению. Не нужно думать, что «вот это меня не коснётся», «это — не обо мне». Порой нас неожиданно такие вещи касаются, о каких мы и подумать не могли.
Бывает так, что какие-то молитвы ближе к сердцу, а какие-то не вызывают душевного отклика. Это естественно. У каждого из нас свои жизненные обстоятельства, радости и скорби. Соответственно, в эти моменты молитвы вызывают разные чувства. Кто-то преисполнен радости и хочет благодарить Бога, а другой в печали и ищет утешения. Можно составить для себя подборку таких молитв, которые вам дороги. Но когда вы читаете правило, которое уставом допущено к прочтению каждым христианином, выбрасывать ничего нельзя. Нужно вчитываться в те слова, которые предлагает Церковь, потому что постепенно они обретут смысл.
Например, мы читали Великий покаянный канон Андрея Критского. Там новоначального многое может смутить. Но нужно тренироваться, разбираться, стараться понять. Ведь, когда ребёнок приходит в первый класс, для него высшая математика — это непонятное. Так и с молитвами.
Не нужно вычитывать десятки канонов
Не нужно вычитывать десятки канонов. Стал на путь аскезы — иди потихонечку, шажок за шажком. Потому что иначе ты просто упадёшь под тяжестью того, что сам взвалил на себя. Это ведь не Господь тебе велел столько вычитывать, не священник наложил епитимью. Это ты сам, а твой неокрепший духовный организм не выдерживает. Ты упадёшь, раздавленный, тебя посетит уныние, и закончится тем, что молиться вообще не захочется. Поэтому начинать нужно понемногу, пусть даже с сокращённого правила. Главное, чтобы это было осознанно и от души. Потом, если будешь всё правильно делать, те пятнадцать-двадцать минут на утренние и вечерние молитвы не будут для тебя трудом, и ты с удовольствием будешь к ним приступать. Молитва будет не в тягость, а в радость.
Смущающие слова молитв постепенно обретут свой смысл. Со временем. С увеличением вашего духовного роста. Потому что чем больше вы будете духовно расти, тем больше вам будут встречаться разного рода искушения — как это было со святыми. Тем больше грехов вы будете замечать за собой. Тем серьёзнее будет ваша духовная работа. И тогда ваш взгляд на некоторые молитвы может измениться.
Записала Екатерина Щербакова