Протоиерей Константин Лисняк
Поборем ли мы нищету?
Фото Александра А. Дьяченко
Кто виноват, что человек нищий — Бог, государство, он сам? Реально ли победить нищету? Если да, то кто и что для этого должен делать? Протоиерей Константин Лисняк, благочинный Соледарского округа, размышлял на эту непростую тему накануне Международного дня борьбы за ликвидацию нищеты.
Мне как-то попались лекции протоиерея Олега Стеняева, в которых он говорит о том, что первые общины христиан назывались нищими. И одна из заповедей блаженств — «блаженни нищие духом, яко их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3). Не так уж плохо быть нищим, особенно — имея православный взгляд на нищету, то есть если человек осознаёт свою немощь перед лицом греха, неспособность своими силами справиться со своими страстями и грехами, которые его терзают. Так что в этом отношении не надо бороться с нищетой. Получается, не всякая нищета — плохая.
Как относиться к неравенству?
Если говорить о нищете материальной и глобально рассматривать, почему люди нищие, то здесь тоже есть множество разных аспектов. Нужно разобраться в том, что такое богатство и бедность вообще. Отношение к этим понятиям периодически меняется. Например, раньше, в советское время, назвать человека богачом приравнивалось к оскорблению. Было не модно и даже неприлично быть богатым. С точки зрения идеологии тех лет большие деньги «попахивали» криминалом. Сегодня, конечно, всё не так. Взгляд на богатство изменился в корне.
Думаю, что нельзя всех уравнять. Общество, в котором все богаты, — это утопия, которая невозможна в принципе. В мире имеет место большое неравенство, подчёркивающее многообразие промысла Божия. Как к этому неравенству относиться? Если есть бедные, богатые, и между ними — любовь, то это состояние нормальное. Первые нуждаются в помощи, вторые им её оказывают, осуществляется принцип определённой взаимопомощи. В таком сценарии жить можно. А вот если есть неравенство, но нет любви, то люди начинают искать справедливости. История знает много примеров, как это происходит: свобода-равенство-братство, советские лозунги, которые, по сути, тоже утопия.
Нужно ли видеть людей, которые передвигаются на колясках и костылях? Детей с ДЦП или с инвалидностью? Что происходит с душой, когда человек видит несчастье другого? Того же нищего, который просит милостыню? — она испытывает сострадание, жалость, сочувствие. Благодаря примерам такого несчастья общество сохраняется от разложения, чтобы окончательно не оскотиниться и не превратиться в стадо зомби. Когда мы видим, что человек нуждается в помощи, в душе просыпаются очень важные чувства. Если с этой точки зрения посмотреть на нищету, то, наверное, это очень важная часть нашей жизни.
Самый простой способ убить общество
Мне очень нравится слово Иоанна Златоуста на евангельское чтение о богаче и Лазаре. Кто виноват в том, что Лазарь столько лет лежал у дома богача? Господь не случайно прислал именно этого нищего к именно этому богатому человеку, а чтобы достучаться до его сердца. Златоуст пишет, что богатые люди гораздо несчастнее бедняков, у которых есть всё самое простое. Они рады малому. Знает ли богатый человек вкус воды? — вряд ли. У него вместо неё — роскошные вина. В современном мире это разнообразные кофе и чаи, всевозможные напитки. Но ведь наилучший способ утолить жажду — это вода. Потом святитель цитирует Соломона: сон бедняка крепок, а богачу трудно уснуть из-за тяжёлой пищи и переживаний о своём богатстве.
Ещё он говорит, что, если бы все были богаты, то такое общество было бы нежизнеспособным. Кто осваивал бы рабочие профессии? Это чрезвычайно здравая мысль. В современном мире такая проблема уже существует. Я занимаюсь строительством храма — и очень сложно найти хорошего строителя, электрика, сварщика, штукатура, и так далее. Профессии, в которых нужно что-то делать руками и работать головой, не престижны.
Бедность заставляет человека работать и быть полезным для окружающих. Он вынужден тяжело трудиться, но в то же время — вписывается в картину многообразия человеческого социума и дополняет её своей необходимой работой. Миллионер не будет ставить унитаз, монтировать раковину, разгружать вагоны, а бедные люди придут и помогут.
Наше только то, что мы раздали другим
Мы знаем немало примеров, когда очень богатые люди, пресытившись или придя к тупику в своей жизни, оставляли богатство и уходили в простую жизнь. Ярчайший пример — преподобный Серафим Вырицкий. В своё время он был очень состоятельным человеком, хотя поднялся из низов, но отказался от богатства и стяжал настоящую благодать. Так что богатство тоже не всегда благо.
Я не хочу сказать: «Пусть будет нищета». Её наличие в обществе — это повод проявить любовь к ближним и подумать об умеренности. Ведь богат не тот, кто имеет много, а тот, кто доволен тем, что имеет. Апостол Павел предупреждает нас о том, что сребролюбие — это корень всех зол. Это рак души. Когда человек ставит превыше всего деньги, это беда. Поэтому истина — как всегда посередине. Слышал выражение: «Что припрятал — потерял, что раздал — вернётся снова». Это то же, что и слова «рука дающего не оскудеет». Святые отцы говорят: «Наше только то, что мы раздали другим». Мне кажется, что такое отношение к богатству, средствам — наиболее здоровое.
Конечно же, на государстве лежит ответственность за львиную долю проблем нищих людей, выпавших из обоймы в социальном плане — тех, кто потерял статус, побирается и ищет еду по мусорным бакам. Пенсионеров, которые не умеют просить милостыню, и будут еле-еле концы с концами сводить, отдавая всё за коммуналку и тихо умирая от голода и отсутствия лекарств. Но и мы как верующие люди не можем не помогать им.
Как говорит наш Патриарх, насущная задача — постепенно превратить приходы в церковно-приходские общины. Нужно, чтобы получилась особая структура, что-то большее, нежели просто собрание людей, которые пришли помолиться о своих личных нуждах. Здесь мне нравится идея помощи по принципу «кто чем может». Ведь каждый в своей сфере имеет какие-то знания или возможности, чтобы сделать доброе дело. Врач может лечить, педагог — учить, имеющий автомобиль — отвезти-привезти куда-нибудь.
По словам аввы Дорофея, можно сделать доброе дело, чтобы тебя Господь благословил в земной жизни. Можно сделать добро, чтобы тебе грехи простились — это степень повыше. А самая высшая степень — это когда делаешь добро ради самого добра, потому что это свойство твоей души. С христианской точки зрения нужно не столько искать виноватых в том, что есть нищие, сколько думать о том, чем можешь помочь. Как в поговорке: делай что должно, и будь что будет. У нас обычно только вторую её часть воплощают в жизнь. А первую как же? Каждый на своём месте, осознавая личную ответственность, которая очерчена рукой промысла Божия, посмотри в диапазоне своей жизни: где ты вращаешься? С кем общаешься? И делай в этом круге, что можешь. Наверняка принесёшь кому-то пользу.
Что едят ваши родители?
Говоря о нищете, нельзя не коснуться ещё одного аспекта — и, думаю, любой священник меня поймёт. Это люди, которые «работают нищими» и спекулируют на религиозных чувствах окружающих, эксплуатируют наше добро, милосердие. У меня часто бывали такие случаи: человек приходит, просит денег или продукты. Смотришь — стоит здоровый мужик. Даёшь ему веник и просишь замести или выносишь швабру с ведром и просишь вымыть лестницу в подъезде. И сразу такое недоумение: ну я же интеллигентный человек! Что вы мне предлагаете?!
Во многих случаях надо вспомнить Дидахе, где сказано, что милостыня должна запотеть в руке дающего. Нужно подумать, кому дать, сколько, как именно лучше помочь. Нельзя просто откупиться и уйти. Тот, кто по-настоящему нуждается в помощи, тихонько тянет свою лямку, в то время как профессиональные нищие просят «на хлебушек», а когда им хлебушек даёшь — выбрасывают его. Истинно нуждающихся нужно искать. А порой не надо даже далеко ходить — детям стоит посмотреть, что едят их престарелые родители, что у них в холодильнике, какие медикаменты у них есть. Это самое главное!
«Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8). Сначала нужно позаботиться о близких, а потом уже о тех, кто входит в более широкий круг нашего общения — сотрудниках, соседях. Это цементирует общество. Наше разнообразие и отсутствие равенства между людьми помогает нам выживать. Если богатый будет иметь доброе сердце, давать милостыню, а нищий принимать её с благодарностью, это будет всем во спасение. А если один будет ненавидеть другого — то мы будем жить в аду.
Господь не спросит про акафисты
Нищий тоже может быть сребролюбцем, если он привязан к тому жалкому скудному имуществу, которым обладает, делает из него идола. Тогда он тоже погибающий человек, даже если у него нет ни кола ни двора. По Евангелию, проще верблюду пройти сквозь Игольные уши, чем богатому в Царствие Небесное. Чтобы верблюду пройти через врата, о которых сказано в Писании, его нужно развъючить, снять с него всё, а потом он должен на коленках протиснуться. Так же и человеку надо не привязываться ни к чему материальному и быть готовым расстаться со всем, что он имеет, в любой момент. Мы живём как в гостинице, где нам дали попользоваться какими-то благами, поносить какие-то тряпки. Это трудно, но не смертельно.
Наше спасение только в вере и во Христе. Нужно объединяться вокруг Него, держаться за Его хитон и так преодолевать всё. Если будет так, то мы не сможем не помогать друг другу, не делать добрых дел. Господь не будет спрашивать, сколько ты акафистов прочитал или богослужений отстоял. Всё гораздо проще. Скольких накормил, скольким помог? Вот такие вещи — определяющие.
Виноват ли Бог в нищете?
Если говорить о Боге — виноват ли Он в том, что есть нищие? — то нужно читать книгу Бытия, там всё написано. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Когда Адам и Ева пребывали в раю, у них было всё необходимое для жизни. Человек жил в блаженстве, радости, счастье, общении с Богом и полной гармонии с окружающим миром. Но произошло грехопадение, которое стало трагедией космического масштаба.
Повредилось всё: и животный мир, и отношения между людьми, и вселенная. Земля стала иной, и воздух, и даже время — есть такая точка зрения у богословов. Так что не надо Бога обвинять. Можно винить только грех. А человек греха не изобретал, это предмет демонического происхождения. Он был привнесён сатаной в нашу жизнь, и теперь мы страдаем, болеем и умираем. Но, слава Богу, у нас есть Христос, Церковь и возможность вернуть себе потерянный рай через церковную жизнь. К этому и нужно стремиться.
Записала Екатерина Щербакова